Свердловское министерство ЖКХ спустит в очистные экологию муниципалитетов

Создания городских систем очистки за бюджетный счет отдают компании с сомнительными патентами и репутацией

Финансовые амбиции и протекция свердловских чиновников частному бизнесу приведут к массовому загрязнению водоемов уральских городов. С согласия региональных и муниципальных властей самые крупные проекты строительства очистных сооружений за бюджетные деньги в регионе получает компания Арона Халемского «Фортекс-УПЕК». Ее конкурентов с подозрительной частотой «выщелкивают» из конкурсов, а цены на выполнение заказа при этом взлетают в 2-3 раза. Отчасти объяснением роста стоимости контрактов могла бы стать уникальная запатентованная технология очистки вод «Фортекс-УПЕКа». Однако ее эффективность не подтверждают европейские и российские эксперты. Более того, на отдельных уже действующих комплексах очистки, созданных по проекту компании, уровень загрязнения по некоторым показателям после прохождения через систему выше, чем до попадания в нее. Муниципалитеты это не смущает. Они вновь и вновь заключают контракты с изобретательной фирмой, которая стремится выйти на полный цикл работ. Не брезгуют ее услугами и крупные застройщики, готовясь отдать под проектирование компании очистные целого района Екатеринбурга с населением в несколько тысяч человек. Участники рынка указывают на странное молчание Роспотребнадзора и усматривают за бизнес-успехом конкурента явное лоббирование интересов компании отдельными чиновниками.

К концу апреля станет известен победитель конкурса на разработку проектной и рабочей документации для строительства «очистных сооружений хозяйственно-бытовых стоков производительностью 15 000 м3/сутки». В перспективе после прохождения через систему вода будет сбрасываться в реку Сысерть, которую Каменск-Уральский планирует использовать для водозабора.

Проектные компании уже сейчас указывают на предсказуемость результатов конкурса и странности в оформлении документации. По данным сайта госзакупок, в требованиях к участникам конкурса обозначен технический параметр «редукция активного ила 0,032», который на основании патента в своих разработках достигает только «Фортекс-УПЕК». При этом требования к проекту противоречат сами себе. В частности, документ прописывает «отсутствие оборудования по сбору и обработке осадка избыточного ила и необходимости его дальнейшего захоронения, отсутствие иловых карт», что говорит о фактическом отсутствии активного ила. Участники рынка в беседе с обозревателем «Правды УРФО» указывают на подозрительное совпадение ряда параметров конкурсной документации Сысерти и конкурса на разработку проекта очистных меньшего объема в Слободо-Турьинском муниципальном образовании, который выиграл «Фортекс-УПЕК». Цена контракта в последнем случае составила 4 миллиона рублей, а уступка победителя всего 4%, в то время как конкуренты готовы были снизить цену более чем на 40%.

«Заказчики не могут зачастую самостоятельно подготовить техзадание, за них это делают профильные компании. В Слободо-Турьинске техзадания содержали в требованиях к участникам наличие определенного количества квалифицированных сотрудников, хотя такого не требуют саморегулируемые организации. Требования к проектировщикам устанавливает законодательство, и в них нет количества квалифицированных сотрудников. Мы участвовали с «Фортексом» 3 раза в конкурсах и 3 раза подавали жалобы в органы ФАС (из-за установки ограничивающих конкуренцию требований), конкурсы отменяли, но потом их проводили снова по той же схеме. Снова выигрывал «Фортекс-УПЕК», хотя мы больше уступали в цене и в отличие от этой компании имеем допуск даже к особо опасным объектам, работали на ПО «МАЯК», Белоярской АЭС», – рассказала «Правде УРФО» директор компании «Акви ТЭК» Ольга Гущина.

По мнению участников рынка, цены на конкурсах, где принимает участие «Фортекс-УПЕК», значительно выше реальной стоимости работ. Например, очистные сооружения в Сысерти, согласно справочнику базовых цен на проектные работы водоснабжения и канализации, – порядка 4,5 миллиона рублей, в то время как стартовая цена конкурса заявлена в 12,7 миллиона рублей. Участники рынка заявляют о готовности выполнить проект с уступкой в 100-300 тысяч рублей от заявленной в справочнике цены.

«В принципе, стоимость разработки проекта определяется тремя способами: по справочнику базовых цен на определенные виды работ, который был рекомендован Минстроем РФ, исходя из стоимости строительства (проект стоит около 5% от этой суммы) и стоимости трудозатрат по каждому разделу работ. Во всех трех случаях суммы должны быть одинаковые», – поясняет эксперт проектной компании «Уралгипрошахт».

В администрации Сысерти, ссылаясь на Федеральный Закон №44 о закупках «Правде УРФО» сообщили, что сформировали цену в 12,7 миллиона путем запроса коммерческих цен от нескольких частных компаний и вычисления среднего показателя. Какие именно фирмы предоставляли данные, затруднились уточнить. Согласно конкурсной документации, цены представили 3 компании, 2 из которых оценили подготовку проекта более чем в 12 миллионов рублей, третья – превысила планку в 13 миллионов.

«Не секрет, что в муниципалитетах нет специалистов для подготовки конкурсной документации. Нас иногда просят (перед конкурсом. – Прим. ред.) представить коммерческое предложение», – сообщили «Правде УРФО» сотрудники отдела продаж «Фортекс-УПЭК».

Низкую уступку цены при участии в конкурсах компания отчасти может мотивировать созданием уникальной технологии очистки воды, подкрепленной патентом на технологию, которая обеспечивает редукцию (выброс) активного ила на уровне 0,032 кг биомассы/кг органических веществ, в то время как научная литература ограничивает минимальный показатель 0,28-0,3. Участники рынка, давно изучившие проекты «Фортекс-УПЕКа», заявляют, что фактическое достижение заявленного компанией уровня очистки невозможно. Об этом же свидетельствует и заключение «Европейского водного общества», эксперты которого пришли к выводу, что патент изобретательной компании, по большей части, плод отнюдь не научных достижений, а юридической казуистики.

Однако заказчики, видимо, верят проектировщику с горой изобретений на слово и заключают контракты за бюджетный счет, что показательно, без ревизии патентов. Таким образом фирма Арона Халемского, вероятно, и получила 3 года назад контракт на 556 миллионов рублей на проектирование, а затем и строительство очистных сооружений завода «Уралхимпласт» в Нижнем Тагиле. Большую часть работ – 280 миллионов рублей – профинансировал федеральный бюджет. Полтора года назад специалисты одной из проектных компаний взяли пробы воды после очистки их на комплексе «Уралхимпласта». Содержание азота в воде после очистки было выше, чем до вхождения в систему. «Это значит, что ил в системе очистки гниет», – поделились эксперты с «Правдой УРФО». В фирме Халемского в ответ на критику конкурентов заявили, что она не имеет под собой оснований, и отказались от продолжения разговора.

«На большинстве сооружений «Фортекс» не применяет реагентов, чтобы удалить азот и фосфор. Но по-другому их невозможно изъять. Даже в Европе применяют реагенты. В Тагиле безиловая система очищает воду до 22-25, но по научной литературе максимальное действие активного ила 43 суток. То есть комплекс очистки должен быть в 2 раза больше. Вообще, как таковой, безиловой очистки не существует. Ил сбрасывается вместе со стоками», – говорит эксперт «Уралгипрошахта».

Оперативно получить комментарий о данных загрязнения воды после очистки ее в системе «Уралхимпласта» в ходе подготовки материала «Правде УРФО» не удалось. Изданием был направлен на предприятие запрос с просьбой предоставить данную информацию. Специалисты Роспотребнадзора отказались комментировать проекты компании Арона Халемского, заявив, что готовы делиться информацией только после официального запроса в министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области, которое, впрочем, не вправе контролировать деятельность надзорных ведомств.

«У Халемского свой человек управляет очистными «Уралхимпласта». Перед приходом Роспотребнадзора его предупреждают звонком. Сток воды зажимают, сброс ила ограничивается. Даже журнал выбросов и замеров на «Уралхимпласте» нельзя получить. Наверное, потому, что его просто нет», – говорит источник «Правды УРФО» в одной из крупных проектных организаций.

Наличие масштабных проектов с промпредприятиями, видимо, настолько подняло самооценку господина Халемского, что компания рискнула заявиться на конкурсы к крупным застройщикам – «Ренова-СтройГруп-Академическому» и корпорации «Маяк». Однако структура Виктора Вексельберга от услуг Халемского отказалась. «Маяк» же наоборот привлек «Фортекс-УПЕК» к проектированию автономных очистных микрорайона Рощинский, где будет проживать порядка 6 тысяч человек.

«Я считаю, что эксплуатация автономных очистных будет стоить дешевле, чем общегородских. На них надо переходить и дальше. Себестоимость строительства очистных в Рощинском мощностью 1,5 тысячи кубометров в сутки около 80 миллионов. Точную цену, по которой выиграли конкурс, не помню (по данным источников «Правды УРФО» цена превысила 110 миллионов рублей). Это еще не конечный договор с компанией. Сейчас мы будем спрашивать рекомендательные письма, изучать ее технологии. На это уйдет 2-3 месяца. В итоге можем отказать. Такие случаи часто бывают», – призывает не ставить точку в определении проектировщика владелец корпорации «Маяк» Владимир Коньков.

Получить положительное реноме от клиентов «Фортекс-УПЕКу» не составит труда. Ряд его заказчиков – муниципалитеты, где конкурсы проходили по описанной схеме или близкой к ней. В частности, подчиненные Халемского спроектировали очистные в Верхней Пышме, в Полевском, в селе Покровское для местной больницы, поселке Сарана. В Дружинино после проектирования и строительства очистных «Фортекс-УПЕК» стремится выйти на полный цикл и добиться предоставления в обслуживание созданных мощностей. Источники «Правды УРФО», близкие к министерству ЖКХ, объясняют укрепление бизнес-связей с муниципалитетами протекцией фирме со стороны областных властей. К той же точке зрения приходят и участники рынка.

«У «Фортекса» давно крепкие связи с правительством. Сначала они очень дружили с бывшим министром природы Галиной Пахальчак. После ее отставки назначенный министром природы Крючков никаких связей иметь с Халемским не захотел. Сейчас, видимо, у «Фортекса» настроены отношения с другим министерством. Перед тем, как начнется конкурс, из министерства ЖКХ в администрацию муниципалитета идет звонок, и местным чиновникам сообщают, что конкретная компания поможет подготовить конкурсную документацию.  В результате в проекте тоже прописывается тот же параметр редукции активного ила 0, 032, и компания сроит сооружения», – приводит свои доводы источник «Правды УРФО», близкий к министерству энергетики ЖКХ.

Стоит отметить, программу создания и замены очистных курируют министр энергетики и ЖКХ Николай Смирнов и его замы, которые почему-то до сих пор не обращали пристального внимания ни на завышенные цены конкурсов, ни на качество работ постоянного победителя.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни