Реформа МСУ оставит уральские села с мусором и без кладбищ

На региональном уровне завершили обсуждение реформы местного самоуправления

У регионов истекло время на формулировку предложений по реформе местного самоуправления. Отзывы на законопроект в Госдуме ждали до 11 апреля, 14-го в Москве уже состоятся публичные слушания. Вопросы реформы у регионов, между тем, касаются не только организации власти в городах-миллионниках. Сельские поселения могут столкнуться с тем, что оставленные на местном уровне полномочия не позволят главам убирать мусор или заниматься водопроводом. Вопросы ЖКХ по законопроекту должны быть отнесены на уровень либо муниципальных районов, либо городских администраций. Представители партии власти обещают, что полномочия будут «подвижными», и не создадут неудобств – в обмен на коммуналку села получат прямое финансирование и мирный порядок решения бюджетных вопросов.

Публичные слушания по законопроекту о внесении изменений в ФЗ №131 пройдут 14 апреля в комитете по местному самоуправлению Госдумы. Само заседание комитета состоится 15 апреля, и на этой же неделе планируется принятие правок в закон об МСУ в первом чтении. Все замечания и предложения регионов должны были быть представлены в ГД до 11 апреля. В свердловском отделении партии «Единая Россия» уверены, что ко второму чтению проект закона претерпит существенные изменения.

«На публичные слушания записалось очень много людей, я уверен, что будет много поправок. И законопроект существенно изменится. Но по настроению авторов и депутатов Госдумы, основная концепция сохранится», – считает секретарь свердловского отделения ЕР Виктор Шептий.

Отметим, что выступить на слушаниях в ГД планировал глава Екатеринбурга Евгений Ройзман.

Напомним, свердловское Заксобрание уже направило свой отзыв на законопроект. В целом, концепция была поддержана, депутаты предложили лишь небольшие изменения, касающиеся процедуры принятия областных законов. Отметим, что в области обсуждение реформы шло с привлечением как депутатов, так и общественной палаты, ассоциации органов местного самоуправления и совета глав муниципальных образований.

Секретарь свердловского отделения «Единой России» Виктор Шептий

Напомним, что гордума Екатеринбурга направила собственные поправки, выступив, по факту, против основополагающих принципов реформы, по которым в муниципалитетах вводится двухуровневая система власти, а сам способ управления на местах определяет субъект федерации. Виктор Шептий пытается сохранить лицо партии и региона и подчеркивает, что позиция города «ни в коем случае» не является альтернативой точки зрения области – «это просто мнение».

«Представительный орган такого крупного муниципалитета, как Екатеринбург, имеет право сформировать свое мнение. Это просто предложение, которое вносится для уточнения некоторых норм», – заявил Виктор Шептий.

Отметим, что помимо изменения организации власти в крупных муниципалитетах с внутригородским делением, существенно изменится судьба муниципальных районов и сельских поселений. Власть в селах – главу и депутатов – будут по-прежнему избирать на прямых выборах, однако состав представительного органа власти в районе будет формироваться из представителей сельских дум. Отметим, что в Свердловской области, в отличие от других регионов РФ, всего 5 муниципальных районов из 94 МО – Слободотуринский, Нижнесергинский, Таборинский, Байкаловский, Камышловский, – где пройдут выборы осенью 2014 года.

Впрочем, нововведения помогут не только разграничить полномочия между районами и сельскими властями, но и внести дополнительную путаницу, полагает руководитель челябинской ячейки ассоциации «Голос», директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Юрий Гурман. Напомним, на уровень внутригородских районов в городах-миллионниках должны быть переданы 13 полномочий от города – формирование бюджета, установление местных налогов и сборов, распоряжение имуществом, обеспечение мер пожарной безопасности, услуг связи и торговли и прочее. Фактически, эти же полномочия останутся у сел. Однако подобная универсальная модель может привести к тому, что сельские поселения останутся крайне зависимыми от районов даже по таким элементарным вопросам, как ЖКХ или обустройство кладбищ, поскольку эти полномочия должны быть сохранены за администрациями МО.

«Компетенции городских районов пытаются приравнять к компетенциям сельских поселений. В результате получается, что из компетенций сельских поселений изымаются и передаются на районный уровень вопросы управления ЖКХ, организации мест захоронений и даже уборка мусора. Это же полнейшая глупость – главы сельских поселений не будут заниматься водопроводами и вывозом мусора. Ведь президент сказал, что необходимо изъять местное самоуправление с районного уровня, а в итоге районам опять передают инициативу. Хотя у нас даже районных кладбищ нет», – описывает ситуацию Юрий Гурман.

Впрочем, вице-спикер свердловского ЗакСо Елена Чечунова уверена, что «жителям не важно, кто за что отвечает». Руководитель фракции ЕР обещает, что неудобств населению не будет. Впрочем, на вопрос «Правды УРФО» о конкретных проблемах села, вызванных фиксацией управления сферой ЖКХ на районном уровне, депутат ответить затруднилась, пустившись в рассуждения о финансовом обеспечении полномочий. Как все же удалось выяснить «Правде УРФО», полномочия в итоге будут «подвижные».

«Если будет потребность что-то опустить на уровень села, то это будет сделано с передачей финансирования», – конкретизировала свою мысль Елена Чечунова, добавив, что, возможно, будет целый ряд подзаконных актов.

Вместе с тем в Ассоциации сельских поселений подчеркивают, что «давно бились за введение этой нормы» – делегирование представителей с мест в районные представительные органы власти. Как правило, между селами и районами ведется битва за финансирование и полномочия. В ряде регионов УрФО власти сельских поселений вообще перестают влиять на что-либо, в итоге жителям для решения любых вопросов приходится ехать в районный центр.

«Сейчас власть выбирается на местном, поселенческом уровне и на районном, и начинаются взаимные бодания, так как ресурсы одни, а представления о том, как решаются вопросы, – разные. В итоге между уровнями идет война и неразбериха. По Конституции, первичный уровень власти – поселенческий, однако субъекты спускают финансирование в районы, которые уже распределяют средства. По факту, местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, районов, по Конституции, вообще нет», – поясняет Юрий Гурман.

Руководитель Ассоциации подчеркивает, что способ формирования районных органов власти путем делегирования «наверх» представителей сельских дум позволит селам в равных условиях договариваться между собой, учитывая интересы всех территорий. Влияние населения на финансовые потоки усилится. Примечательно, что внедряемая сейчас норма и ранее присутствовала в ФЗ №131, однако для ее реализации требовалась инициатива со стороны сельских поселений. «Этому всегда противодействовали», – подчеркнул Юрий Гурман.

В «Единой России» особо подчеркивают тот факт, что в случае принятия поправок в закон об МСУ «речь не идет об отмене выборов». Предполагается, что все формы организации местного самоуправления будут прописаны в ФЗ, а выбирать оптимальный вариант будет субъект. Отметим, что в Свердловской области будет принят соответствующий закон. Впрочем, депутаты пока не могут пояснить сроки.

«Временных рамок нет, будем смотреть по мере принятия федерального закона», – подчеркнул Виктор Шептий.

«Правда УРФО» будет следить за развитием ситуации.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни