Вернувшись с новогодних каникул депутаты вновь подняли вопросы о справедливости прошлогоднего октябрьского повышения тарифов на проезд в Екатеринбурге с 18 до 23 рублей и накопленных муниципальными пассажирскими транспортными предприятиями убытках. Законодатели не видят убедительных причин для единоразового подъема тарифов почти на 30%. При этом приводят в пример Пермь, где при сравнительной длине маршрута цена проезда составляет 13 рублей. По словам депутата свердловского Заксобрания Дмитрия Ионина, общая сумма убытков муниципальных трамвайно-троллейбусного управления, автотранспортного предприятия, метрополитена за 2012 год превысила 1 млрд рублей. Законодатель ссылается на данные перевозчиков, представленные в РЭК. Копии документов при этом предоставить отказывается. По мнению законодателя, повышение тарифов как муниципальными, так и частными перевозчиками связано именно с отсутствием компенсации за провоз льготников.
«Нужно разобраться, насколько обоснованно повышение тарифа. Мы направили по этому поводу обращение в управление федеральной антимонопольной службы. Муниципальные перевозчики при тарифе в 18 рублей зарабатывают в год примерно 3,5 миллиарда рублей. Если бы компенсации за провоз льготников платились полностью, у них была бы прибыль порядка 60 миллионов рублей, а не убыток в 1 миллиард. В 2009 году Чернецким (в то время занимал пост мэра Екатеринбурга. – Прим. ред.) и Кокшаровым (тогда был председателем правительства Свердловской области. – Прим. ред.) было подписано соглашение о компенсации проезда льготников. Насколько я понимаю, часть средств предоставляла область. В 2011 году срок действия соглашения истек. Возможно, какие-то деньги на компенсации из бюджета тратятся», – поделился мнением с «Правдой УРФО» Дмитрий Ионин.
Муниципальные перевозчики от комментариев отказываются, переадресовывая вопросы к администрации Екатеринбурга. Городские чиновники о накопленном долге говорят с неохотой. Точную схему его образования, по которой понятно сколько именно льготников было провезено по «Е-картам» и какая именно часть затрат компенсирована, не предоставляют.
«В новые тарифы транспортные предприятия должны были заложить долю льготников. Соглашение между городом и областью о компенсации тарифов не продлено. Мы очень надеемся на его продление. Формально сейчас мы можем эту льготу не предоставлять. Александр Якоб (сити-менеджер Екатеринбурга) на последней пресс-конференции говорил о том, что можно было и не вводить эту льготу», – сообщил «Правде УРФО» пресс-секретарь администрации Екатеринбурга Денис Сухоруков.
Сити-менеджер Александр Якоб на итоговой конференции в декабре 2012 года дал понять, что из бюджета Екатеринбурга денег на компенсации ждать не стоит.
«Как таковой обязанности оплачивать эти компенсации у города нет. Потому что федеральный закон о монетизации принимало государство. Формально любой гражданин должен оплачивать тот тариф, который установлен. Но есть традиции в отношении к категории людей, которые всегда находятся на особом счету, уважение. Поэтому было принято в свое время решение не увеличивать для них стоимость проезда. Для них проезд будет стоить столько, сколько выплачивается на сегодня по монетизации. Безлимитный проездной – 340 рублей», – сказал муниципальный чиновник.
Частные перевозчики включение в тариф компенсаций за проезд льготников отрицают. По словам юриста компании «Ю-ви-эй-транс» Алексея Тамарова, региональная энергетическая комиссия при расчете тарифа не учитывает выпадающие доходы, связанные с компенсациями льгот. Региональному премьеру Денису Паслеру частные перевозчики готовят письма с просьбами выплаты компенсаций за 2012 и частично за 2011 год. В случае отказа готовятся к массовым судебным искам.
«В пятницу отвезем письмо к премьеру Паслеру. С марта 2011 года начались проблемы с выплатой компенсаций. За 2011 год у нас убыток в 3,152 миллиона рублей, по федеральным льготникам – 1,5 миллиона рублей. За 2012 год убытки составляли порядка 1 миллиона ежемесячно. За проезд по «Е-картам» муниципалитет доплачивает порядка 11 рублей за каждую поездку городских льготников. Есть еще областные и федеральные льготники. Сейчас идут дополнительные компенсации за провоз городских льготников. Они покроют 15–16 рублей от каждого билета, проданного этой категории. По компенсациям за региональных и федеральных льготников сейчас будут пики судебных разбирательств», – прогнозирует в беседе с «Правдой УРФО» директор пассажирского автоперевозчика «Декар» Сергей Ельцов.
Намерения обратиться к премьеру Свердловской области Денису Паслеру и начать судебные тяжбы поддерживает и юрист «Ю-ви-эй-транс» Алексей Тамаров. Он не исключает, что подобные обращения поступят также от некоммерческого партнерства, объединяющего порядка 20 пассажирских автоперевозчиков Екатеринбурга.
«Сейчас будет очень много судебных исков о взыскании компенсаций с федерации, региона», – говорит Алексей Тамаров.
В правительстве региона официальных комментариев о продлении соглашения с городом и компенсациях затрат на провоз льготников не дают. Цена вопроса – 1 млрд рублей – кажется чиновникам слишком высокой. До возврата из отпуска премьера Дениса Паслера чиновники отказываются давать комментарии на эту тему. В беседах тет-а-тет намекают, что просить 1 млрд неуместно, так как город уже получил крупную сумму по программе «Столица». Председатель свердловского правительства, от которого перевозчики ждут волевого решения, вернется на рабочее место в понедельник, 14 января.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.