«ЮТэйр» попытается спасти бизнес за счет Миллера

Версия для печати

У авиаперевозчика упали объемы работы вертолетного сегмента

Авиакомпания «ЮТэйр» стала отклоняться от своих планов по перевооружению воздушного парка. Пока подвижки минимальные, новый самолет SukhoiSuperjet, который достался «дочке» «ЮТэйр-Экспресс», вскоре начнет развозить пассажиров из Уфы в города России. В довесок компания получила 15 самолетов ATR 72-500, аналог которых в 2012 году попал в авиакатастрофу с 33 жертвами. Между тем эксперты сходятся во мнении, что сегодня группа «ЮТэйр» испытывает не лучшие времена. Даже ранее считавшийся самым прибыльным вертолетный бизнес в 2013 году начал терять заказы. Участники рынка и сама компания объясняют это тем, что нефтяники и газовики «затянули пояса» и стали меньше тратить на вертолетные перевозки. Падать объемы заказов будут и в 2014 году. Спасти ситуацию сможет лишь крупный контракт с «Газпромом», на который сегодня с вожделением заглядываются все участники рынка.

Авиакомпания «ЮТэйр» отклонилась от программы переоснащения парка воздушных судов. Первый купленный ими SukhoiSuperjet 100 (SSJ 100) так и не прибыл в аэропорт Уфа, хотя, согласно озвученным в 2013 году планам, этот самолет должен был пополнить парк 1 июня. Напомним, в августе прошлого года в рамках Международного авиационно-космического салона состоялась церемония подписания трехстороннего соглашения о приобретении 6 самолетов SukhoiSuperjet между ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ОАО «ВЭБ-Лизинг» и ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Все воздушные суда вместимостью 103 кресла в моноклассной компоновке должны быть поставлены перевозчику в 2014 году.

Пресс-секретарь авиакомпании Елена Галанова объяснила задержку в поставке самолета бумажными проволочками. «Самолет уже находится в Жуковском. В настоящее время ведется процесс передачи документов, кроме того должна быть проведена проверка самолета, тестовые полеты. Этот процесс немного затянулся. Между тем в июле мы планируем совершить на нем первый коммерческий рейс Уфа – Сургут», – подчеркнула она.

Представительница компании отметила, что первое время SSJ-100 будут базироваться именно в Башкортостане, но с увеличением парка география полетов будет расширяться.

Выбор места дислокации судов связан с заключенным в 2013 году соглашением между «ЮТэйром», «Сухим» и властями республики Башкортостан. Тогда перевозчик пообещал создать в Уфе базу по техническому обслуживанию воздушных судов этого типа. Правительство региона же обязалось предоставить на взаимовыгодной основе ангарный комплекс на территории международного аэропорта Уфа, а также места для стоянок SSJ-100 авиакомпании «ЮТэйр».

Госпожа Галанова пояснила, что эти самолеты будет эксплуатировать ООО «ЮТэйр-Экспресс», являющееся основным авиаперевозчиком на территории республики Коми. «Власти Башкирии уже выполнили взятые на себя обязательства, передав нам в долгосрочную аренду специальный ангар. «ЮТэйр-Уфа», в свою очередь, получил сертификат на техническое обслуживание таких самолетов», – добавила она.

Согласно опубликованному в четверг 3 июля годовому отчету авиакомпании. «ЮТэйр-Экспрессу» также были переданы в эксплуатацию самолеты ATR 72-500. С баланса головной компании были выведены все 15 таких самолетов. Стоит напомнить, что с самолетом именно такой модели в апреле 2012 года произошла крупная авиакатастрофа. Тогда взлет борта из аэропорта Рощино (Тюмень) закончился гибелью 33 человек. Специалисты МАК выявили многочисленные нарушения в системе управления безопасностью авиаперевозчика и в программах подготовки членов экипажей «ЮТэйра». После случившегося и до момента завершения расследования авиакомпания останавливала эксплуатацию этих судов. Теперь же было решено передать их на баланс «дочки» в Сыктывкаре.

В целом, по итогам 2013 года группа «ЮТэйр» показала улучшение показателей по объему пассажироперевозок в своем самолетном сегменте. Рост по сравнению с предыдущим периодом составил 5,3%, достигнув 8,18 млн пассажиров. При этом за тот же период до 122 тыс. часов (сокращение на 1%) упал объем налета в вертолетном сегменте. Порядка 100 тыс. часов из этого времени вертолеты компании летали по территории России.

Стоит напомнить, что в на сегодня компания запустила процесс реорганизации вертолетного направления в самостоятельный сегмент бизнеса. Для финансирования этого процесса и пополнения оборотных средств акционеры приняли решение разместить по закрытой подписке допэмиссию акций в адрес «Сургутнефтегаза», ЗАО «АК-ИНВЕСТ» и ООО «РЕ-Авиа». В уставный капитал планируется привлечь за счет этого порядка 14 млрд рублей.

«В области вертолетных услуг существует риск изменения спроса, который обусловлен возможным падением производственных показателей в области нефтегазодобычи», – говорится в официальном отчете компании. Среди заказчиков «ЮТэйра» сегодня «Сургутнефтегаз», «Газпромнефть», «Сибур», «Транснефть», «Роснефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-ВР», Shell. Около 80-90% вертолетных работ авиакомпании в России приходится на перевозку вахтовых бригад и грузов для предприятий нефтегазодобывающей отрасли.

«Мы являемся поставщиками вертолетных услуг. У нас их заказывают нефтегазовые компании, которые в последнее время ввиду тяжелой макроэкономической ситуации оптимизируют производственные процессы. Они меньше заказывают услуг, из-за этого у нас падают объемы. Для того чтобы не потерять объемы в 2014 году, мы ориентируемся на потребителей НГК. Сейчас у них в приоритете освоение шельфов. Для того чтобы встроиться в процесс, мы закупаем новые вертолеты Eurocopter, которые были разработаны при участии «ЮТэйра». В конце ноября мы получим первый такой вертолет EC175. Мы стартовый заказчик. Вертолет способен обслуживать объекты, которые находятся не на суше», – пояснила показатели Елена Галанова.

Руководитель аналитического отдела компании «Арсагера» Артем Абалов пояснил, что и в 2014 году «ЮТэйру» стоит ждать снижения объема заказов от предприятий ТЭК. «Судя по отчетностям нефтяных компаний, контролю над затратами уделяется все большее внимание. Учитывая, что большую часть себестоимости составляют налоги и пошлины, возможностей управлять затратами остается не так много. По сути, это операционные, коммерческие и административные расходы. В этой связи мы прогнозируем дальнейшее ужесточение контроля над такими затратами», – подчеркнул он.

Независимый эксперт Григорий Вахитов также считает, что у вертолетчиков будет снижение традиционных заказов от нефтяников и газовиков.

«В 2014 году объемы не будут падать только в случае, если «ЮТэйр» сможет договориться с Миллером (Алексей Миллер, председатель правления ОАО «Газпром». – Прим. ред.) и вклиниться в газпромовские контракты по Восточной Сибири. Компания в этом году планирует начать обустраивать два газовых месторождения (Чаяндинское и Ковыктинское месторождения), с которых пойдет экспорт газа в Китай. Если не удастся получить контракт, тогда тенденция снижения объемов полетов продолжится, потому что по большому счету нефте- и газодобыча в России не растет. Единственное, на что все с вожделением смотрят, – благоустройство этих месторождений. Денег там будет потрачено достаточно», – обрисовал ситуацию эксперт.

Согласен с ним и Артем Абалов. «Возможно, что освоение новых месторождений и начало формирования газового кластера в Восточной Сибири частично компенсирует вертолетчикам снижение традиционных заказов», – добавил он.

По словам Григория Вахитова, у «ЮТэйра» есть перспективы получения этого контракта, так как он обладает одним из основных вертолетных парков России, который оснащен вертолетами, приспособленными для работы с нефтяниками и газовиками.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP_code

CAPTCHA
Вы точно не робот?