Рынок цементирования скважин старейшего ноябрьского предприятия ООО «Сервисная транспортная компания» (СТК, входит в ОАО «РУ-Энерджи Групп») будет разделен на 2 направления. Как рассказал «Правде УРФО» управляющий СТК Сергей Гайворонский, изменение структуры проводится для улучшения мотивации персонала и последующего снижения аварийности на скважинах.
«Чтобы построить эффективную систему мотивации в «Сервисной транспортной компании», мы хотим сформировать некую параллельную структуру, – рассказывает Сергей Гайворонский. – Для начала нужно разделить рынок услуг по цементированию скважин на два направления. Первое подразумевает использование нового оборудования и новых методик, а второе – работу по старой, уже существующей методике (рынок ведь не всегда требует инновационных технологий, и многим заказчикам необходим традиционный подход). Получается, что компания формирует внутреннюю конкуренцию для повышения мотивации среди персонала. Наверняка найдутся люди, которые захотят работать с новой техникой, которым будет не интересно применять старые технологии», – поясняет Сергей Гайворонский. По замыслу инициатора разделения, это будет мотивировать персонал повышать квалификацию.
«Чтобы перейти в бригаду, которой эти «блага» доступны, будет необходимо учиться, повышать квалификацию. В итоге эта передовая бригада окажется «кузницей кадров» для всех других. Если, к примеру, послать человека из «старой» бригады в «новую» на несколько вахт, он уже поменяет свои взгляды», – поясняет Сергей Гайворонский.
Подобная схема в нефтесервисной отрасли уже давала свой эффект: так же формировалась кадровая структура «РУ-Энерджи СТК-ХМ». «Из тех людей, которые «выросли» в западной трудовой системе (многие, кстати, работали именно в западных компаниях), был создан костяк предприятия. Затем на работу были приняты новички без опыта работы в российских компаниях», – привел пример топ-менеджер.
Цементировочная машина
В перспективе СТК может переродиться в «РУ-Энерджи Сервис», на базе которой и будет происходить отделение «зерна от плевел» и внедрение новых технологий, в том числе в работе с персоналом. По мнению одного из основателей нефтегазового комплекса Западной Сибири Геннадия Шмаля, смена структуры должна мотивировать персонал, но, при соблюдении определенных условий. «Все зависит от обстоятельств – в мировой практике есть и одни, и другие примеры общей организации и специализации. Компания должна определить свою стратегию и отсюда строить структуру. Структура – не догма, она исходит из тех целей и задач, которые должна решать любая компания. Говорить о том, что эта модель наиболее рациональна, очень сложно, потому что есть слишком много факторов, которые могут повлиять на ее результативность. Это и географическое положение, и взаимоотношения, наличие руководящих кадров, специалистов, вся логистика. Внутренняя конкуренция – это всегда хорошо, когда есть стимулы для того, чтобы люди более активно работали. Более того, в любой компании, которая думает о своем развитии, должна быть такая конкуренция, в том числе между специалистами, это является движущим фактором», – полагает Геннадий Шмаль.
Требования к качеству работ российского нефтесервиса, в числе которых снижение аварийности занимает не последнее место, среди прочих были направлены в Минэнерго РФ как меры по поддержке отрасли, находящейся на грани рентабельности из-за высокой конкуренции со стороны зарубежных игроков. Как отмечают эксперты, механизм повышения мотивации был позаимствован российским игроком у крупнейшего мирового нефтесервиса Schlumberger и позволит усилить конкурентоспособность отечественных компаний.
Аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов отмечает, что подобные технологии, повышающие конкурентоспособность, использовались не только Schlumberger, но и Baker Hughes и Dao Jereh. «Разделение бизнеса по цементированию скважин ОАО «РУ-Энерджи Групп» является правильным решением и действительно снизит аварийность скважин, так как новые технологии помогут предотвратить потери и сократить использование дорогого цемента за счет специальных добавок укрепляющих стенки ствола скважины. Кроме этого, новые технологии цементирования способны защитить ствол скважины от агрессивного воздействия экстремальных температур», – поясняет Игорь Арнаутов. Аналитик уточняет, что именно благодаря такой системе бизнеса Baker Hughes остается одной из ведущих нефтесервисных компаний, в том числе осуществляя цементирование глубоководных скважин.
Система менеджмента, со слов Игоря Арнаутова, поможет отечественному игроку увеличить объемы заказов цементирования скважин благодаря использованию передовых методов, связанных с составом раствора, а также, возможно, использованию химических смесей, предназначенных для укрепления стенок ствола.
Цементировочное оборудование
Но, как делают выводы эксперты, подобные новшества способны привести и к негативным последствиям: может произойти постепенное сокращение объемов заказов цементирования скважин по существующей технологии и снижение количества профессиональных сотрудников, работающих в этом сегменте бизнеса.
«Правда УРФО» продолжит следить за развитием ситуации в нефтесервисной отрасли.
Справочно:
ООО «Сервисная транспортная компания» создано в 2003 году в результате выделения из ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». В 2011 году на базе ООО «СТК» создан цех по обслуживанию и инженерному сопровождению внутрискважинного и пакерного оборудования. Предприятие занимается цементированием скважин, ремонтно-изоляционными работами на скважинах, оказывает услуги по обеспечению нефтепромысловым, специальным технологическим транспортом, гусеничной вездеходной техникой, выполняет анализ тампонажных материалов и разработку рецептур цементных растворов, сервисные услуги внутрискважинным оборудованием. По итогам 2011 года, производственная программа составила 1258 тыс. машино-часов, проведено 1356 цементных операций. Заказчиками предприятия являются ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз», филиал «Муравленковскнефть», ООО «Газпромнефть-Хантос», ООО «Газпромнефть-Восток», ООО «СГК-Бурение», ООО «РН-Бурение».