Предприятия ОПК консолидируют активы под руководством «УВЗ» и «Ростеха»

Версия для печати

Российская оборонка выходит на государственный менеджмент

В течение месяца  владельцы контрольного пакета акций ОАО «Мотовилихинские заводы» – Корпорация «Ростех» и ЗАО «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод» – намерены сменить руководство на «МЗ» и тем самым усилить позицию государства в управленческом активе предприятия. Ставка на госменеджмент уже дала первые плоды по стабилизации ситуации  в оборонно-промышленном комплексе России. На фоне объединения предприятий ОПК в крупные холдинги и корпорации с государственным участием происходит консолидация активов в руках «понятного» собственника. Вместе с тем, по оценке экспертов, в отрасли еще сильны веяния «лихих 90-х», в результате которых даже поднимающиеся предприятия силами акционеров и подконтрольного им топ-менеджмента  вновь становятся банкротами. Для решения проблем ОПК необходимы кадровые перестановки и консолидированная политическая воля.

В течение месяца на ОАО «Мотовилихинские заводы» произойдут кадровые перестановки – УВЗ совместно с корпорацией «Ростех» продолжают плановую работу по восстановлению госконтроля на предприятии. На «Уралвагонзаводе» прогнозируют принятие «более правильного решения», согласно которому будет утверждена смена генерального директора ЗАО «МЗ».

«На следующем собрании акционеров большинством будут приниматься решения более правильные – в течение месяца-полутора генерального директора заменят. На предприятии появится государственно ориентированный менеджмент, который изучит, что там происходит внутри», – сообщил «Правде УРФО» источник в УВЗ.

Напомним, как ранее сообщала «Правда УРФО», 5 марта прошло внеочередное собрание акционеров  ОАО «Мотовилихинские заводы», в ходе которого, по предварительным данным, осталось неучтенным мнение одного акционера – ОАО «НПО «Сплав» (владеет 10% акций). В ходе собрания, которое инициировала дочка УВЗ – ОАО «Уральская большегрузная техника – Уралвагонзавод», обсуждался вопрос о смене нынешнего генерального директора ОАО «МЗ» Николая Бухвалова, однако соответствующего решения принято не было. Отметим, что «УБТ-УВЗ» настаивает на кандидатуре Владимира Городилова, ранее возглавлявшего «Уралмаш – буровое оборудование».

Ситуация вокруг ЗАО «Мотовилихинские заводы» наиболее ярко демонстрирует процесс расхищения собственности оборонной промышленности в 90-е годы. На сегодняшний день через 2 госкорпорации удалось навести относительный порядок и консолидировать в руках государства более 50% акций «МЗ»: напомним, 15,02% акций владеет ОАО «УБТ-УВЗ», еще 35% – корпорация «Ростех». Однако часть активов передана офшорным компаниям: по данным ЕГРЮЛ, аффилированное с ОАО «МЗ» ООО «Гринтон Энтерпрайзес» зарегистрировано на Вергинских островах. В случае смены управляющего состава станут известны малоприятные подробности «управления» предприятием со стороны частников.

По оценке экспертов, на сегодняшний день все отчетливее просматривается тенденция внедрения государственно ориентированного менеджмента на всех предприятий российского ОПК.

«Сейчас корпорации со 100%-ным государственным участием консолидируют активы уже на уровне холдинга, чтобы исключить возможные маневры на уровне предприятий  например, вывод активов в собственность, что было характерно для 90-х годов. Напомню ситуацию вокруг корпорации «Ростехнологии» (с декабря 2012 «Ростех». – Прим. ред.), в которую вошли около 500 компаний и которая около 2 лет только разбиралась с имуществом. Были возбуждены сотни уголовных дел, чтобы вернуть собственность, которая выводилась бывшими владельцами или директорами, управлявшими от имени государства»,  сообщил «Правде УРФО» эксперт в области бронетехники, полковник запаса Виктор Мураховский.

Начиная с «Газпрома», после того как российское правительство провозгласило курс на возврат контроля за стратегическими активами, предприятия ОПК начали объединять в холдинговые структуры. Среди уже завершенных проектов оборонной промышленности  эксперты называют «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК), «Объединенную  авиастроительную корпорацию» (ОАК), холдинг «Вертолеты России», корпорацию «Оборонпром».

«Роль государства усиливается, продолжается формирование холдинговых структур. Например, создание боеприпасного научно-производственного концерна «Технологии машиностроения», в который на момент формирования входило 6 предприятий, а на сегодняшний момент уже 57. По другим направлениям идут те же процессы: например, продолжается формирование холдинга по автоматизированным системам управления войсками. «Ростех» также уже практически завершил формирование своей структуры»,  добавляет Виктор Мураховский.

Гендиректор ОАО «МЗ» Николай Бухвалов

Эксперты сходятся в том, что для спасения российской оборонки нужна четкая политическая воля.

«Определенные подвижки идут, однако и среди российской политической элиты отдельные чиновники отстаивают собственные финансовые интересы, таким образом, единой слаженной системы у государства нет»,  делится мнением один их экспертов рынка.

«Ситуация начала меняться, когда убрали Сердюкова и стали разбираться с «Рособоронсервисом»  структурой, которая изначально была создана для воровства. Так что при наличии политической воли  проблемы решить можно. Но сейчас идет определенная скрытая борьба между чиновниками, цель которых – взять под контроль все денежные потоки. Я смотрю на ситуацию без оптимизма: реальной программы по оборонке у государства пока нет»,  излагает свою точку зрения военный эксперт, обозреватель еженедельника «Независимое военное обозрение» Виктор Мясников.

«Это не восстановление, это просто передел собственности. Для спасения оборонки нужно победить коррупцию, частников коррумпированных в том числе. Некоторые руководители берут предприятия под свой личный контроль, ставя туда своих людей, и озабочены в первую очередь своим влиянием, нежели восстановлением компании. Многие предприятия ОПК уже доведены до стадии банкротства. Теперь да, их пытаются спасти – это типичная ситуация для Урала»,  добавляет Виктор Мясников.

Отметим, что в российской оборонной промышленности есть довольно крупные частные предприятия  «Курганмашзавод», Арзамасский машиностроительный завод (принадлежит структурам Олега Дерипаски), концерн «РТИ Системы», ОАО «НПО РусБИТех». Однако, по сравнению с западной системой, доля предприятий ОПК в частном секторе невелика. Специфика России как раз и заключается в том, что на ключевых производствах ОПК необходим государственный контроль. В то же время бизнес может усилить «провальные» позиции российской оборонки, такие как производство комплектующих.

«Мое личное мнение: по ключевым направлениям, таким как стратегическое ядерное вооружение, системы ПВО, было бы полезным, чтобы конечный производитель находился под контролем государства. Но в то же время на втором и третьем уровнях кооперации, например, среди производителей и поставщиков комплектующих, необходимо увеличивать роль частного сектора  здесь мы отстаем гораздо больше, чем в производстве самого продукта»,  отмечает Виктор Мураховский.

Слабость нынешнего менеджмента еще и в том, что предприятия крайне нехотя идут на обновление производства. Новое оборудование внедряется исключительно на периферии: Новосибирск, Екатеринбург, частично на столичных предприятиях. Управляющая верхушка, состоящая по-прежнему в большей части из предпринимателей, не осознает необходимости мероприятий государственной важности – модернизации производства. Таким образом, одной из ключевых проблем эксперты называют кадровую, которая только сейчас, худо-бедно, но начала решаться.

«Самая большая проблема – это менеджмент, директора озабочены прибылью и распилом. И пока кадровая проблема в стране не будет решена, ничего у нас не получится», – резюмирует Виктор Мясников.

Из положительных тенденций укрепления кадрового состава менеджмента можно назвать приход на должность президента Объединенной судостроительной корпорации выходца не из бизнес-структур, а производственника из кадрового корпуса судостроителей Андрея Дьячкова. Объединенную авиастроительную корпорацию также возглавляет производственник Михаил Погосьян.

Пока что наиболее успешными регионами в плане развития и модернизации предприятий ОПК эксперты называют Урал и Тульскую область. По УрФО заметно выделяется «Уралвагонзавод». По оценке аналитиков, УВЗ, на фоне других предприятий российской оборонки, наиболее активно проводит государственную политику консолидации разрозненной, благодаря печально известной активности предпринимателей 90-х, собственности ОПК.

«УВЗ сейчас консолидировал оборонные предприятия как на территории округа, так и за пределами УрФО. Была проведена огромная работа по объединению собственности предприятий, которые обеспечивают полный производственный цикл разработки техники для сухопутных войск. В настоящее время этот процесс, в основном, завершен. И сейчас основная задача для корпорации – выдать к 20152016 годам технику нового поколения и представить ее на госиспытания. От этого будет зависеть будущее корпорации на ближайшие 1520 лет»,  считает Виктор Мураховский.

Напомним, что официальное сообщение об итогах голосования внеочередного собрания акционеров ОАО «МЗ» будет опубликовано 15 марта. После этого УВЗ и «Ростех» сделают решающий ход.

«Если результаты голосования не будут отражать реальную картину мнения акционеров, то большинство – Рособоронэкспорт, УБТ-УВЗ и «Сплав», которые в совокупности владеют более чем 50 % акций МЗ  намерено вновь требовать созыва внеочередного собрания акционеров с той же повесткой», – заявил замгендиректора УВЗ Игорь Фомин.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий. 

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP_code

CAPTCHA
Вы точно не робот?