РЖД умертвят пригородные перевозки и обвинят регионы УрФО

Версия для печати

Компания предложила губернаторам фактически выкупить у них подвижные составы

ОАО «Свердловская пригородная компания» (ОАО «СПК», контролируется РЖД) готовится увеличить уставный капитал – министерство транспорта и связи региона сообщило о проведении анализа потребности области в подвижном составе. С предложением передачи арендуемых электропоездов в собственность СПК выступили РЖД в обмен на равноценные финансовые вложения в уставный капитал компании со стороны региона. Для Свердловской области согласие чревато миллиардными расходами, которые при существующих тарифах невозможно будет покрыть даже в долгосрочной перспективе. По мнению Национального союза железнодорожников, стремление транспортного монополиста сбросить с себя балласт в виде пригородных перевозок приведет регионы к сокращению либо отказу от них в пользу развития автотранспортного сообщения. Так или иначе, эксперты уверены, что электрички в субъектах РФ существуют только по личной инициативе главы государства, но РЖД сделают все, чтобы перенести всю финнагрузку содержания пригородных компаний на регионы, а это означает лишь одно – полное скорое прекращение работы пригородных электропоездов.

Госдума РФ накануне окончательно приняла закон об обнулении ставки НДС для пригородных перевозок на 2015 год. Сами перевозчики ставшую следствием личного требования Владимира Путина возврата отмененных электричек меру считают хоть и эффективной, но явно недостаточной для выхода на безубыточность. В числе предложенных послаблений также снижение до 0,1% ставки РЖД за пользование инфраструктурой и субсидирование пригородных перевозчиков на 33 миллиарда рублей.

Со своей стороны РЖД обратились к регионам с предложением увеличить уставные капиталы пригородных пассажирских компаний на паритетной основе. В качестве имущественного взноса со стороны транспортного монополиста предполагалось внести подвижной состав (электрички и т. п.), регионы должны будут внести эквивалентную сумму в деньгах.

«На сегодняшний день получено 20 ответов от 24 субъектов Российской Федерации (куда были направлены телеграммы ОАО «РЖД»). Из них один (Волгоградская область) сообщает о возможном участии в процедуре увеличения уставного капитала ППК. В пяти письмах содержится отказ субъектов РФ в возможности своего участия в капитализации пригородных компаний, в их числе – Свердловская область. 14 ответов содержат просьбу о продлении сроков для принятия решения. 4 субъекта Российской Федерации не предоставили ответы», – сообщили «Правде УРФО» в пресс-службе «Свердловской железной дороги».

При этом в областном министерстве транспорта и связи отказ от увеличения уставного капитала «Свердловской пригородной компании» не подтверждают. По данным ведомства, в правительстве региона рассматривается возможность участия Среднего Урала в увеличении уставного капитала ОАО «СПК».

«Для формирования предложений будет проведен анализ арендуемого ОАО «СПК» у ОАО «РЖД» и планируемого к передаче подвижного состава с целью определения его состояния и возможности дальнейшего использования. После чего будет произведен расчет экономической эффективности от передачи подвижного состава – будет ясно, сократятся ли в последующем расходы пригородных компаний (и, соответственно, областного бюджета) с учетом новых расходов по содержанию собственных основных средств и сокращения арендной платы за подвижной состав ОАО «РЖД». Также будет ясно, позволит ли данная мера повысить качество перевозок для населения», – приводит позицию министра транспорта Александра Сидоренко пресс-служба.

Исключительно за собственный счет региональные власти докапитализировать СПК не намерены, о чем уведомили федеральный Минтранс. Правительство области направило в министерство письмо с «просьбой при формировании государственной политики в сфере пригородного железнодорожного сообщения (в том числе – в проекте федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации») предусмотреть закрепление механизмов передачи подвижного состава пригородными компаниями с участием средств бюджета РФ, так как данный вопрос актуален для всех субъектов, заинтересованных в сохранении и развитии пригородного железнодорожного сообщения».

«Свердловская пригородная компания» помимо региона дислокации обслуживает Челябинскую, Тюменскую, Курганскую области, ХМАО и Оренбургскую область. За 2014 год доход компании составил 1,92 млрд рублей. При этом расходы на аренду подвижного состава и пользование инфраструктурой, по данным СПК, достигли 2,753 млрд.

Министр транспорта и связи Свердловской области Александр Сидоренко

Ежегодно перевозчик заявляет об убытках. Только по УрФО за 2014 год сумма выпадающих доходов – 1,7 миллиарда рублей. В региональных бюджетах компенсация их запланирована на уровне 1,3 миллиарда в соответствии с установленными территориальными органами тарифами. При этом Курганская область из обещанных к выплате 98 миллионов рублей возместила лишь 15. Наибольшая разница между выпадающими доходами и региональными компенсациями по итогам года образована в Свердловской (265 млн руб.) и Челябинской (122 млн руб.) областях.

Крупные убытки подтолкнули региональные власти к сокращению маршрутов. В Свердловской области в 2015 году было отменено 24 электрички, в Челябинской – 11. Движение электропоездов было восстановлено лишь после личного вмешательства президента РФ, а регионами подписаны соглашения о реструктуризации ранее накопленных долгов перед СПК.

Однако передача подвижного состава в собственность СПК, по мнению экспертов, систему многолетнего накопления убытков перевозчиком не изменит. «Свердловская железная дорога» эксплуатирует 74 единицы подвижного состава, «Южно-Уральская железная дорога» – 50. Свердловская область, которой принадлежит в уставном капитале СПК 49% (51% у ОАО «РЖД») с учетом дефицита бюджета более чем в 40 млрд рублей вряд ли будет в состоянии нести миллиардные расходы на приобретение электричек.

«Субъекты не в состоянии регулировать железнодорожные пассажирские перевозки. Попытки РЖД сбросить с себя балласт в виде вагонов для пригородных перевозок приведут к тому, что губернаторы, оценив ситуацию, откажутся развивать железнодорожные перевозки в пользу автомобильных. На 95% они смогут покрыть сеть населенных пунктов, а 5% останутся обделенными. На первом этапе привлечение субъектов к вхождению в состав учредителей пригородных компаний оправдывалось. Сейчас принципиальная ошибка РЖД – в перекладывании на регионы ответственности за организацию пригородных пассажирских перевозок. Мы предлагаем передать управление составом на пригородных пассажирских перевозках от регионов в «Федеральную пассажирскую компанию». У нее налажен механизм определения тарифа. Либо создать единую федеральную компанию для управления пригородными перевозками и дотировать ее из госбюджета», – рассказал «Правде УРФО» первый вице-президент Национального союза железнодорожников Сергей Шитюк.

На сегодняшний день ни РЖД, в чьей собственности находится ФПК, ни минтранс оценок предложениям союза железнодорожников и свердловского правительства пока так и не дали.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Мнения

В бреду перемешивали тёплое с

В бреду перемешивали тёплое с мягким?Межгалактический союз железнодорожников - те ещё "рога и копыта".

Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code