ЯНАО оказался в аутсайдерах по реализации проектов ГЧП. При этом региону грозит дальнейшее падение в рейтинге привлечения частных инвестиций и, как следствие, снижение финансирования наиболее социально значимых сфер. Аналитики связывают это с позицией представителей муниципалитетов, которые зачастую препятствуют приходу инвесторов, видя в нем угрозу собственным бизнес-интересам.
В региональном Законодательном собрании признают, что ГЧП на Ямале развивается очень медленно, и инвесторов, готовых вкладываться в какие-либо проекты, единицы. Вице-спикер парламента Елена Зленко пояснила «Правде УРФО», что заинтересованность округа в инвестициях вызвана и тем, что ЯНАО сохраняет только 17% собственных доходов, а остальное уходит в федеральный центр.
«Региону катастрофически не хватает инвесторов во всех сферах, будь то образование, ЖКХ или здравоохранение. Сейчас мы реализуем первый опыт ГЧП по строительству 6 детсадов, и результат еще не видели. Строительство объектов займет минимум 2 года», – отметила Елена Зленко.
Депутат также добавила, что в регионе функционирует еще один частный инвестор, ОАО «Ямалкоммунэнерго». По словам зампредседателя Заксобрания, в случае с этой структурой привлечение инвестиций стало доступно за счет изменения системы управления.
Тем не менее, приход частной компании в коммунальный сектор вызвал ожесточенное сопротивление в муниципалитетах. Источники издания в региональном правительстве указывают, что наиболее активные действия против компании развернулись в территориях с наиболее плачевным состоянием коммунальной инфраструктуры.
Так, по данным источника в Тазовском районе, «профсоюзные организации действуют руками одного из чиновников местной администрации».
«В этом муниципалитете под предлогом банкротства местные элиты завладели всем оборудованием МУПа, из-за чего коммунальное хозяйство пришло в окончательный упадок. В то же время «Ямалкоммунэнерго» пришлось увеличить затраты, чтобы хоть как-то восстановить работоспособность предприятия. Складывается противостояние между инвестором и муниципалами. Причем последние в качестве рычагов давления активно используют профсоюзы. В то же время, если взять наиболее активных участников этой коалиции, окажется что сами они лично имеют миллионные задолженности за коммунальные услуги», – рассказывает собеседник «Правды УРФО» в региональном кабмине.
Чиновник также уточнил, что аналогичная ситуация сложилась и в Шурышкарском районе. Однако вместо профсоюзов местные власти пытаются давить на инвесторов «прокуратурой».
«Политика муниципалитета против коммунальных инвестиций сводится к обвинениям, касаемо состояния оборудования и угрозам обратиться в прокуратуру. Со стороны понятно, что техническая составляющая действительно находится в плачевном состоянии. Но таковым она является уже на протяжении многих лет. Наиболее очевидный выход из ситуации, на наш взгляд, – это сотрудничество муниципалитетов с инвесторами и совместное решение проблем. В противном случае будет только хуже», – добавил источник.
По мнению аналитиков, аналогичные преграды встречаются далеко не во всех регионах страны. Директор центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елена Панфилова отмечает, что аналогичное отношение к инвесторам варьируется в зависимости от территории.
«Есть регионы-лидеры, например, Калужская область, где инвесторов берегут и создают условия для их работы. В то же время в ряд территорий просто невозможно зайти, не имея какой-то особенной поддержки», – резюмировала Елена Панфилова.
Эксперты, тем временем, объясняют обеспокоенность региональных властей жесткой позицией федерального центра относительно реализации проектов ГЧП.
Так, аналитики приводят в пример заявление Владимира Путина на последнем госсовете по вопросам ЖКХ. Тогда президент сообщил, что достижения в реформировании отрасли должны быть одним из главных критериев успеха региональных команд.
«Нам нужны не точечные, сиюминутные меры и латание дыр, а долгосрочные системные решения. Вкладывать в ЖКХ только бюджетные средства неэффективно и недостаточно», – заявил тогда Владимир Путин.
По оценкам политологов, региональным властям Ямала в действительности необходимо урегулировать все конфликтные настроения на местах, в противном случае ответственные чиновники могут потерять свои кресла.
«В свете грядущих выборов такие проявления очень негативно влияют на медиафон как самого губернатора, так и его окружения. В таком случае команде Дмитрия Кобылкина необходимо либо быстро и безболезненно решить все конфликты, либо локализовать их на уровне муниципалитета. Иначе это нанесет удар по рейтингам губернатора», – считает эксперт.
Таким образом, от урегулирования конфликтов на местах будет зависеть не только приток инвестиций в отдельные муниципалитеты, но и карьера ответственных чиновников. Накануне выборов, в том числе по этому критерию, федеральный центр даст оценку работы губернатора.
Напомним, ЯНАО занял 64 место в рейтинге развития ГЧП, опубликованном 14 марта, и попал в список субъектов страны с низким потенциалом. Среди регионов УрФО Ямал стал четвертым, в то время как лидирующую позицию заняла Свердловская область. Последним регионом по данному критерию стала Тюменская область.
Как отмечают составители рейтинга, Ямало-Ненецкий автономный округ характеризуются низким уровнем развития нормативно-правовой базы, влияющей на реализацию проектов государственно-частного партнерства, и не самой высокой инвестиционной привлекательностью.
«Правда УРФО» следит за развитием событий.
2 комментария к “Ямальские муниципалитеты доведут ГЧП до «неуда» Кобылкину”
Да уж больших нахлебников чем муниципальные бонзы представить трудно. Сколько не хапают, все мало…
В том то и проблема, что пытаются привлечь инвесторов, а приходят нахлебники.