Нефтяники и ФСТ укротят «инвестиционную жадность» «Тюменьэнерго» на 69 млрд рублей

Отказ от RAB-регулирования может привести к росту долговой нагрузки сетевой компании

Вторая по величине в России распределительная электросетевая компания – ОАО «Тюменьэнерго» (ТЭ, 100%-ная «дочка» ОАО «Холдинг МРСК») – может оказаться в заложниках решения Федеральной службы по тарифам (ФСТ). «Раздутая» с прицелом на RAB-регулирование инвестиционная программа сетевой компании в размере 69 млрд рублей не соответствует долгосрочному тарифному регулированию, утвержденному ФСТ. Эксперты предполагают, что  «Тюменьэнерго» придется либо корректировать свои «инвестиционные аппетиты» в сторону уменьшения, либо наращивать долговую нагрузку, что в преддверии продажи предприятия является нежелательным решением. 

13 марта совет директоров ОАО «Тюменьэнерго» рассмотрит инвестпрограмму компании на 2013–2017 годы. Ранее заявленный объем финансирования компании на 5 лет составлял 69 млрд рублей. В каких масштабах будут рассматриваться инвестиционные планы сетевой компании Западной Сибири, пока неясно, поскольку, напомним, в октябре 2012 года ФСТ отказала компании в утверждении RAB-регулирования по причине невыполнения ряда требований правительства РФ, касающихся одноставочных тарифов, энергопотерь и величины заемных средств.    

Скорректированы ли инвестиционные планы ОАО «Тюменьэнерго» в связи с отказом ФСТ принимать в отношении ТЭ метод долгосрочного инвестирования капитала (RAB), выяснить не удалось. Мобильный телефон начальника управления по связям с общественностью ТЭ Евгения Тарабанова на звонки «Правды УРФО» традиционно не отвечал. 

Однако в проекте инвестпрограммы на 2012–2017 годы, размещенном на сайте ОАО «Тюменьэнерго», суммарный объем финансирования до 2017 года остается тот же. Например, в 2013 году он составляет 13,8 млрд рублей при планируемой вводимой мощности 453 МВА и 179 км, в 2014 году «Тюменьэнерго» – 14,1 млрд рублей, объем вводимых объектов должен составить 309 МВА и 734 км. В 2015 году финансирование инвестиционной программы «Тюменьэнерго» снижается до 8,9 млрд рублей, вводимая мощность – до 211 МВА и 7 км сетей. 

В 2016–2017 годах также запланировано понижение объемов выделяемых средств – 11,7 и 10,2 млрд рублей. Однако вводимые мощности практически сопоставимы с предыдущими годами – 305 и 428 МВА, 8 и 300 км. В самом ОАО «Тюменьэнерго» рассчитывают за 5 лет организовать технический учет на 358 объектах, а также автоматизировать 185, 8 тыс. точек учета электроэнергии. 

Отказ от RAB для «Тюменьэнерго» может и не отразиться на тарифе, как предполагают федеральные эксперты.  

«Средний прирост тарифа на электроэнергию для населения в Тюменской области, с учетом того, что индексация будет произведена, как и в прошлом году, с июля, составил 14,36% в 2013 году, а прирост тарифа на передачу составит 12,8% годовых. Однако при утверждении тарифов сетевых компаний регулятор учитывает не только инвестиционные затраты компании, но и прогнозы по объемам потребления, а также ожидаемые объемы выпадающих доходов, например, по договорам последней мили, которые также могут компенсироваться за счет тарифа. Поэтому динамика инвестиционных расходов не всегда прямо коррелирует с динамикой тарифов», – считает аналитик Инвесткафе Лилия Бруева.

Уменьшение объема работ в рамках инвестиционной программы «Тюменьэнерго» с 2015 года, по мнению Лилии Бруевой, может быть связано с пересмотром обязанностей по техприсоединению ее крупнейших потребителей – предприятий нефтегазовой отрасли. 

«К тому же в 2013 году «Тюменьэнерго» планирует ввод 2 новых подстанций и реконструкцию 4 действующих, поэтому компания могла заявить в ФСТ скорректированные данные по НВВ (необходимой валовой выручке) с учетом более актуальных экономических предпосылок реализации этих проектов», – предполагает эксперт. 

Старший аналитик Института энергетики и финансов (Москва) Сергей Кондратьев выдвигает версию: в случае если инвестпрограмма не будет скорректирована в сторону сокращения, «Тюменьэнерго» будет наращивать долговую нагрузку.

«Основная разница между RAB-ом и методом долгосрочной индексации – в верхней планке уровня роста тарифа. В случае с RAB-регулированием – она может быть превышена при наличии инвестиционного обоснования. В случае если инвестпрограмма после отказа «Тюменьэнерго» в RAB-регулировании не была скорректирована, а тарифы в инвестиционных планах были заложены на уровне выше определенного ФСТ, «Тюменьэнерго» придется непросто. Поскольку привлекать средства в банках при отсутствии RABа невозможно, поэтому данная ситуация может привести к росту долговой нагрузки сетевой компании либо прямым денежным вливаниям со стороны холдинга, что само по себе сложно, поскольку как такового холдинга сейчас нет – есть Российские сети, и думаю, что помощь со стороны государства будет получить сложнее», – полагает Сергей Кондратьев.

Еще один аналитик, высказавшийся на условиях анонимности, добавляет: ТЭ постарается «умерить аппетиты», чтобы не наращивать долговую нагрузку в преддверии продажи.

«Правда УРФО», напомним, сообщала о намерениях ХМРСК продать ТЭ. В начале февраля 2013 года об этом заявил председатель совета директоров ХМРСК Георгий Боос. По заявлению его официального представителя, не исключается продажа частным инвесторам «Ленэнерго», «Тюменьэнерго», «Янтарьэнерго» и «МРСК Центра и Приволжья».

«Несмотря на то, что «Тюменьэнерго» интересна широкому кругу покупателей, в частности нефтяникам, газовикам, работающим на тюменском Севере, – «Роснефти» и ТНК-ВР, «Газпромнефти» и «НОВАТЭКу», а также консорциуму AAR, компания с «приданым» в виде долговой нагрузки, дотируемая государством, сократит этот список как минимум в 2 раза», – говорит собеседник «Правды УРФО».

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий. 

Справочно: ОАО «Тюменьэнерго» – одна из крупнейших в России межрегиональных распределительных сетевых компаний. С 1 июля 2008 года владельцем 100% акций ОАО «Тюменьэнерго» является ОАО «Холдинг МРСК».

Территория зоны обслуживания ОАО «Тюменьэнерго» составляет более 1,4 млн кв. км и включает Тюменскую область, ХМАО-Югру и Ямало-Ненецкий автономный округ с населением около 3,5 млн человек. Годовой объем передачи электроэнергии по сетям «Тюменьэнерго» составляет около 70 млрд кВт/ч. Протяженность линий электропередачи – 45 тыс. км. 

В настоящее время в ОАО «Тюменьэнерго» сосредоточены внушительные мощности: 635 подстанций 35–220 кВ, около 5,5 тыс. трансформаторных подстанций 6–10/04 кВ, суммарной трансформаторной мощностью 27,3 тыс. МВА.

В состав ТЭ входят 9 филиалов, обеспечивающих выполнение функций, связанных с передачей и распределением электрической энергии, из них 6 – на территории ХМАО-Югры.

По данным отчета «Тюменэнерго» за третий квартал 2012 года, выручка ТЭ за 9 месяцев 2012 года составила 34,5 млрд рублей, (35,1 млрд – за 9 месяцев 2011 года), чистая прибыль – 1,5 млрд рублей, (3,1 млрд рублей – за аналогичный период 2011 года).

Инвестпрограмма «Тюменьэнерго» рассчитана на 2012–2017 годы и составляет 69 млрд рублей. В рамках реализации программы планируется организовать технический учет на 358 объектах ОАО «Тюменьэнерго», а также автоматизировать 185,8 тыс. точек учета электроэнергии. Кроме того, ОАО «Тюменьэнерго» в рамках реализации инвестпрограммы планирует ввести в эксплуатацию 2,156 тыс. МВА трансформаторной мощности и 1705 км линий электропередачи.

RAB-регулирование – система установления тарифов с использованием метода экономически обоснованной доходности инвестированного капитала. Тариф устанавливается на 5-летний период. Основной принцип RAB-регулирования заключается в том, что капитал, инвестированный в естественную монополию, должен приносить как минимум отдачу, достаточную для привлечения новых инвестиций и развития предприятия, а также соответствовать уровню риска инвестирования. Процедура определения тарифа при использовании RAB-регулирования включает выявление текущих издержек, определение уровня инвестиций и установление нормы доходности инвестиций. RAB создает условия для привлечения капитала в развитие и поддержание активов компании, а также вводит экономические стимулы для повышения качества обслуживания клиентов и эффективности работы. RAB-регулирование предусматривает прямую зависимость доходов компании от надежности энергоснабжения и уровня обслуживания потребителей.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни