«В прошлом году мы нашли подрядчика, который, по предварительным оценкам, наиболее полно отвечал нашим требованиям, – говорит главный специалист сектора обеспечения производства и химизации УЭТ Александр Ступак. – Мы провели опытно-промышленные испытания и по их результатам приняли решение о начале экспериментальной эксплуатации на объектах Юганского региона. Аппарат применяется с сентября этого года. Первый месяц специалисты «привязывали» его навигационную систему к местности и «учили» аппаратуру распознавать неисправности, возникающие при эксплуатации трубопроводов. Сейчас уже можно говорить о работе в штатных режимах. Первые впечатления вполне положительные».
Это интервью мы записывали на взлетной полосе законсервированного городского аэропорта. Летательный аппарат марки SuperCam 350 представляет собой конструкцию, по форме напоминающую одновременно морского ската и уменьшенную модель американского бомбардировщика-невидимки «Стелс». Корпус и крылья изготовлены из стеклопластика, усиленного кевларом и углеволокном. Размах крыльев – 350 сантиметров, масса 10 килограммов. В нижней части фюзеляжа расположены 3 объектива – от фотоаппарата, видеокамеры и инфракрасного тепловизора. В движение беспилотник приводится электродвигателем, работающим от четырех или шести литий-полимерных аккумуляторов. Полного заряда хватает на 3-4 часа полета. За это время аппарат успевает преодолеть – в зависимости от метеоусловий – от двухсот до трехсот километров.
«Высота полета составляет 400-500 метров, – поясняет оператор беспилотного аппарата Максим Илюхин. – Этого достаточно, чтобы в мельчайших подробностях фиксировать обстановку на трубопроводах. Управлять им достаточно легко, а в большинстве случаев этого и не требуется. Просто в бортовой компьютер вносятся навигационные значения маршрута, и беспилотник автоматически идет сам с большой точностью. Вернувшись на место запуска, дрон автоматически выпускает парашютную систему и мягко приземляется в нескольких метрах от катапульты».
Катапульта – по сути своей, огромная рогатка, служащая для запуска аппарата в полет. Как это происходит, специалисты нам тут же и продемонстрировали. Получив разрешение на взлет от диспетчеров сургутского авиаузла, оператор дал команду на взлет. Оранжевый «скат», практически бесшумно шурша пропеллером, сорвался с резины катапульты и в несколько кругов набрал нужную высоту.
«Эта разработка полностью принадлежит ижевским конструкторам, – подчеркнул Максим Илюхин. – Они придумали дизайн аппарата и его электронную начинку. Из готовых деталей используем только фотовидеоаппаратуру и электромотор. Все остальное, даже аккумуляторы, изготавливаем на производственных мощностях нашего предприятия. За несколько лет использования авиакомплекса не произошло ни одной нештатной ситуации».
Тем временем беспилотник вернулся к точке запуска, остановил пропеллер и, выпустив купол парашюта, мягко опустился на снег. Осталось извлечь из специального бокса флеш-карту и просмотреть отснятый материал на компьютере.