Рецессия и тарифы госмонополий обрушили инвестпрограммы уральских компаний

Промышленные гиганты справятся с ними за счет господдержки

Свердловские предприятия по производству оборудования и транспортных средств готовятся к длительной стагнации. Компании сворачивают инвестиционные программы из-за недостатка средств, пересматривают планы развития на ближайшие годы и готовятся к худшему. На отдельных заводах сокращения рабочего дня и задержки зарплат уже введены в практику. Промышленные гиганты пока сохраняют спокойствие, надеясь до конца года пролоббировать на федеральном уровне выгодные условия работы на 2014 год.

На региональном уровне проблемы предприятий чиновникам правительства зачастую приходится решать в ручном режиме. Министры отслеживают ситуацию в отраслях в ходе регулярных совещаний, премьер Денис Паслер встречается с профсоюзами, сверяя точки социальной напряженности. Снижение темпов промышленного развития, по его словам, коснулось целых отраслей. На 22,9% в регионе уменьшилось производство транспортных средств и оборудования.

«Основная причина снижения объемов производства в данном виде деятельности – отсутствие заказов у ОАО «НПК «Уралвагонзавод» на подвижной железнодорожный состав для нужд ОАО «РЖД». Согласно имеющейся информации, объем заказов грузовых вагонов в 2013 году по сравнению с 2012 годом снизился как минимум на 40%», – передает статистику областного минпрома главный специалист управления пресс-службы регионального правительства Мария Шароглазова.

На самом промышленном гиганте причины падения объемов производства в этом году объясняют колебаниями на рынке. В прошлом году УВЗ произвел рекордно высокое количество вагонов.

«В этом году мы произведем около 20 тысяч вагонов. Эти показатели выше, чем в Советском Союзе. Несмотря на снижение, у нас растет производство военной техники, развиваются проекты по производству трамваев», – рассказал «Правде УРФО» заместитель генерального директора ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Алексей Жарич.

Негативных тенденций на предприятии не ощущают. Хотя в Федерации профсоюзов Свердловской области (ФПСО) прочат компаниям, занятым производством и ремонтом железнодорожной техники, сокращение инвестпрограмм. Причиной называют необходимость зарезервировать средства в случае резкого снижения объема заказов.

«РЖД уже заявили, что заморозка тарифов на перевозки приведет к сокращению 60 тысяч человек. Ситуация с тарифами скажется и на заказах техники. О сокращениях на предприятиях в Свердловской области пока речи не идет, уменьшаются только объемы инвестиций в производство», – расставляет акценты заместитель председателя Федерации профсоюзов региона Алексей Киселев.

Заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области Алексей Киселев

Впрочем, на «Уралвагонзаводе» о сокращениях инвестиций в производство не говорят и активно ищут механизмы стимулирования спроса на железнодорожные вагоны. По словам Алексея Жарича, корпорация ведет переговоры с Минпромторгом РФ о создании преференций для покупателей вагонов на 2014 год.

Для производителей горного и электрооборудования ситуация обстоит гораздо критичнее. Из-за снижения цен на металлургию, отмечают в ФПСО, сокращение производства идет на предприятиях «РУСАЛа», «Евраза». В частности, на «Нижнетагильском металлургическом комбинате» (входит в «Евраз») поставлен вопрос об отказе от инвестиций в производство на будущий год. Следствием спада развития предприятий горнодобывающей и металлургической отраслей стало сокращение выпуска оборудования для них.

«На «Первоуральском заводе горного оборудования» отсрочки платежей достигают 180 дней. Та же ситуация на УЗТМ (входит в «Уралмаш»). У них низкие прибыли в 2012 году (чистая прибыль предприятия, по отчету за 2012 год, составила 39 миллионов рублей. – Прим. ред.), но это предприятие активно вкладывалось в производство в прошлом году. Сейчас решается вопрос о переносе металлургического комплекса на «Уралхиммаш». Был вариант переноса на «Ижорские заводы». Окончательное решение пока не принято. Из-за заморозки тарифов на электроэнергию производители электрооборудования сокращают инвестиционные программы приблизительно в объемах от 5 до 30%», – описал ситуацию для «Правды УРФО» директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов.

Директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов

На самих предприятиях негативные тенденции по большей части подтверждают. «Первоуральский завод горного оборудования» имеет перед персоналом двухмесячные задержки зарплаты, что повлекло увольнение некоторых сотрудников по собственному желанию. В течение лета из-за отсутствия заказов на предприятии не работал цех каменного литья. Он выпускает уникальную продукцию – трубы для шламохранилищ, востребованные, как правило, угольными электростанциями и компаниями химпрома.

«Мы сталкиваемся и с затягиванием сроков оплаты заказчиками, и с падением объемов производства примерно на 30%. Сложная ситуация была в августе–сентябре. Сейчас начала выравниваться. Нам требуется минимум 50 человек для полноценной работы, но на завод с задержками зарплат их сложно привлечь», – подчеркнул технический директор «Первоуральского завода горного оборудования» Виктор Жаров.

Другие предприятия по выпуску горного оборудования, по его данным, находятся в схожей ситуации. Для производителей электроэнергетической техники ситуация выглядит не столь однозначно. На «Уралэлектромаше» констатируют рост производства на 30% по сравнению с показателями аналогичного периода 2012 года. Как рассказала «Правде УРФО» коммерческий директор завода Елена Старикова, высокие объемы обеспечены за счет заказов предприятий ВПК. Вместе с тем «Уралэлектромаш» также сталкивается с отсрочками оплаты заказов, хотя и в единичных случаях. В отличие от него, в группе компаний «СВЭЛ» увеличение сроков оплаты продукции заказчиками считают тенденцией.

«Если говорить о Свердловской области, то падение спроса есть. Мы работаем и в других регионах УрФО, за рубежом. За счет поставок в Центральный федеральный округ, Поволжье, на Дальний Восток, где в связи с ликвидацией последствий ЧС вырос спрос на нашу продукцию, общие объемы производства продолжают расти. Сейчас заметна некоторая стагнация на рынке, если сравнивать с весной этого года. Раньше был заметен тренд сезонности. Осенью в это время, как правило, были пиковые загрузки производства. Сейчас их нет», – рассказала «Правде УРФО» начальник отдела маркетинга управляющей компании «СВЭЛа» Наталья Иванова.

Стагнацию на рынке промышленники прогнозируют еще на ближайшие 2–3 года, характеризующиеся замедлением либо слабым ростом темпов производства. Глубину сокращений объемов выпуска продукции предсказать не берутся, потому предпочитают запасать средства, ранее запланированные на инвестпроекты. В крайнем случае, при отсутствии заказов они могут быть использованы для выплаты зарплат.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни