«РУСАЛ» не доверит 126 миллионов тонн отходов РАН и чешскому инвестору

Красные шламы УАЗа предлагают пустить на переработку в Каменске-Уральском

В Каменске-Уральском готовятся построить на отходах «РУСАЛа» новое производство, где возможно будет трудоустроить сокращенный с предприятий компании персонал. Инициаторы создания – ученые сибирского отделения РАН – обещают применить уникальную технологию 100%-й очистки шламов и наладить выпуск теплоизоляционных материалов, редкоземельных металлов и чугуна. Однако уже на стадии создания концепции опытного производства проект столкнулся с критикой «РУСАЛа», обнаружив отсутствие каких-либо фильтров для сдерживания выбросов, а также маркетинговых исследований, позволяющих понять рынок и объемы реализации конечной продукции. Без четких экономических расчетов производство на алюминиевых отходах рискует повторить судьбу «Русского магния» и еще более обострить экологическую обстановку в Каменске-Уральском.

Привлек внимание областных властей к перспективному, как считает, проекту мэр города Михаил Астахов. После проведенных сокращений из-за заморозки электролизного производства на «Уральском алюминиевом заводе» (входит в ОАО «РУСАЛ» Олега Дерипаски. – Прим. ред.) рабочие места потеряли более 400 человек, о чем подробно писала «Правда УРФО».  Новое производство на отходах красных шламов сулит создать хоть и в отдаленной перспективе, но порядка 1 тысячи рабочих мест, параллельно избавив УАЗ от необходимости строительства нового шламохранилища. Рассмотреть и, возможно, поддержать строительство нового уникального производства муниципалы пригласили в Каменск-Уральский председателя правительства Свердловской области Дениса Паслера и членов кабмина.

Мэр Каменска-Уральского Михаил Астахов и директор «Уральского алюминиевого завода» Евгений Жуков 

«Мы впервые решили проблему стопроцентной переработки шламов с помощью термических процессов. Как сырье можно использовать любой материал, в том числе твердые бытовые отходы. В итоге мы получаем два основных продукта: ферросплав (чугун), состав которого может быть различным, и синтетический силикат кальция (бета-волостанит. – Прим. ред.) – это новый рентгеноаморфный материал. Наше изобретение запатентовано. Бета-волостанит является уникальным материалом, используемым в самых разных областях промышленности: ВПК, лакокрасочной промышленности, шинной. Например, если добавить его в дорожную краску вместо оксида титана, она прослужит в 5 раз дольше. Мы протестировали сырье из шламоотстойников УАЗа, но образцы по некоторым показателям не подошли, они ранее уже проходили переработку. В общем, качество сырья не критично для нас…» – представил разработки заместитель директора компании ITED, доверенное лицо Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН Константин Демешонок.

Силикат кальция (волостанит) используют для повышения прочности строительных материалов

По оценкам ITED и РАН, в России производства бета-волостанита практически нет. Новое предприятие в Каменске-Уральском позволит занять 2/3 всего российского рынка. Уже на этапе опытного производства 2 плавильных печи разной технологии позволят получать 1,3 миллиона тонн расплава и перерабатывать около 1 миллиона тонн красных шламов, что позволит со временем разгрузить шламохранилища УАЗа и избежать строительства новых. Одновременно при выпуске ферросплава есть возможность получать редкоземельные металлы, также востребованные российскими предприятиями. Как писала ранее «Правда УРФО», в Белоярском районе Свердловской области «РосСпецСплав – Группа МидЮрал» намерена построить завод по их производству. Как отметил Константин Демешонок, точную потребность в редкоземельных металлах в настоящее время на рынке ученые не изучали.

«Рынок спецсталей не рухнул, но просел на 10%», – просветил выступающих свердловский премьер Денис Паслер.

Председатель правительства Свердловской области Денис Паслер

Основная просьба к главе правительства от представителей ITED и РАН сводилась к помощи в продвижении проекта опытного производства. Компании требовался участок в непосредственной близости от шламохранилища в 1 тысячу квадратных метров и несколько миллионов тонн шламов. Стоимость строительства опытного производства по предварительным оценкам составляет 10 миллионов долларов, из которых 10% должна изначально внести российская сторона, чтобы затем получить кредиты со стороны чешского инвестиционного фонда (название не раскрывается. – Прим. ред.). На следующие этапы ученые также намерены привлечь средства чешского инвестора.

«Иностранные партнеры только после показа опытного образца готовы финансировать проект», – отметил Константин Демешонок.

При отсутствии технического проекта и выделенной земли инициаторы надеются всего за 2 года создать опытное производство, но при поддержке правительства. При этом в концепции необходимость установки фильтров не учитывают, что увеличит выбросы в окружающую среду. В Каменске-Уральском проблема загрязненной экологии воспринимается особенно остро. Как писала ранее «Правда УРФО», УАЗ срывает программу установки комплексов газоочистки, из-за чего страдают жители ближайших к предприятию районов.

«Любая рудотермическая печь влечет за собой выбросы. Где все это будет стоять? Около источника сырья? Там санитарно-защитная зона. 500 метров до жилой зоны. У «РУСАЛа» есть свои перспективные направления. Есть, например, опытный участок, где мы выпускаем выщелоченный черный шлам для черной металлургии. Но сегодня вопрос спроса на него. Проблема сбыта стоит. Если вы собираетесь выпускать чугун, то вы уверены, что спрос на него есть?» – предупредил директор УАЗа Евгений Жуков.

«Вопрос цены. Сбыт чугуна есть. Только в Свердловской области несколько сотен тысяч тонн», – ответил за ученых премьер.

По подсчетам ученых цена на чугун выйдет в 1,7 тысячи рублей за тонну без учета затрат на энергетику и транспортировку, а также бесплатное сырье, хотя на рынке она на порядок выше. Представители «РУСАЛа» посчитали проект экономически не просчитанным, хотя шламов на него не пожалели. В Краснотурьинске и Каменске-Уральском его насчитывается около 126 миллионов тонн.

«Мы вам бесплатно отгрузим опытную партию шлама», – отозвался Евгений Жуков.

Красные шламы

«Нам не надо возить. Это затраты на транспортировку. Мы готовы несколько тонн взять на баланс предприятия», – настаивал Константин Демешонок, подозревая, что за сырье погрязший в 5 миллиардах долларов долгов «РУСАЛ» в будущем все же может потребовать плату.

Выслушав мнения, председатель правительства от передачи на баланс советовал пока отказаться и настоял на заключении между инициаторами проекта и «РУСАЛом» соглашения о сотрудничестве в рамках проекта переработки отходов.

«Не думаю, что им будет выгодно завышать цены (на сырье). Мы найдем экологические рубежи для этого. Думаю, в случае запуска линии они вам шламы передадут», – заверил Денис Паслер.

«Вам нужно заинтересовать «РУСАЛ». На поле они вас так не пустят», – намекнул на финансовую подоплеку проекта депутат Заксобрания Виктор Якимов.

В областном минпроме проект посчитали пока не готовым к реализации и нуждающимся в доработке. Без маркетингового исследования и четкого понимания востребованности продукции на рынке он может быть остановлен на этапе опытного производства, как, например, уже произошло с заводом «Русский магний». Иностранные инвесторы внезапно отказались от участия в проекте магниево-кремниевого производства, работающего на отходах ОАО «Ураласбест». Фактическое строительство завода было остановлено, а опытный центр закрыт. Судьба каменско-уральского производства может быть решена уже после проработки технического проекта и оценки конкурентоспособности продукции. Если Паслер вмешается.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни