Уральские авиалинии останутся без самолетов и с долгами

Версия для печати

Договоры лизинга авиасудов стали дороже для компании на 20%

Авиакомпания Сергея Скуратова «Уральские авиалинии», (в УрФО совершает регулярные рейсы из Екатеринбурга и Челябинска), начала привлекать новые кредиты для финансирования своей текущей деятельности. Только объем коротких кредитов вырос за полгода более чем на 2 млрд рублей. Эксперты говорят о том, что в долги компанию вгоняет не только рост цен на авиакеросин, но и трудности с лизингодателями. Сегодня авикомпании не принадлежит ни один самолет. Она владеет ими лишь по договорам операционного лизинга с иностранными компаниями. Такие контракты могут быть расторгнуты в любой момент, как это произошло с «Добролетом». Эксперты не исключают такого поворота событий и в отношении «Уральских авиалиний». Возникают и другие проблемы в этой сфере. Из-за курсовой разницы компании приходится платить по фиксированным долларовым лизинговым платежам на 20% больше, чем планировалось изначально. Все это ведет к значительному ухудшению финансового положения авиакомпании, убытки которой продолжают стремительно расти.

ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», мажоритарным акционером которой в настоящее время является ее директор Сергей Скуратов, обрастает новыми кредитами. Согласно официальной информации компании, совет директоров компании одобрил привлечение невозобновляемой кредитной линии Сбербанка с лимитом в 350 млн рублей. Авиакомпании потребовались деньги для финансирования текущей деятельности, в том числе, но не исключительно, для пополнения оборотных средств.  Кредит выделен на срок до 24 сентября 2015 года под 11,9% годовых.

Генеральный директор ОАО «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов

Стоит отметить, что это не единственный кредит авиакомпании. Только краткосрочная кредиторская задолженность «Уральских авиалиний» в период с января по июнь текущего года, согласно полугодовой отчетности, выросла с 2,5 млрд рублей до 4,6 млрд рублей. Даже несмотря на то, что компания за первое полугодие значительно увеличила выручку – с 11,8 млрд рублей до 14,5 млрд рублей, выкарабкаться из убытков она не смогла. По данным ежеквартального отчета, чистый убыток составил 298 млн рублей (за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 248 млн рублей).

Ранее «Правда УРФО» подробно рассказывала о трудностях на российском авиарынке. В августе авиакомпании забили тревогу по поводу массового и практически повсеместного роста цен на авиационные горюче-смазочные материалы (ГСМ). В абсолютных величинах рост цены одной тонны авиакеросина составил от 1 до 4 тыс. рублей или 6-7%. В Росавиации тогда подчеркивали, что произошедшее летом внезапное повышение тарифов на топливо не было предусмотрено в программе деятельности авиакомпаний. Очевидно, что в ближайшей перспективе это ляжет финансовым бременем на основных потребителей услуг отечественной гражданской авиации – пассажиров.

«В связи с резким ростом цены на керосин в Росавиацию уже начали поступать предложения от ведущих авиакомпаний страны рассмотреть вопрос о принятии экстренных мер по государственной поддержке отрасли по примеру тех, что были приняты в кризисном 2009 году», – говорили в ведомстве. Позже стало известно, что за финансовой поддержкой обратились компаниям «Трансаэро» и «ЮТэйр».

В этом случае авиакомпании попали на серьезный кассовый разрыв, потому что билеты они продавали по низким ценам, а топливо придется покупать по новым. Такая ситуация, по мнению экспертов, чревата банкротствами.

Между тем источники издания на рынка авиауслуг указывают еще на один фактор, который дестабилизировал финансовую обстановку компаний. Серьезнее всего от этого пострадал созданный «Аэрофлотом» лоукостер «Добролет». Он начал полеты в Крым в июне 2014 года. А 4 августа компания остановила полеты после того, как из-за введенных властями Евросоюза санкций иностранцы аннулировали договоры лизинга самолетов лоукостера.

Парк воздушных судов «Уральских авиалиний» также на 100% состоит из самолетов, взятых в лизинг. Поэтому в случае аннулирования лизинговых контрактов, компании не на чем будет перевозить своих пассажиров.

«Как показывает опыт «Добролета», вполне можно компанию остановить и заявить о прекращении лизингового сотрудничества. С другой стороны, вовсе не обязательно, что такой сценарий произойдет с «Уральскими авиалиниями». По сути, «Добролет» попал под горячую руку еврочиновников. Риски того, что адресные санкции будут применены и в отношении «Уральских авиалиний», есть, но они не чрезмерные», – считает главный редактор «Авиационного обозрения» Алексей Синицкий.

Между тем представители российских банков уже сегодня говорят о том, что стоимость лизинговых услуг из-за санкций вскоре может возрасти. К примеру, федеральные СМИ цитировали слова главы «Внешэкономбанка» (ВЭБ) Владимира Дмитриева, который подтвердил, что санкции повлияют на российский лизинговый рынок. По его словам, ограничения, введенные против российских финансовых организаций, уже привели к повышению лизинговых ставок. Лизингодатели, в том числе крупнейшие российские банки, не могут привлекать дешевые деньги в Европе.

«В принципе, проблема есть: стоимость денег возросла. Какую политику будут вести лизингодатели, пока не понятно: будут ли они сами повышать ставки по действующим и новым контрактам. Пока ставка по лизинговым услугам не изменилась, но стоимость денег для банка возросла. Возникает вопрос, за счет чего банки будут покрывать свои затраты», – подытожил Алексей Синицкий.

По словам главного редактора «Авиапорта» Алексея Пантелеева, уровень доверия к российскому рынку за рубежом резко сократился. «Иностранцы видят для себя более высокие риски. Это скажется на росте стоимости лизинговых платежей», – пояснил он.

Эксперт также добавил, что сегодня авиакомпании столкнулись с проблемой серьезной курсовой разницы. «Лизинговые платежи привязаны к долларовой стоимости, а у многих компаний выручка рублевая. Здесь возникает риск того, что заработанных рублей не хватит на обслуживание долларовых платежей», – добавил господин Пантелеев.

Об этом же говорит и старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Лизинговые платежи в большинстве своем проходят в иностранной валюте. Наблюдается тенденция ослабления рубля. Соответственно, платить за самолеты компаниям приходится больше. Затраты на обслуживание лизинговых платежей в авиационной сфере в среднем выросли на 20%. Для того чтобы стабилизировать ситуацию, компаниям либо придется серьезно увеличить стоимость билетов, либо смириться с худшими финансовыми результатами и убытками.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Справочно:

ОАО «Уральские авиалинии» осуществляет перевозку пассажиров и грузов в города России, СНГ и страны дальнего зарубежья. Базовыми аэропортами являются Москва (Домодедово) и Екатеринбург. В 2013 году компания перевезла около 4,5 миллиона пассажиров. Парк авиакомпании «Уральские авиалинии» составляют самолеты Airbus семейства. В операционном лизинге находится 35 судов (20 – А320, 10 – А321 и 5 – А319). Основным акционером (80,2%) является гендиректор компании Сергей Скуратов.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP_code

CAPTCHA
Вы точно не робот?