Госдума РФ накануне окончательно приняла закон об обнулении ставки НДС для пригородных перевозок на 2015 год. Сами перевозчики ставшую следствием личного требования Владимира Путина возврата отмененных электричек меру считают хоть и эффективной, но явно недостаточной для выхода на безубыточность. В числе предложенных послаблений также снижение до 0,1% ставки РЖД за пользование инфраструктурой и субсидирование пригородных перевозчиков на 33 миллиарда рублей.
Со своей стороны РЖД обратились к регионам с предложением увеличить уставные капиталы пригородных пассажирских компаний на паритетной основе. В качестве имущественного взноса со стороны транспортного монополиста предполагалось внести подвижной состав (электрички и т. п.), регионы должны будут внести эквивалентную сумму в деньгах.
«На сегодняшний день получено 20 ответов от 24 субъектов Российской Федерации (куда были направлены телеграммы ОАО «РЖД»). Из них один (Волгоградская область) сообщает о возможном участии в процедуре увеличения уставного капитала ППК. В пяти письмах содержится отказ субъектов РФ в возможности своего участия в капитализации пригородных компаний, в их числе – Свердловская область. 14 ответов содержат просьбу о продлении сроков для принятия решения. 4 субъекта Российской Федерации не предоставили ответы», – сообщили «Правде УРФО» в пресс-службе «Свердловской железной дороги».
При этом в областном министерстве транспорта и связи отказ от увеличения уставного капитала «Свердловской пригородной компании» не подтверждают. По данным ведомства, в правительстве региона рассматривается возможность участия Среднего Урала в увеличении уставного капитала ОАО «СПК».
«Для формирования предложений будет проведен анализ арендуемого ОАО «СПК» у ОАО «РЖД» и планируемого к передаче подвижного состава с целью определения его состояния и возможности дальнейшего использования. После чего будет произведен расчет экономической эффективности от передачи подвижного состава – будет ясно, сократятся ли в последующем расходы пригородных компаний (и, соответственно, областного бюджета) с учетом новых расходов по содержанию собственных основных средств и сокращения арендной платы за подвижной состав ОАО «РЖД». Также будет ясно, позволит ли данная мера повысить качество перевозок для населения», – приводит позицию министра транспорта Александра Сидоренко пресс-служба.
Исключительно за собственный счет региональные власти докапитализировать СПК не намерены, о чем уведомили федеральный Минтранс. Правительство области направило в министерство письмо с «просьбой при формировании государственной политики в сфере пригородного железнодорожного сообщения (в том числе – в проекте федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации») предусмотреть закрепление механизмов передачи подвижного состава пригородными компаниями с участием средств бюджета РФ, так как данный вопрос актуален для всех субъектов, заинтересованных в сохранении и развитии пригородного железнодорожного сообщения».
«Свердловская пригородная компания» помимо региона дислокации обслуживает Челябинскую, Тюменскую, Курганскую области, ХМАО и Оренбургскую область. За 2014 год доход компании составил 1,92 млрд рублей. При этом расходы на аренду подвижного состава и пользование инфраструктурой, по данным СПК, достигли 2,753 млрд.
Министр транспорта и связи Свердловской области Александр Сидоренко
Ежегодно перевозчик заявляет об убытках. Только по УрФО за 2014 год сумма выпадающих доходов – 1,7 миллиарда рублей. В региональных бюджетах компенсация их запланирована на уровне 1,3 миллиарда в соответствии с установленными территориальными органами тарифами. При этом Курганская область из обещанных к выплате 98 миллионов рублей возместила лишь 15. Наибольшая разница между выпадающими доходами и региональными компенсациями по итогам года образована в Свердловской (265 млн руб.) и Челябинской (122 млн руб.) областях.
Крупные убытки подтолкнули региональные власти к сокращению маршрутов. В Свердловской области в 2015 году было отменено 24 электрички, в Челябинской – 11. Движение электропоездов было восстановлено лишь после личного вмешательства президента РФ, а регионами подписаны соглашения о реструктуризации ранее накопленных долгов перед СПК.
Однако передача подвижного состава в собственность СПК, по мнению экспертов, систему многолетнего накопления убытков перевозчиком не изменит. «Свердловская железная дорога» эксплуатирует 74 единицы подвижного состава, «Южно-Уральская железная дорога» – 50. Свердловская область, которой принадлежит в уставном капитале СПК 49% (51% у ОАО «РЖД») с учетом дефицита бюджета более чем в 40 млрд рублей вряд ли будет в состоянии нести миллиардные расходы на приобретение электричек.
«Субъекты не в состоянии регулировать железнодорожные пассажирские перевозки. Попытки РЖД сбросить с себя балласт в виде вагонов для пригородных перевозок приведут к тому, что губернаторы, оценив ситуацию, откажутся развивать железнодорожные перевозки в пользу автомобильных. На 95% они смогут покрыть сеть населенных пунктов, а 5% останутся обделенными. На первом этапе привлечение субъектов к вхождению в состав учредителей пригородных компаний оправдывалось. Сейчас принципиальная ошибка РЖД – в перекладывании на регионы ответственности за организацию пригородных пассажирских перевозок. Мы предлагаем передать управление составом на пригородных пассажирских перевозках от регионов в «Федеральную пассажирскую компанию». У нее налажен механизм определения тарифа. Либо создать единую федеральную компанию для управления пригородными перевозками и дотировать ее из госбюджета», – рассказал «Правде УРФО» первый вице-президент Национального союза железнодорожников Сергей Шитюк.
На сегодняшний день ни РЖД, в чьей собственности находится ФПК, ни минтранс оценок предложениям союза железнодорожников и свердловского правительства пока так и не дали.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.
1 комментарий к “РЖД умертвят пригородные перевозки и обвинят регионы УрФО”
В бреду перемешивали тёплое с мягким?Межгалактический союз железнодорожников — те ещё «рога и копыта».