Западный нефтесервис попал под санкции США

Версия для печати

Правительство России разрабатывает план по импортозамещению

Российские власти намерены создать конкуренцию для западных сервисных компаний на рынке нефтегазосервисных услуг. Минэнерго РФ разрабатывает документ с подробным планом импортозамещения товаров и услуг в ТЭКе. По мнению аналитиков, экономические санкции Запада, которые бьют по ключевым отраслям, заставили федеральные власти обратить внимание на проблему. При этом, как отмечают участники рынка, на местном уровне правительства ряда регионов уже оказывают поддержку отечественным производителям. Эксперты отрасли видят два пути перехода к российскому поставщику оборудования и услуг. Первый – изменение финансовой политики самих нефтяных компаний (НК), второй – пересмотр условий кредитования отечественными банками. Впрочем, федеральные аналитики уверены, что основные финансовые ресурсы будут направлены государством. Однако они не исключают, что деньги могут прийти и из Поднебесной.

Власти РФ намерены снизить зависимость топливно-энергетического комплекса от импортного оборудования и услуг. Для этого в правительстве разрабатывается план по импортозамещению в ТЭКе. Планируется, что в документе будет прописано, как диверсифицировать источники импорта, обеспечить условия появления российских аналогов товаров, работ и услуг (в том числе с помощью налоговых и кредитных послаблений). Также будет продумано, каким образом проводить локализацию производства оборудования, корректировку существующих программ и создание новых.

По данным Минэнерго, на сегодня в добыче нефти и газа на импортное оборудование приходится до 24% (на шельфе – почти 100%), в нефтегазопереработке и нефтехимии – до 35% (при производстве сжиженного природного газа – около 100%). Напомним, по подсчетам аналитиков, около 25% нефтесервисного рынка России занимают крупные иностранные нефтесервисы – Schlumberger, Halliburton и Wetherford, – которые имеют гораздо больше технологических возможностей и совсем не стеснены в капитальных вложениях. «Практически все российские нефтяные компании используют услуги иностранных подрядчиков, которые заинтересованы в дальнейшем росте российского рынка нефтесервисных услуг и считают его одним из наиболее перспективных. Это связано с необходимостью российских НК сдерживать темпы снижения добычи нефти на изношенных месторождениях и увеличивать объемы работ по освоению нетрадиционных запасов нефти: разработка шельфа и трудноизвлекаемых запасов нефти. Например, сегодня ОАО «Роснефть» рассчитывает на приобретение технологий. В свою очередь, ОАО «Сургутнефтегаз» самостоятельно применяет передовые технологии при участии международных компаний. В любом случае, сегодня нам придется развивать не только технологии применения передового оборудования, но и его производство. Также необходимо уделить внимание и специализированному судостроению для нужд освоения шельфа. Важен и обмен технологиями с иностранными компаниями, и применение требований по локализации производства оборудования, используемого как при добыче «трудной» нефти, так и при освоении шельфовых месторождений», – говорит аналитик независимого агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг.

Федеральные аналитики отмечают, что проблема импортозамещения в нашей стране достаточно остра. Причем заключается она не только в том, что Россия попадает в зависимость от иностранных поставщиков, но и в том, что в стране просто не развиваются соответствующие отрасли. «В стране нет собственных технологий, отсутствуют профессиональные кадры, не используются в полной мере сырье и материалы. Все это привело к тому, что мы начинаем отставать от мировых технологических лидеров. При этом снижается инвестиционная привлекательность страны, наблюдается отсутствие роста и социально-экономического развития», – считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Эксперты отрасли называют вопрос о снижении зависимости от западных услуг и технологий перезревшим, поскольку эту проблему уже несколько лет пытаются решить региональные власти на местах. При этом, как уверяют участники рынка, санкции Запада лишь обозначили проблему. «Сегодня мы не видим последствий от экономических ограничений США и ЕС по отношению к России, но произошло осознание, чем все может закончиться. С одной стороны, действия федеральных властей можно связать с внешнеполитическими взаимоотношениями РФ. Но с другой, можно говорить и о том, что Минэнерго наконец-то одумалось и повернулось лицом к местному производителю. Однако это движение началось еще в регионах. Так, правительство Тюменской области компенсирует нефтяным компаниям 8% налогов, если они покупают оборудование у местных производителей. Аналогичные послабления существуют и в других субъектах», – отмечает президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов.

По мнению ряда экспертов, поддержка отечественных производителей, работающих в ТЭКе, не обязательно должна выражаться в прямом финансировании. По мнению Дмитрия Баранова, это могут быть юридические, налоговые и другие меры, побуждающие отечественные компании закупать российские товары и услуги. Кроме того, одну из мер изменения ситуации аналитик видит в заинтересованности иностранных компаний создавать в России свои предприятия для производства продукции, которая не представлена на рынке отечественными предприятиями. Эксперт отметил, что совместные компании могут стать эффективным инструментом передачи интеллектуальной собственности и соответствующего опыта.

Эксперты рынка называют два варианта поддержки отечественных предприятий, производящих оборудование и оказывающих услуги компаниям ТЭК. «Сегодня расчеты нефтегазовых компаний с местными товаропроизводителями должны перейти на другой уровень. Например, работы должны авансироваться, а оплата производится через 10-15 дней после выполнения услуг. Для НК – этот механизм абсолютно не затратен и не требует стратегических фондов или дополнительных средств», – считают участники рынка.

Напомним, в начале года финансовая политика ОАО «НК «Роснефть» и генподрядчика ОАО «Газпром» создала риски для дальнейшего существования нефтегазосервисных компаний ХМАО-Югры. Так, сервисам были предложены кабальные условия со стороны компании Игоря Сечина – 60-дневное авансирование и замораживание расценок. В сложном положении оказались и газосервисные компании ХМАО-Югры. Еще в ноябре 2013 года подрядчики ОАО «Газпром» начали противостояние с получившей статус генподрядчика по ремонту и обслуживанию газотранспортной системы структурой ЗАО «Стройтрансгаз», принадлежащей российскому олигарху новой волны Геннадию Тимченко. Компаниям предлагался понижающий коэффициент 0,75, получение оплаты работ только через 120 дней после закрытия акта выполненных работ. К решению проблемы сервисов подключились югорские власти.

Второй путь связан с политикой финансово-кредитных организаций. «Сегодня многие сервисные предприятия нуждаются в инвестициях для обновления оборудования. Для многих из них взять кредит в банке достаточно проблематично. Во-первых, их дают под очень высокие проценты, а во-вторых, требуют залог. Российское правительство подсуетилось и создало Агентство кредитных гарантий, которое будет направлять до 900 млрд рублей на гарантии предприятиям, нуждающимся в длинных заемных средствах», – добавляет Владимир Борисов.

Между тем федеральные аналитики сходятся во мнении, что среди развитых стран начинает складываться определенный консенсус относительно сдерживания России, в том числе и путем санкций, бьющих по ключевым секторам экономики. Причем делается это зачастую в ущерб зарубежному бизнесу. При этом эксперты уверены, что у РФ есть несколько вариантов привлечения инвестиций, чтобы в ближайшие годы перейти на отечественных производителей и компании, оказывающие услуги предприятиям ТЭКа. «Логично, что в сложившихся условиях наша страна действует по двум основным каналам: активизация сотрудничества со странами БРИКС и других регионов, а также курс на политику импортозамещения в рамках ключевых отраслей. При этом финансовые ресурсы могут прийти из нескольких направлений. Первое – предоставляться самими нефтяниками и газовиками, что должно сопровождаться налоговыми новациями в самой отрасли. Поддержку компаниям может оказать и финансовый сектор. Однако учитывая ситуацию, конечным кредитором, скорее всего, будет выступать государство. Не исключено, что источником могут стать и средства Китая, как это уже было при строительстве трубопроводов», – резюмирует начальник аналитического управления УК «Арсагера» Артем Абалов.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Справочно:

Решение о вводе санкций США в отношении высокопоставленных российских чиновников в связи с позицией России по отношению к Украине было принято 17 марта. Страны Евросоюза к списку российских официальных лиц присоединили украинских политических деятелей, виновных, по мнению ЕС, в «подрыве территориальной целостности Украины». Позже американский список был дополнен еще 20 политиками и бизнесменами. Так, в него попали глава РЖД Владимир Якунин, бизнесмены Борис и Аркадий Ротенберги и Геннадий Тимченко. Параллельно санкционный список расширил и ЕС.

Некоторое время спустя США и Евросоюз еще раз расширили свои списки. В итоге в них фигурирует более 40 российских политиков и предпринимателей, среди которых спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, помощник президента РФ Владислав Сурков, вице-премьер Дмитрий Рогозин, советник главы государства Сергей Глазьев, депутат Госдумы Елена Мизулина.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

CAPTCHA
Вы точно не робот?