Виктор Вексельберг отказался от проекта на Урале

Компания передала невостребованные самолеты «Руслайну»

Холдинг Виктора Вексельберга – «Аэропорты регионов» (входит в ГК «Ренова») – избавился от купленных несколько лет назад самолетов для развития региональной авиации в екатеринбургском аэропорту Кольцово. Руководство компании признало: этот бизнес является для нее непрофильным и не приносит прибыли. Эксперты говорят о том, что региональная авиация и вовсе не может приносить прибыли и способна существовать лишь за счет субсидий. Такая постановка вопроса может оказаться на руку Екатеринбургу, которому в обход Москвы прочат статус новой авиа-столицы России. Сюда смогут стекаться пассажиры из небольших аэропортов страны для дальнейшего перелета по международным направлениям. Важно, что на развитие региональной авиации федеральные власти не жалеют денег. Только в 2014 году речь идет более чем о 12 млрд рублей субсидий.

Аэропорт Кольцово (Екатеринбург, входит в аэропортовый холдинг Виктора Вексельберга – «Аэропорты регионов» ГК «Ренова») решил отказаться от убыточного проекта по развитию региональных авиаперевозок. По словам заместителя генерального директора УК «Аэропорты регионов» Владимира Камынина, в настоящее время компания занимается передачей авиакомпании «Руслайн» купленных несколько лет назад четырех 30-местных самолетов Embraer-120. Параметры сделки замдиректора раскрыть отказался.

Ранее «Правда УРФО» сообщала, что аэропорт приобрел 4 самолета и передал их в лизинг авиакомпании «Руслайн», которая уже на этих самолетах совершала межрегиональные перелеты из Екатеринбурга в Курган, Пермь, Ижевск и многие другие города, находящиеся в удалении не более 1000 километров от Кольцово. Основной задачей, поставленной перед «Руслайном», было сконцентрировать потоки пассажиров из регионов УрФО в аэропорту Кольцово для их дальнейшего перелета по магистральным международным направлениям. Часть затрат по обслуживанию этих региональных рейсов субсидировала управляющая компания.

«Мы – компания, которая занимается развитием и управлением аэропортами. Был длительный период времени, в течение которого мы пытались нетрадиционным способом запустить региональные перевозки в Кольцово. Тогда программа федерального субсидирования еще не действовала. Но мы не можем заниматься этим постоянно. Перевозки – это не наш бизнес. Дело даже не в том, что рейсы низкорентабельные. Идея заключалась в том, чтобы запустить, начать, а дальше чтобы компании, которые на первом этапе не могли взять на себя риски, начали работать на самоокупаемость», – пояснил Владимир Камынин.

В компании «Руслайн» подтвердили факт передачи самолетов. Из-за трудностей с оформлением сделки авиаперевозчик даже вынужден был отменить ряд рейсов в Курган и Магнитогорск. «Временное изменение в расписании связано с передачей 30-местных Embraer-120, на которых и выполнялись полеты, в собственность «Руслайна». До настоящего момента авиакомпания выступала только оператором на этих маршрутах, и самолеты ей не принадлежали. После разрешения юридических и производственных вопросов «Руслайн» продолжит активное участие в развитии региональных перевозок из аэропорта Кольцово», – говорится в сообщении компании.

Экс-директор департамента госполитики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, а ныне президент российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта РФ Владимир Тасун между тем отметил, что в настоящее время складывающиеся  тенденции в гражданской авиации вызывают серьезные опасения – темпы роста объемов перевозок падают.

По данным  начальника отдела департамента госполитики в области гражданской авиации Андрея Иванова, в 2013 году общий объем перевозок пассажиров вырос на 14%. По итогам 2014 года темпы роста замедлятся как минимум до 6%.

Embraer-120

«Объем перевозки пассажиров в 2013 году составил 85 млн человек, из которых почти половина была перевезена на внутренних маршрутах. Региональными маршрутами внутри и между субъектами РФ, исключая Москву, было перевезено 8,5 млн пассажиров»,– рассказал он.

Стоит подчеркнуть, что начиная с 2000 года темпы роста в данном сегменте не превышали и 3%. За счет эффекта низкой базы в прошлом году объемы региональных перевозок выросли на 15%. В текущем году и в этом сегменте, активно субсидируемом государством, ожидается  снижение темпов роста, несмотря на солидное увеличение финансирования.

«Можно говорить что принятые правительством меры по субсидированию развития региональных перевозок позволили улучшить ситуацию. 7,5 млрд рублей в 2013 году было выплачено авиакомпаниям в рамках трех программ субсидирования. В 2014 году на указанные цели предусмотрено 14,3 млрд рублей», – добавил Андрей Иванов.

Между тем эксперты сходятся во мнении, что при текущем механизме выполнения региональных рейсов ни одна из компаний не может работать в этом сегменте рынка с прибылью. Гендиректор ОАО «Омский аэропорт» Виктор Титарев и вовсе заявил, что сегодня компании боятся заходить на рынок региональных перевозок, даже несмотря на наличие федерального и регионального финансирования.

Президент российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта РФ Владимир Тасун

«Субсидирование региональных перевозок крайне непоследовательное. Был рейс Омск – Екатеринбург, потом сняли, потом опять дали деньги. В этой ситуации у меня глубокие сомнения, что на предстоящие 3-5 лет мы найдем таких региональных перевозчиков, которые готовы будут эти риски нести», – считает он.

По мнению Владимира Тасуна, в целом региональные перевозки можно назвать бизнесом с большой натяжкой. «Бизнес – это то, что приносит прибыль. По-другому бизнеса не бывает. Учитывая, что стоимость перевозок на региональных и местных линиях в 4 раза больше, чем  на магистральных, при низкой занятости и большой расходной части авиакомпании априори обречены  на то, что прибыль будет маловероятна. Здесь как решение проблемы должно быть либо дополнительное бизнес-направление, либо получение субсидий. Отдельная компания, занимающаяся региональными перевозками, не сможет выйти на удовлетворительный уровень рентабельности», – подчеркнул он.

Эксперт в сфере гражданской авиации Игорь Вознюк заявил, что перспективы развития региональной авиации сегодня строятся на создании нового альтернативного хаба без участия московского авиационного узла, на который на данный момент приходится чуть более 70% всех российских перевозок.

Игорь Вознюк

«Будущее за созданием некого немосковского альтернативного хаба, в качестве которого может выступать Екатеринбург и аэропорт Кольцово. Но для этого нужен сильный перевозчик, который бы взялся за нерентабельные перевозки. Авиабизнес, он низкомаржинальный и высокозатратный в части инвестиций. Субсидии сегодня представляют значительные затраты для государства, но их размазывают между региональными и слабыми переводчиками. В результате не происходит ни создание единой скоординированной политики в области транспорта, ни обновления парка самолетов, работающих на региональных линиях. Единая госкомпания или холдинг смогли бы более эффективно решить проблему развития региональной авиации», – подытожил Игорь Вознюк.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни