УрФО отказался содержать РЖД вопреки воле Путина

СПК грозит регионам транспортным коллапсом из-за долгов

Полпред президента в УрФО Игорь Холманских вызвал на ковер высокопоставленных чиновников пяти регионов округа в связи с фактическим провалом поручения Владимира Путина. В частности, полпред подверг жесткой критике бездействие субъектов по урегулированию задолженности перед ОАО «Свердловская пригородная компания» (входит в ОАО «РЖД»). Согласно распоряжению президента, все территории должны были заключить долгосрочные соглашения по погашению долгов, скопившихся с 2011 по 2013 год, однако ни один из участников совещания этого не сделал. Сами регионы заявили о необоснованности требований перевозчика по компенсации убытков. Так, власти некоторых областей через арбитражи и ФСТ оспаривают от 500 млн до 1 млрд рублей необоснованных, по их мнению, требований СПК. Как оказалось, согласия между транспортниками и чиновниками нет ни в одном из регионов. Сам перевозчик настроен не менее решительно и готов сокращать объемы перевозок вплоть до нуля, если компенсации не будут выплачены.

Сегодня, 28 октября, полпред президента в УрФО Игорь Холманских констатировал провал выполнения поручения Владимира Путина уральскими регионами. На совещании, состоявшемся в Кургане, чиновник заявил, что ни один субъект округа не заключил долгосрочное соглашение со «Свердловской пригородной компанией» по погашению задолженности за 2011-2013 годы. Однако согласно постановлению президента и вице-премьера Аркадия Дворковича, это должно было быть сделано еще до 22 сентября. На ковер к полпреду были вызваны представители органов власти всех регионов округа, за исключением ЯНАО, в котором пригородные железнодорожные перевозки отсутствуют.

Полномочный представитель президента РФ в УрФО Игорь Холманских

Согласно озвученным на совещании данным СПК, задолженность субъектов УрФО на данный момент составляет 2,5 млрд рублей. Основная доля приходится на Свердловскую область – 1,5 млрд рублей. В Челябинской области эта сумма достигает почти 550 млн рублей, в Курганской – 289 млн, в Тюменской – 98,4. Самый низкий объем задолженности приходится на ХМАО-Югру – 7,6 млн рублей.

«Минтрансом РФ был направлен органам исполнительной власти график погашения, который предполагает заключение 10-летних соглашений  с пригородными пассажирскими компаниями. Однако ни один субъект указанное соглашение, к сожалению, пока не подписал», – заявил Игорь Холманских.

Уточним, речь идет о задолженности по компенсации выпадающих доходов перевозчика, вызванных обслуживанием убыточных пригородных направлений. С 2011 года в этой отрасли было введено тарифное госрегулирование.

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин

Как доложил полпреду губернатор Курганской области Алексей Кокорин, с 2011 года в связи с этим было сокращено 30% направлений, а восстановить удалось лишь 2 из них.

«На данный момент принято соглашение о реструктуризации задолженности. К тому же двухсторонняя комиссия все же согласилась со снижением суммы на 4 млн рублей. Область уже готова подписать соглашение на 284,7 млн рублей. В областном бюджете на 2014 год предусмотрены компенсации на 98 млн рублей. Все обязательства в этом году мы выполняем, а в 2015 году предусмотрено еще 100 млн рублей на субсидирование СПК. В ближайшее время мы подпишем с перевозчиком соглашение о компенсации выпадающих доходов», – рассказал Алексей  Кокорин.

И.о. зампредседателя правительства Челябинской области Сергей Шаль

Однако в ходе совещания выяснилось, что далеко не все регионы согласны с заявленными СПК объемами субсидирования. По словам и.о. зампредседателя правительства Челябинской области Сергея Шаля, перевозчик не обосновал заявленный объем затрат, в связи с чем бюджет не видит оснований для компенсаций. Так, по данным Шаля, из бюджета за 2011-2013 годы компании компенсировали порядка 284 млн рублей, однако СПК требует от региона выплатить еще 540 млн рублей.

«По запросу правительства были предоставлены документы, обосновывающие сумму компенсации, однако чиновников они не удовлетворили, так как в обоснование компания предоставила общую бухгалтерскую отчетность. Мы настаиваем, чтобы нам были предоставлены затраты, которые несет компания именно в Челябинской области. В соответствии с той методикой, которая у нас есть, мы не можем проверить реальные расходы. На сегодняшний день разногласия вызывают 543 млн рублей. СПК уже готовит исковое заявление о взыскании 230 млн за 2011 год. Таким образом, оснований для заключения соглашения о погашении задолженности у нас нет», – резюмировал Сергей Шаль.

Более того, по словам челябинского чиновника, система компенсаций выглядит крайне непрозрачно, в связи с чем не удается отследить реальную пользу от бюджетных вливаний для региональной транспортной системы. 

«Мы считаем неправильным идти по пути постоянного 100% погашения убытков из бюджета. Должна вестись планомерная работа по повышению эффективности и снижению затрат. Основной вопрос для нас – в непрозрачности затрат. Мы не видим затраты СПК в Челябинской области», – добавил и.о. вице-премьера.

Заместитель председателя правительства Свердловской области Сергей Зырянов

Позицию Сергея Шаля, хоть и в более мягкой риторике, поддержал зампредседателя правительства Свердловской области Сергей Зырянов.  В частности, заявил он, большая часть колоссальной задолженности региона, озвученной СПК, приходится на 2009-2010 годы, когда госрегулирование в этой сфере еще не действовало. Таким образом, сумма разногласий между властями Среднего Урала и перевозчиком составила почти  950 млн рублей.

«Если учесть расчеты, которые предоставляет региональная энергетическая комиссия, за 2011 год у нас долгов нет, за 2012 была небольшая задолженность в 3,6 млн рублей, в 2013 году мы должны уже 48 млн рублей. Эту сумму мы готовы учесть в бюджете следующего года», – рассказал Сергей Зырянов.

По словам чиновника, для разрешения конфликта Свердловской области пришлось обратиться к регулятору, который должен принять решение по этому вопросу. При этом, добавил он, запрашиваемые СПК средства будут выплачены из регионального бюджета только в том случае, если федеральная служба по тарифам встанет на сторону перевозчика.

«Мы направили все материалы в ФСТ, и если служба по тарифам примет решение в пользу СПК, мы будем компенсировать эти средства», – заявил зампредседателя свердловского правительства.

И.о. заместителя губернатора Тюменской области Сергей Шустов

Аналогичные противоречия между перевозчиком и властями вскрылись в Тюменской области. Исходя из доклада Сергея Шустова, регион компенсировал компании 98 млн рублей, однако в дальнейшем СПК заявила о дополнительно понесенных затратах и затребовала дополнительных бюджетных вливаний.

«Перевозчик при неполном возмещении расходов в рамках бюджетных ассигнований может пересмотреть график движения пригородных поездов. СПК этим правом не воспользовалась. К прочему, мы провели анализ представленных документов, который показал отсутствие оснований для дополнительных компенсаций», – заявил Сергей Шустов.

Вице-губернатор ХМАО-Югры Дмитрий Шаповал

Противоречия с пригородной компанией возникли даже в ХМАО-Югре, где объем компенсаций составляет всего 7,6 млн рублей. В своем докладе вице-губернатор Дмитрий Шаповал заявил, что субъект согласен выплатить перевозчику 6,9 млн рублей. Остальные 700 тыс. рублей, судя по всему, пока остаются неурегулированными. В частности, чиновник заявил, что не видит необходимости в долгосрочном соглашении с СПК, так как регион достаточно оперативно решает все вопросы с перевозчиком.

Сами транспортники при этом настроены не менее радикально. Так, гендиректор СПК Евгений Савостин заявил, что видит только 2 варианта решения проблемы: либо полное прекращение пригородного сообщения, либо единовременное погашение всеми регионами озвученной задолженности.

Подводя итоги совещания, Игорь Холманских в очередной раз напомнил участникам, что обсуждение целесообразности заключения долгосрочных соглашений с СПК бесполезно, так как решение уже принято руководством страны, а сроки выполнения соответствующего поручения Владимира Путина регионами провалены. В связи с этим полпред потребовал от властей субъектов УрФО решить этот вопрос в течение ноября.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни