«Сургутнефтегаз» выбирает между банкротством и кредитами «ЮТэйра»

На авиакомпанию готовы наложить арест более чем на 1,2 миллиарда рублей

Долги «ЮТэйра» и невыплаченные проценты по кредитам могут уже в скором времени вынудить компанию поставить на прикол самолеты, находящиеся в собственности. Арбитражный суд Москвы уже принял сторону «Альфа-Банка» в вопросе наложения ареста на деньги и имущество авиакомпании более чем на 600 млн рублей. Похожее дело – только уже с участием банка «Балтийское финансовое агентство» – находится на рассмотрении питерского арбитража. Эксперты сходятся во мнении, что компания на грани банкротства, и в период низкого авиасезона, который начнется в конце января и завершится лишь в апреле, вполне вероятна полная остановка. Авиаперевозчик между тем начал терять и прибыльные контракты по миротворческой миссии Организации объединенных наций. Сегодня перед главным акционером авиакомпании, владельцем ОАО «Сургутнефтегаз» Владимиром Богдановым, уже обозначилась дилемма: «платить по долгам или банкротить».

Непростая ситуация на авиационном рынке, непосредственно связанная с авиакомпанией «ЮТэйр» (конечным бенефициаром является ОАО «Сургутнефтегаз», то есть Владимир Богданов), вынудила десятки ее кредиторов «завалить» суды  нескольких регионов исками в отношении перевозчика и его «дочек». Самые крупные иски связаны не отказом авиакомпании гасить долги по кредитным договорам.

Генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов

В частности, в арбитражный суд Москвы в ноябре поступил иск «Альфа-банка», который требует взыскать с ответчика порядка 12 млн долларов долга по договору об открытии аккредитива от 30 октября 2013 года. По информации газеты «Ведомости», эти деньги были перечислены на баланс ирландского Danske bank. Последний же перевел эти средства люксембургской PK Airfinance, которая финансировала лизинг десяти самолетов Boeing 737-800/900. Параллельно банк выставил требование об аресте имущества авиакомпании на аналогичную сумму.

«В качестве основания для принятия обеспечительных мер заявитель ссылается на значительную сумму задолженности, уклонение ответчика от исполнения обязательств по договору, соразмерность заявленных мер требованиям в рамках данного спора и тяжелое финансовое положение ответчика. Согласно сведениям размещенных на официальном сайте арбитражных судов Российской Федерации, в отношении ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» возбуждено более 20 арбитражных дел, общая сумма исковых требований составляет более 700 млн рублей», – приводится обоснование требований «Альфа-Банка» в материалах суда.

Как сообщала «Правда УРФО», суд встал на сторону кредитора и принял решение немедленно наложить арест на оговоренную выше сумму. «Все же для того, чтобы говорить о том, как этот арест повлияет на деятельность компании, нужно понимать, на какое именно имущество был наложен арест. Скорее всего арест был наложен на деньги в банках и какие-то другие ликвидные активы. Пока это не должно повлиять на деятельность компании», – считает старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков.

Хотя, по данным источников на авиарынке, на счетах компании нет достаточных средств, чтобы обеспечить требуемые иски. Собеседники «Правды УРФО» указывают, что «ЮТэйру» и без того не хватает оборотных средств. Общая сумма ареста по текущему курсу доллара превышает 600 млн рублей. По информации юриста компании Art de Lex Ивана Королева, на счетах компании по итогам 9 месяцев текущего года находилось чуть более 200 млн рублей.

Уточним, в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области находится иск на 600 млн рублей другого кредитора «ЮТэйра» – ОАО «Банк «Балтийское финансовое агентство». Истец дважды просил суд наложить арест на имущество должника по кредиту 2013 года, но питерские коллеги остались на стороне ответчика и в требовании отказали, оставив за банком право обжаловать это решение в вышестоящем суде.

Эксперты авиарынка сходятся во мнении, что если на имущество «ЮТэйра» будет наложен арест и по этому иску, авиакомпании сложно будет избежать трудностей в осуществлении операционной деятельности.

«Если будет наложен арест, например, на самолеты или на сервисы бортового питания, либо какие-то другие технические службы сопровождающие работу, я думаю, тогда компания может частично приостановить свою деятельность, отказаться от целого ряда направлений. Но пока, мне кажется, что авиакомпания попробует договорится со своими кредиторами и решить эту проблему», – считает Андрей Рожков.

По словам Рожкова, сейчас перевозчик возлагает большие надежды на получение предоплаты за билеты на рейсы, которые будут осуществляться в период новогодних праздников. Первая половина января считается высоким сезоном для авиакомпаний. За счет этой выручки «ЮТэйр» сможет «на некоторое время снять некоторые острые вопросы».

«А вот что будет дальше – сказать сложно, с середины января начнется низкий сезон вплоть до апреля. В этот период будет сложнее найти средства для погашения требований кредиторов. В это время, я думаю, будет гораздо больше исков в отношении «ЮТэйра». Если акционеры не помогут авиакомпании, предоставив в качестве займов собственные средства, возможно, «ЮТэйр» столкнется с проблемой остановки своей деятельности. Но это самый плохой сценарий. Если собственники будут не готовы финансировать спасение компании, крайний сценарий станет более вероятным», – подытожил представитель ИФК «Метрополь».

В настоящее время общая сумма долгов компании превышает 70 млрд рублей. Аэропорты начали массово подавать в суд на перевозчика, задолжавшего им миллионы рублей за аэропортовое обслуживание. В частности, только за октябрь-ноябрь текущего года в арбитражи поступили иски от компаний «Юграавиа» (оперирует аэропортами города Нягани и Ханты-Мансийска), ОАО «Аэропорт Курган»  и ОАО «Аэропорт Ульяновск», ОАО «Аэропорт г. Ростова-на-Дону», ОАО «Омский аэропорт», ОАО «Хабаровский аэропорт».

Стоит напомнить, что одним из основных кредиторов авиакомпании является ее дочерняя финансовая прокладка – «ЮТэйр-Финанс», которая допустила технический дефолт по своим облигационным займам. Компания объявила о приостановке выплаты по всем облигационным займам, пока согласуются условия реструктуризации долгов. Так, «дочка» авиакомпании не смогла выполнить обязательства по облигациям серии БО-16 (29,2 млн рублей), БО-08 (44,8 млн рублей). Причиной стало отсутствие денежных средств в необходимом объеме в связи с нарушением обязательств по уплате процентов по займам, ранее выданных авиакомпании «ЮТэйр».

Сегодня, 3 декабря, стало известно, что совет директоров «ЮТэйр-Финанс» принял решение досрочно расторгнуть трудовой договор с руководителем компании Валентиной Тимофеевой. А единственный акционер ООО – авиакомпания «ЮТэйр» – в тот же день передал полномочия единоличного исполнительного органа сроком на 2 года московской ООО «Юридическая компания «Правовые инновации» (принадлежит физлицам). С чем связан преждевременный «уход» госпожи Тимофеевой из компании, «Правде УРФО» уточнить не удалось.

Эксперты говорят и о других предпосылках вероятного краха компании. В частности, издание подробно рассказывало об увольнении части летного состава перевозчика. Другой пример – значительное уменьшение заказов в вертолетном сегменте «ЮТэйра».

Сама компания заявила, что по итогам января-сентября текущего года на 11% упал объем вертолетных работ по контрактам с Организацией объединенных наций в рамках долгосрочных контрактов по авиационному обеспечению миротворческих миссий ООН в Конго, Либерии, Кот-д’Ивуаре, Сьерра-Леоне, Афганистане, Мали, Сомали, Судане.

«Изменения связаны с сокращением объемов работ авиакомпании «ЮТэйр» по контрактам ООН, вследствие перераспределения объемов работ по новым контрактам между обществами группы ЮТэйр, а также по причине сокращения бюджета организации-заказчика. Последнее, в свою очередь, обусловлено влиянием геополитических факторов, в частности, сказались усугубление долгового кризиса в Еврозоне, замедление роста экономики в крупных азиатских странах (Китай, Япония), последствия финансового кризиса в США 2013 года», – объяснили свои перемены в «ЮТэйре».

Впрочем, как рассуждают аналитики рынка, переменами в «ЮТэйр» придется заняться главе крупнейшего акционера авиакомпании, генеральному директору ОАО «Сургутнефтегаз» (СНГ) Владимиру Богданову. Близкие нефтяной компании источники в диалоге с «Правдой УРФО» опосредованно намекали, что если владелец бизнеса и пойдет на финансовое оздоровление перевозчика, то мероприятия будут проведены уже с другим менеджментом. Если учесть, что генеральный директор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов еще летом 2014 года «скинул» свой пакет акций, личной заинтересованности менеджера по санации авиакомпании в СНГ не наблюдается. К прочему, по данным ЕГРЮЛ, на август текущего года Андрей Мартиросов в должности руководителя «ЮТэйр» уже и не значится.      

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Справочно:

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», выручка от продажи  по итогам 2013 года составила 73,7 млрд  рублей. В парке компании более 150 самолетов (часть бортов находятся в лизинге). Основными авиахабами перевозчика являются аэропорты Внуково (Москва), Рощино (Тюмень) и аэропорт Сургута. ОАО «Сургутнефтегаз» контролирует НПФ «Сургутнефтегаз», которому принадлежит 60,67% уставного капитала «ЮТэйр».

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни