Сервисы «Роснефти» выстроились в очередь на банкротство за субподрядчиками «Газпрома»

Версия для печати

Снижение стоимости и авансирование работ подталкивает контрагентов ВИНКа к финансовой несостоятельности

Рынок российского нефтегазосервиса, оцениваемый в 800 млрд рублей, замер в ожидании массовых банкротств и социального недовольства. На фоне и без того критического состояния ряда сервисов, 2 месяца 2014 года не принесли договорных заказов компаниям, либо сервисам были предложены кабальные, с их точки зрения, условия работы со стороны ОАО «НК «Роснефть» – 60-дневное авансирование и замораживание расценок. Контрагенты вертикально-интегрированной компании (ВИНКа) указывают на невозможность работы на таких условиях, поскольку они не могут выполнять социальные обязательства – повышать и выплачивать зарплаты, вкладываться в развитие и рассчитываться по кредитам. Однако вынуждены подписывать контракты с расценками уровня 2013 года, хотя еще вчера госкомпания требовала заключать договоры с 15-процентным дисконтом. По оценкам экспертов, сложившееся положение приведет к поглощению российских независимых сервисов нефтегигантами. Однако пока эти процессы только прогнозные, а в коллективах нефтесервисов уже зреют протестные настроения.

ОАО «НК «Роснефть», обремененное полуторатриллионной нагрузкой, следом за ОАО «Газпром», пошло на резкое сокращение расходов. Уже традиционно, основная нагрузка политики экономии в ХМАО-Югре и ЯНАО сваливается на плечи сервисных компаний. По оценке опрошенных федеральных экспертов, политика НК характерна для всех площадок и регионов присутствия. «Жесткая экономия отныне будет во всем. Слишком большое долговое бремя. И не важно, будь это пуровская площадка, вартовская, няганская или юганская – сервисники поставлены либо на нулевую рентабельность, либо вынуждены работать себе в убыток. О развитии разговоров больше быть не может совсем. Для многих главное окончательно не потерять заказы, заключить договоры и только потом уже стараться хоть как-то изменить ситуацию изнутри», – пояснил общие настроения независимых от НК нефтесервисов эксперт.

В попытке зацепиться за контракты с Роснефтью и спасти компании от банкротств, сегодня директора сервисов провели консультации с одним из топ-менеджеров главного добывающего подразделения «Роснефти» в ХМАО-Югре ООО «РН-Юганскнефтегаз». Сервисные ООО «Недра» и ООО «Экотон» в ходе переговоров с руководством все-таки подписали договоры на обслуживание скважинного фонда компании на условиях замораживания расценок уровня 2013 года. Хотя еще вчера, ссылаясь на источник в «Экотоне», в компаниях была жесткая позиция, и в связи с недостаточностью средств они были готовы оставить на месторождении только 20 бригад. « Нам пояснили, что понимают наши проблемы, по возможности постараются нам помогать, главное с чего-то начать – мы начали с этого договора. В «Юганскнефтегазе» есть понимание, что если выработка на бригаду КРС и ПРС будет 70, то обвалится добыча. Руководство пообещало нам, что поддержку окажет», – пояснил «Правде УРФО» собеседник в сервисной компании.

Уточним, на юганской площадке компании работает 7-8 КРС компаний, которые, по сути, выступают субподрядчиком у контролируемой ОАО «НК «Роснефть» ООО «Сервис-Экология», все субподряды по бурению компании получают через ООО «РН-Бурение», в которой также сосредоточены все средства на технологические процессы.

Накануне 3 крупные сервисные компании отказывались работать с «дочкой» «Роснефти» на нижневартовской и няганской площадках. Претензии сервисных компаний все те же – отсрочка оплаты в 60 дней и понижение тарифа на 15%. Подрядчикам, по сути, в ультимативной форме сообщили, что если они подпишут договоры с отсрочкой оплаты услуг на 60 дней, то им «Роснефть» пойдет навстречу. В противном случае, нефтяники откажутся от контрактов. «То есть, отработав в январе-феврале, заработную плату люди получат в лучшем случае в апреле-мае», – резюмировал один из участников совещания.

Однако уже сейчас социальная обстановка на предприятиях-контрагентах «Роснефти» достаточно напряженная: заканчивается 2-й месяц 2014 года, а договоры со сторонними подрядчиками, которые не являются «дочками» «Роснефти», полностью до сих пор не подписаны. В связи с этим работники «сервисов» 2 месяца получают секвестированную заработную плату. Ранее «простые работяги из ООО «Экотон» были готовы выйти на акции протеста против политики НК. «Мы хотим работать и получать за свой труд деньги, а нас подталкивают к тому, чтобы фактически остановить производство». К экотоновцам, как рассказывают на предприятиях, были готовы присоединиться сотрудники ООО «Недра» и других предприятий.

«С нами до сих пор не хотели заключать договоры на 2014 год. Уже два месяца компания работает по гарантийным письмам и должна всем. Нефтяники выдвигают условия, что оплата будет производиться через 60 дней, а это означает, что деньги мы получим только в апреле, в лучшем случае. Ровно столько же люди не будут получать зарплату. Мы дали сотрудникам ощущение стабильности, они взяли кредиты, ипотеки. Сверх этого накладываются долги за ГСМ и претензии налоговиков. В таком состоянии компания протянет максимум месяц. Причем аналогичная ситуация, насколько я знаю, складывается везде», – рассказал руководитель одной из няганских нефтесервисных компаний.

Не лучше, чем у КРС и ПРС, складывается ситуация на транспортных подразделениях сервиса, численность которых только на нефтеюганской площадке насчитывает от 7 до 10 тыс. человек. Так, в конце года были проведены тендеры, согласован тариф, но когда подошло время заключать договоры, начали звучать требования компании отказаться от 5% надбавки и оставить тарифы на уровне 2013 года. Соглашение с «Роснефтью» на этих условиях подписали все. В дальнейшем по аналогии с КРС и ПРС компания начала «убедительно «просить снизить расценки еще на 15%, что, по оценке транспортников, соответствует стоимости работ 2008 года. Во время проведения тендеров были заключены соглашения на 3 года, в которых было прописано, что транспортники не имеют права пересматривать цена на ГСМ, обслуживание и прочее.

После давления установить цены на 15% ниже оговоренных контрактами автотранспортные сервисы составили обращение на имя главы ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина, где объясняли всю катастрофичность ситуации, подчеркнули, что 15% снижение тарифа уже в краткосрочной перспективе приведет к разрушению и ликвидации этих предприятий. Как рассказали источники в ООО «Блик» и ООО «СОДЕЛ», компании приобрели тракторы и автобусы еще до начала давления компании по расценкам. Сейчас на транспортниках висит 15% лизинговый платеж, большие кредиты по операционной деятельности. В коллективах началось социальное беспокойство, поскольку невозможно поднимать зарплаты работникам, да и платить ее в полной массе – сейчас ОАО «НК «Роснефть» только гасит долги за декабрь 2013 года.

Для наглядности перспектив нефтесервиса опрошенные эксперты описывают ситуацию с партнерами дочки «Газпрома» на Ямале. В тяжелом финансовом положении находится ОАО «РУ-Энерджи Групп» – также по причине авансирования работ и закредитованности компании. В арбитражах находится перечень исков о банкротстве сервисного игрока, хотя один из них – ЗАО «Торговый дом ТМК» Дмитрия Пумпянского – оставлен без движения до 17 марта в связи с неуплатой истцом госпошлин.

Система постоплаты довела до финансовой несостоятельности и другую нефтесервисную компанию, базирующуюся в вотчине ОАО «НК «Роснефть» – Нижневартовском районе ХМАО-Югры – ЗАО «Аган-Бурение». В конце 2012 года в отношении ЗАО «Аган-Бурение» по решению арбитражного суда ХМАО-Югры была начата процедура банкротства – введено временное наблюдение. На данный момент заявителями по делу выступают 103 кредитора, среди которых ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «ЮТэйр-Экспресс», ООО «УралЭнергоСервис» и ОАО «Сбербанк России». В процессе рассмотрения иска о банкротстве представители ЗАО «Аган-Бурение» заявляли о том, что рассчитаются с кредиторами сразу после того, как произойдет расчет с ними со стороны ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». Однако надежды компании не оправдались – 19 февраля «Газпром нефть» предоставила в суд платежное поручение всего на 1,5 млн рублей, а гендиректор компании Павел Крюков заявил, что контрагент сам должен им около 10 млн рублей.

Более спокойная ситуация сложилась в ЗАО «Сибирская сервисная компания» (ССК) – сервисник работает по долгосрочному контракту, ведутся переговоры по некоторым дополнительным объемам. «Конечно, действующий сейчас принцип 60 и 90-дневной отсрочки платежей нам, мягко говоря, неудобен, хотелось бы сократить до 30 дней», – признаются в ССК.

В сложном положении оказались и газосервисные компании ХМАО-Югры: еще в ноябре 2013 года подрядчики ОАО «Газпром» начали противостояние с получившей статус генподрядчика по ремонту и обслуживанию газотранспортной системы структурой – ЗАО «Стройтрансгаз», принадлежащей российскому олигарху новой волны Геннадию Тимченко. Компании заявили и о кабальных условиях, предлагаемых подрядчиком – понижающий коэффициент 0,75, получение оплаты работ только через 120 дней после закрытия акта выполненных работ. В конце февраля, как обещали югорские власти, проблемы сервисов должны были быть решены, но, как сообщают в компаниях, контракты не подписаны, «на связь с нами так и не вышли».

Напомним, что для решения проблем российского нефтесервиса была создана «рабочая группа» при Минэнерго РФ, а также создан подкомитет при Торгово-промышленной палате РФ, силами которой был разработан комплекс мер по спасению отрасли. Согласно предложенной «дорожной карте», доля отечественных нефтесервисных компаний на российском рынке к 2018 году должна вырасти с 77 до 80%. Для достижения указанной цели предлагалось закрепить законодательно заключение долгосрочных контрактов с нефтяниками, отказаться от авансирования работ, а также внедрить ряд кредитных послаблений компаниям. Как заявляли в Минэнерго РФ, меры будут закреплены до конца 2013 года, однако этого так и не произошло.

Впрочем, руководитель профильного комитета по энергетике в Госдуме РФ Иван Грачев панических настроений относительно ситуации в отрасли не поддерживает. «В принципе, мы сделали рекомендации в ходе большого совещания. На мой взгляд, они продуманные и сбалансированные. Сейчас мы можем только сформулировать претензии к компаниям и правительству. Опять же, здесь целая цепочка. Для сервисных компаний ввели понижающий коэффициент, потому что правительство задним числом урезало инвестпрограмму нефтяникам. Относительно повсеместного прихода иностранных сервисников я сомневаюсь. Сейчас есть переменная доля их на рынке, но они, грубо говоря, начинают локализоваться», – считает Иван Грачев.

Президент НК «Роснефть» Игорь Сечин

 По мнению эксперта в нефтесервисной отрасли, экс-управляющего ОАО «Юганскнефтегаз» ЮКОС Тагирзяна Гильманова, ничего критического в сложившейся ситуации с ОАО «НК «Роснефть» и субподрядчиками нет. «Крупнейший заказчик – «Роснефть» – ведет работу со своими подрядными организациями. В этом нет ничего чрезвычайного, идет обычная тендерная работа, регулирование условий на 2014 год между заказчиками и подрядчиками. Проблемной является не авансовая система, а ценовая политика – идет обычный разговор, это не трагично. К тому же, переговоры еще не окочены», – считает Тагирзян Гильманов.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов также сомневается, что сервисным компаниям грозит массовое банкротство. «У многих нефтесервисных компаний есть контракты с другими компаниями, и им вряд ли грозит банкротство. В данном случае нефтяные и нефтесервисные компании тесно связаны друг с другом, и в их интересах найти компромисс в вопросе взаимодействия друг с другом. Объем рынка нефтесервисных услуг значителен, работы хватает всем», – считает Дмитрий Баранов.

Ранее, напомним президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль заявлял о неподъемной финансовой нагрузке на нефтесервисные компании. По мнению признанного авторитетного нефтяника, текущая политика государства, а именно отсутствие этой политики как таковой весьма скоро обернется для множества компаний банкротствами.

По подсчетам эксперта, порядка 25% рынка занимают крупные иностранные нефтесервисы, у которых гораздо больше возможностей для технического обновления. Эксперты рынка в унисон заявляли, что «если в краткосрочной перспективе государство не ввяжется в эту проблему», то очень скоро на стратегических месторождениях углеводородов в России будут развиваться вымпелы только Schlumberger, Halliburton и некоторых дотируемых дочерних предприятий крупных нефтяных компаний. «А это уже геополитика и вопросы национальной безопасности».

Начальник аналитического управления УК «Арсагера» Артем Абалов, напротив, считает, что в сложившейся ситуации произойдет обратный переход сервисных игроков в структуру добывающих компаний.

«Требования «Роснефти» ухудшат экономику нефтесервисных компаний, учитывая, что многие из них и так находятся в непростой ситуации. Другое дело, что основные тенденции в этой сфере показывают, что государство начинает поворачиваться лицом к нефтесервисному сегменту. Вполне возможно, что может быть предпринята попытка собрать данный сегмент под крыло той же «Роснефти» или других компаний с государственным участием. Это можно воспринимать не как попытку всех разорить, а как попытку передела рынка нефтесервисных услуг. Зарубежные игроки сейчас и так имеют значительную долю на рынке – ситуация может привести к изменению состава участников: независимые игроки могут оказаться в сложном положении, а оттянуть рынок могут на себя компании, имеющие в своем составе сервисные подразделения. То есть речь не идет о том, чтобы выгнать россиян, речь идет о том, чтобы заместить тех россиян, что есть сейчас, на более сильных и крупных игроков. Более сильные иностранные игроки перетянули на себя определенную долю рынка, поэтому россияне разочаровались в конкурентном отборе, и пошел курс на государственную поддержку», – полагает Артем Абалов. По его мнению, учитывая конкуренцию со стороны зарубежных игроков, «идет замещение одних россиян другими».

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Мнения

Интересно получаеться !!! Как

Интересно получаеться !!! Как ТНК вп руководил компанией  в Нягани платежи нормально были как Российские  " бизнесмены " влезли в тему так ни денег ни чего !!! Вот это чисто советская экономика не плоти ни кому и живи на эти деньги ! Кидалово  под  хорошей "Крышей " это по нашему !!! По российски во голове ?!    

Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code