«Стройтрансгаз» Тимченко не выдержал ультиматума газосервисов Югры

Активная фаза переговоров стартует на следующей неделе

Газосервисные компании ХМАО-Югры заставили олигарха «новой волны» Геннадия Тимченко пойти на уступки. В ближайшее время генподрядчик ОАО «Газпром» компания «Стройтрансгаз» представит новые условия контрактов сервисам на обслуживание хантыйской дочки «Газпром трансгаз Югорск» в 2014 году. Лавры победителя пытаются примерить на себя и некоторые чиновники, говоря о своем участии в соглашении с компанией олигарха. Однако наблюдатели конфликта отмечают, что результат сегодняшних переговоров – заслуга главных игроков югорского рынка газосервиса: «консолидация и твердые намерения идти до конца заставили олигархов услышать субподрядчиков». Между тем эксперты уверены, что у «Стройтрансгаза» не было другого выхода: остановка работ «грозила катастрофой для трансгазовской сети «Газпрома». Впрочем, как отмечают аналитики, сервисникам не стоит надеяться на абсолютную победу.

Сегодня у крупнейших газосервисных предприятий Югры появилась надежда отстоять свои интересы в многомесячной конфронтации с компанией «Стройтрансгаз». Крупнейшие налогоплательщики и главные работодатели четырех муниципалитетов ХМАО-Югры – Березовский, Октябрьский, Белоярский и Советский районы – спасут свои предприятия от банкротства и до конца месяца получат более-менее лояльные условия договоров. По мнению экспертов, неким гарантом выполнения этих договоренностей станет соглашение о сотрудничестве с ЗАО «Стройтрансгаз», утвержденное сегодня на заседании правительства ХМАО-Югры. Сами же участники рынка не видят особой роли окружных чиновников в урегулировании конфликтной ситуации, которая поставила на кон не только судьбу предприятий и стабильную социальную обстановку в районах, но и несла реальные риски бюджетам.

История конфликта началась в конце 2013 года, когда все тендеры ОАО «Газпром» (собственность РФ) на сумму 112,7 млрд рублей были переданы компании Геннадия Тимченко – «Стройтрансгазу». Такое решение Алексея Миллера рисковало обернуться для газосервисных компаний ХМАО банкротсвом, а для региона – социальными потрясениями и ощутимыми потерями для бюджетов. Четыре месяца главный подрядчик госкорпорации не мог договориться с основными предприятиями Югры, традиционно обслуживающими газотранспортную систему ООО «Газпром трансгаз Югорск», об условиях контракта.

Системообразующие предприятия региона отказывались подписывать «кабальные условия договоров». По словам их представителей, одной из причин для создания конфликтной ситуации стали ежегодные изменения понижающего коэффициента, «и не в пользу подрядчиков, которые буквально загнали компании в многомиллионные долги».

«На 2014 год нам предложили заключить договор с коэффициентом в 0,75, а это уже 25% потерь. Такие драконовские условия могли обернуться гибелью для сервисных компаний. Уже в прошлом году субподрядчики уходили в минус, если бы мы согласились на условия «Стройтрансгаза», то потери бы насчитывали десятки миллионов, судьба основных сервисов – банкротство и массовые увольнения персонала», – отмечает один из директоров стройкомпаний на условиях полной анонимности.

В начале года на рынке сложилась критическая ситуация. Узкая направленность компаний сделала их заложниками ситуации. Четыре газосервисных предприятия в Березовском, Октябрьском, Белоярском и Советском районах были вынуждены приостанавливать работу, отправлять специалистов в неоплаченные отпуска и выходить на объекты, отметим, по гарантийным письмам.

Сегодня региональные эксперты говорят о победе газосервисников. Именно жесткая позиция основных субподрядчиков югорской дочки «Газпрома» заставила компанию Тимченко пойти на уступки.

«Буквально был поставлен ультиматум: либо «Стройтрансгаз» идет на переговоры, либо договоры на 2014 год не будут подписаны. Очевидно, что такая постановка вопроса обернулась серьезными рисками для генподрядчика. У «Стройтрансгаза» нет возможности заменить основных газосервисников рынка Югры другими подрядными организациями, еще и в краткосрочной перспективе. А остановка ремонтных и строительных работ грозила глобальной катастрофой для «Газпрома», – рассказывает участник диалога.

Участники рынка отмечают, что сейчас наступила активная стадия переговоров, и надеются, что уже до конца февраля договоры все же будут подписаны. «Уже есть продвижение в вопросе, – говорит собеседник «Правды УРФО», знакомый с историей конфликта. – Думаю, что теперь все сложится благополучно для газосервисных предприятий, и в конце месяца можно будет поставить точку в этом споре. Сейчас каждый подрядчик борется за итоговую сумму контракта. Им нужна справедливая цена. Пока вопрос все еще находится в стадии активных переговоров, но случилось главное – субподрядчиков услышали, и появилось понимание их требований. Конечно, сервисникам не стоит ожидать, что их пожелания будут удовлетворены на 100%, но очевидно, что на уступки пойдут обе стороны».

Между тем в постоянно меняющихся условиях газосервисные предприятия сегодня пытаются дифференцировать свой бизнес, чтобы не быть заложниками «драконовских условий госмонополии». «Это некая подушка безопасности, – говорит собеседник «Правды УРФО». – У нас есть параллельные подряды, и мы можем себе позволить отказаться от работы с «Газпромом», сохранив свое предприятие и, что самое главное, – профессиональный коллектив».

Однако некоторые сервисные компании Югры стараются вообще не говорить публично о противостоянии сторон. Их официальная позиция: «У нас сложились хорошие деловые отношения со «Стройтрансгазом». Коллеги утверждают, что такая позиция вынужденная: «Обслуживание газопроводов – основной профиль их деятельности. Если не будет подряда на «Газпроме», то не будет и предприятия. Это их единственный бизнес, и им хоть как-то надо сохранить компанию. Любые официальные выступления чреваты потерей дела всей жизни».

Впрочем, негласно на стороне сервисов были и сами представители «Газпром трансгаз Югорска». В личных беседах они не раз соглашались, что условия, навязанные материнской компанией и генподрядчиком, губительны для предприятий. «Нас связывают многолетние отношения. С некоторыми субподрядчиками это история протяженностью в 20 лет. Работа отлажена до автоматизма. И потеря таких партнеров может негативно сказаться не только на профильных сервисах, но и на дочке», – анонимно рассказывает собеседник «Правды УРФО».

Стоит отметить, что в профильном департаменте по недропользованию о конфликте даже и не слышали: «Ситуация нормальная. Мы не знаем, какие условия контрактов предлагают субподрядчикам, эта информация закрытая. По нашей информации, сегодня «Стройтрансгаз» расплатился по всем текущим долгам. Так что подписание соглашения никак не связано с их взаимоотношениями. Подобные договоренности у нас есть со всеми основными компаниями, работающими на территории округа».

Замгубернатора ХМАО-Югры Сергей Полукеев

В разговоре с «Правдой УРФО» заместитель Натальи Комаровой и главный куратор  взаимоотношений региональных сервисов с компанией Тимченко Сергей Полукеев заявил, что «сегодня соглашение заключено для того, чтобы все вопросы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности газосервисных предприятий, решались в рамках определенных договоренностей». Однако на вопрос, в чем же роль правительства в урегулировании конфликта между генподрядчиком и субподрядчиками, так и не ответил.

Сами же газосервисники роли чиновников Югры в решении их проблемы так и не усмотрели. По мнению участников конфликта, «у некоторых представителей региональной власти просто иногда нет банального желания брать на себя ответственность такого масштаба».

«Правда УРФО» следит за развитием событий.

Справочно:

ЗАО «Стройтрансгаз» – одна из ведущих строительных компаний России. Компания выполняет полный комплекс работ на инфраструктурных проектах нефтегазовой отрасли. «Стройтрансгаз» принимал участие в строительстве нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан, Балтийской трубопроводной системы – 2, газопроводов Бованенково – Ухта, Ухта – Торжок, Сахалин – Хабаровск – Владивосток.

Осенью 2013 года группа «Стройтрансгаз», входящая в строительный холдинг бизнесмена Геннадия Тимченко и его партнеров, консолидировала 50% акций ЗАО «Стройтрансгаз». Ранее сообщалось, что группа «Стройтрансгаз» купит 30% ЗАО «Стройтрансгаз» (ранее «Аргус пайплайн»). Уставный капитал компании на 13.10.2004 г. – 5 800 000 рублей. Выручка от продажи на 31.12.2012 г. – 23 566,6 млн рублей. Генеральный директор – Рей Антон Михайлович.

ООО «Газпром трансгаз Югорск» образовано 29.11.1993 года. 100% акций принадлежит ОАО «Газпром», генеральный директор – Созонов Петр Михайлович. Уставный капитал на 30.03.2007 года составил 24 771 900 000 рублей. Выручка от продаж на 31.12.2012 года – 255 917,7 млн рублей.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “«Стройтрансгаз» Тимченко не выдержал ультиматума газосервисов Югры”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни