РЖД поднимет волну протестов против свердловского минтранса и СПК

Из-за повышения цен на аренду вагонов уральский перевозчик вынужден сократить 24 электропоезда

Уральские перевозчики на грани подписания договоров на 2014 год с правительством региона. Очередной сезон для них должен пройти под знаком кризиса и народного недовольства. Основной игрок на уральском рынке региональных перевозок – «Свердловская пригородная компания» – вычеркивает из расписания 24 пригородных поезда. В правительстве области указывают на рост себестоимости перевозки и конкретно цен аренды вагонов у РЖД. Наблюдатели отмечают, что экономия на пассажирах и сокращения электропоездов грозят всплеском массовых протестов уже нынешней весной, особенно со стороны пенсионеров и садоводов.

Перевозчики готовят планы функционирования пригородных поездов в зависимости от полученных ими компенсаций на покрытие выпадающих доходов. Пока в бюджете Свердловской области на эти цели запланирована только общая сумма – 972,6 миллиона рублей. Как отмечают в министерстве транспорта и инфраструктуры, при этом Региональная энергетическая комиссия пока не определила точные объемы субсидий перевозчикам. «Свердловской пригородной компании» и компании «Содружество», осуществляющим пригородные перевозки железнодорожным транспортом в регионе, приходится подстраиваться под бюджетную экономию. В прошлом году на компенсацию выпадающих доходов, по данным минтранса области, они получили суммарно 967,2 миллиона рублей. Из этом суммы 9,6 миллиона получила компания «Содружество», перевозящая пассажиров по маршрутам Енаул – Чернушка и Чернушка – Красноуфимск.

«Мы пока не можем сказать, сколько получим в этом году на компенсацию от правительства Свердловской области. Договор на 2014 год еще не заключен. Тарифы на перевозку пассажиров остаются на уровне прошлого года, но затраты растут. Например, на 6% выросла цена аренды подвижного состава у железной дороги», – сообщили «Правде УРФО» в пресс-службе ОАО «Содружество».

Логично предположить, что в этом году компания получит не меньшую сумму на компенсацию выпадающих расходов, чем в 2013 году. Планов сокращения числа поездов «Содружество» не имеет. Уральский монополист СПК, наоборот, готовится потуже затянуть пояс. На аренду подвижного состава в структуре себестоимости перевозки приходится 71%, на собственные расходы – 28%, на инфраструктуру (аренду путей) – 1%.

«На 6% аренда подвижного состава выросла в связи с инфляцией (которая по прогнозу главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева на услуги естественных монополий в 2014 году составит 4,5%. – Прим. ред.), затраты на инфраструктуру остались на прежнем уровне. Из-за дефицита бюджета субъект не может сохранить весь объем нашей маршрутной сети», – пояснили «Правде УРФО» в пресс-службе СПК.

Только с учетом роста цены аренды для сохранения всего объема курсирующих по области электричек перевозчику необходимо порядка 998 миллионов рублей. Однако с учетом компенсаций «Содружеству» он вряд ли сможет рассчитывать более чем на 963 миллиона.

Перевозчик согласовал с министерством планы сокращения пригородных поездов. СПК уже предупредила о сокращении 24 пригородных поездов в Свердловской области. В частности, сняты по 2 пары в направлениях Асбест – Баженово, Баженово – Екатеринбург, пары поездов Шадринск – Каменск-Уральский, Екатеринбург – Ревда, Егоршино – Алапаевск, Нижний Тагил – Быньговский. Также ограничивается путь следования 10 поездов. Например, состав, шедший по маршруту Екатеринбург – Каменск-Уральский – Колчедан, теперь будет иметь конечную остановку в Каменске-Уральском. Жители уже сейчас выражают недовольство отменой электричек. Как сообщают пользователи форума на сайте СПК, поезда, соединявшие Екатеринбург и Асбест, востребованы. Из трех составов, курсировавших между городами, сохранен только один и далеко не в самое удобное для пассажиров время.

«В 2013 году маршрутная сеть состояла из 264 поездов, в маршрутную сеть 2014 года не вошли 24 поезда, курсировавшие ранее. Это маршруты, не востребованные у населения», – отметили в минтрансе области.

Традиционно пассажиропоток возрастает в весеннее и летнее время, когда услугами СПК активно пользуются садоводы и студенты. К этому времени стоит ждать и всплеска народного гнева по поводу отмены поездов.

«Пока жалоб от населения нам не поступало. Посмотрим, что будет весной. Два года назад у нас уже был прецедент, когда сократили маршрут следования электрички из Екатеринбурга до Салды. Пассажиров высаживали у депо Нижнего Тагила. Тогда вопрос удалось решить. Мы обсуждали сокращение числа поездов, когда утверждали бюджет. Но структура затрат СПК очень сложная. Мы в свое время пытались в ней разобраться, но не получили полных данных», – рассказал «Правда УРФО» депутат Заксобрания области Олег Исаков.

Депутат Заксобрания Свердловской области Олег Исаков

В правительстве региона, пока не проявилась волна народного недовольства, спокойны. Вице-премьер Владимир Власов уверяет, что приложит усилия для сохранения значимых маршрутов, и сетует на рост цены аренды вагонов. В «Свердловской железной дороге» данные о цене аренды подвижного состава «Правде УРФО» огласить отказались, мотивируя действия коммерческой тайной.

«В рамках существующей нормативной базы предъявляемые регионам затраты являются обоснованными и прозрачными. Подтверждением правильности формирования себестоимости услуг и выпадающих доходов свидетельствует и то, что в 2013 году 13 субъектами Российской Федерации в полном объеме компенсированы выпадающие доходы перевозчиков, а также сложившаяся положительная судебная практика взыскания выпадающих доходов в пользу перевозчиков, основанная, в том числе, на подтверждении величины выпадающих доходов в ходе проводимых судебных экспертиз», – официально ответили на запрос «Правды УРФО» о формировании цен в пресс-службе СвЖД.

Железнодорожники подчеркивают сложность собственного положения из-за запрета главы государства на повышение тарифов РЖД в 2014 году. За минувший год общий убыток РЖД от предоставления инфраструктуры и подвижного состава, как подчеркивают в пресс-службе, составил 22 миллиарда рублей. Последнее десятилетие железнодорожники, если верить официальному ответу, выживали с трудом.

«За период с 1991 года по 2011 железнодорожные тарифы были проиндексированы лишь в 99,6 раза при росте цен в промышленности в 152,0 раза, при этом, для сравнения, за этот же период тарифы других производителей промышленной продукции, которые являются поставщиками для железной дороги, увеличились следующим образом: в топливной промышленности цены увеличились в 473,1 раза, в угольной промышленности – 341,9 раза, в черной металлургии – в 222,9 раза, в электроэнергетике – в 176,8 раза», – говорится в ответе на запрос «Правды УРФО».

Намерений пересмотреть цену аренды составов РЖД не выражает. Вопрос сохранения электричек свердловскому правительству, скорее всего, придется решать самостоятельно. Возможно, он будет поднят при пересмотре бюджета региона по результатам его исполнения в первом квартале.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Справочно:

ОАО «Свердловская пригородная компания» образовано в 2005 году на паритетных началах ОАО «РЖД» и правительством Свердловской области. Осуществляет перевозки железнодорожным и автобусным транспортом на территории Свердловской, Тюменской, Челябинской, Курганской, Оренбургской областей и Ханты-Мансийского АО. Уставный капитал на момент создания 100 тысяч рублей. 51% принадлежит ОАО «РЖД», 49% – министерству по управлению госимуществом Свердловской области. Убыток от деятельности в 2012 году составил 323,873 миллиона рублей.

ОАО «Содружество» создано в 2009 году. Осуществляет пригородные и междугородние перевозки железнодорожным транспортом в ряде регионов России. Уставный капитал – 300 тысяч рублей. 49,33% принадлежит ОАО «РЖД», по 25,33% – Минземимуществу республики Татарстан и Минимуществу Удмуртии. Убыток за 2012 год – 69,033 миллиона рублей.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни