Нефтесервис исключил из программы утилизации «Уралмаш» и ВЗБТ

Версия для печати

Машиностроители не готовы к масштабной замене оборудования в отрасли

На пути модернизации и создания конкурентоспособности российской нефтесервисной отрасли возникают серьезные противоречия. Один из пунктов вывода российского сервиса из разряда «второсортного» – обновление парка буровых установок (БУ) – наталкивается на неготовность российских машиностроительных предприятий к производству 1 тысячи БУ. Сами крупные производители буровых указывают, что готовятся к росту объема производства, но полностью покрыть запрос в оборудовании не в состоянии по техническим причинам. Тогда как эксперты считают, что без серьезной господдержки контракты на замену БУ стоимостью $20 млрд могут достаться китайским производителям более дешевой продукции. Практику импорта из Поднебесной нефтяные компании внедряют уже активно.

Председатель Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафранник на выставке «Нефтегазсервис», состоявшейся накануне, 8 октября, в Уфе, озвучил одну из основных проблем вывода российского нефтесервиса на конкурентоспособный уровень. По его оценкам, для увеличения объема бурения необходимо заменить устаревшие буровые, тогда как российский машиностроительный рынок к этому не готов.

Председатель Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафранник

«Нужно будет вывести из эксплуатации 1 тысячу буровых установок, которые были введены до 1990 года. Но «Уралмаш» может делать только 30 буровых установок в год, а выводить 1 тысячу установок необходимо в ближайшие 5 лет. Где их брать? В Китае? Китайцы готовы нам их поставлять, но что делать с нашей промышленностью?» – задается вопросом исполнительный директор комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Виктор Кузенков.

По оценкам экспертов ТПП и Союза нефтегазопромышленников, полная стоимость утилизации и замены БУ может составить до $20 млрд. «Зачем выводить эти деньги из страны за рубеж, в том числе в Китай? Может, проще это сделать здесь, чтобы добавить квалифицированные рабочие места, обеспечить заказами предприятия металлургические и станкостроительные? Этот вопрос нужно согласовывать с Минпромторгом, нужно подходить к нему с практической стороны: с кем работать по поводу предоставления льготного кредита, какие дополнительные мощности загружать, где брать квалифицированную рабочую силу, которая отчасти утрачена», – перечисляет необходимые меры поддержки Виктор Кузенков.

Сами же основные производители БУ заявляют, что готовы к росту объемов производства, «но не до такой степени, чтобы покрыть потребность в 1 тысяче буровых».

«Нефтесервисное подразделение «Уралмаша» силами 3 заводов производит 30 тяжелых 160-тонных БУ в год. Есть планы по расширению объемов производства до 50 установок в год. Но этого количества также не хватает, учитывая массовое списание буровых установок. Для того чтобы покрывать растущие потребности российского нефтесервиса, необходимо производить до 80 БУ в год. Естественно, полностью рынок в БУ не удовлетворить, но если будет решение о запрете эксплуатации буровых установок, то предприятие будет ориентироваться на большие объемы производства», – поделился планами с «Правдой УРФО» один из представителей нефтесервисного бизнеса МК «Уралмаш», доля которого на российском рынке производства БУ составляет около 58%.

Еще один крупный производитель бурового оборудования – ООО «Волгоградский завод буровой техники» (ВЗБТ) – также готов, при гарантированных заказах, расширять объемы производства.

«ВЗБТ готов увеличивать объемы производства, только нужны заказы и их финансирование, планирование этого процесса. Мы готовы покупать комплектующие у российских и зарубежных компаний», – поделился позицией производителя БУ представитель ВЗБТ.

Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг объясняет осторожность российских производителей БУ в расширении объемов производства риском невостребованности продукции на рынке. С его слов, массовое списание БУ на российском рынке уже началось и продлится до 2016 года.

«Российское правительство готово оказать помощь российским производителя буровых установок, начиная со льготных кредитов и заканчивая внедрением практики заключения долгосрочных контрактов между производителем и сервисной компанией. Но российские компании в большинстве случаев не готовы идти на такие риски, так как не уверены в том, что их продукция будет востребована на рынке, соответственно, такие высокие траты на техперевооружение могут не оправдаться», – полагает Григорий Бирг. Эксперт уверен, что российские машиностроители не пойдут на расширение мощностей, так как «это не выгодно самим производителям, занимающим свою нишу на рынке».

По оценкам председателя комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева, маловероятно, что российские нефтесервисники разом пойдут на обновление парка БУ. «Вряд ли программа на 1 тысячу установок сразу начнет действовать. Трудно представить, что сразу 1 тысячу буровых будут утилизировать. От самих нефтесервисников и производителей оборудования не слышал, что есть проблема нехватки мощностей, обычно они говорят, что есть проблемы массированного импорта», – считает Иван Грачев.

Замена парка БУ, напомним, является одной из главных составляющих в пакете антикризисных предложений, направленных в Минэнерго РФ, от российских нефтесервисных компаний, 80% которых работает на территории УрФО. Сервисники, рынок которых оценивается в 25 млрд рублей, вытесняются демпингующими отечественными и высококонкурентными зарубежными компаниями. По словам Виктора Кузенкова, на данный момент для решения проблем отрасли создан подкомитет по нефтесервису в составе комитета Торгово-промышленной палаты РФ, который возглавил замгендиректора ЗАО «Сибирская сервисная компания» Алексей Канашук. Пока отрасль находится в ожидании решения министерства энергетики РФ и чисто практических шагов от ведомства – оформления постановлений правительства, а на первое заседание подкомитета Госдумы приглашены руководители нефтяных и сервисных компаний. Уточним, что во время своего визита в Нягань 24 сентября глава Минэнерго РФ Александр Новак заявлял о необходимости всесторонней поддержки нефтесервисной отрасли.

Примечательно, что для утилизации парка БУ сервисникам также требуется господдержка. «Буровые установки, начиная с 1982 года выпуска и до 1995 года, которые находятся на балансе буровых предприятий в России, должны быть утилизированы не позднее 2013 года. В противном случае будет нанесен непоправимый урон окружающей среде – процесс гниения металла грозит экологической катастрофой. Процедура утилизации требует серьезных энерго- и финансовых затрат, с которыми самостоятельно буровые предприятия справиться не смогут. Некоторые манипуляции физически невозможно совершить без объемного дорогостоящего оборудования и специальных приспособлений. Уже сейчас большая часть вышедших из строя буровых установок компании вынуждены оставлять на дальних месторождениях ввиду дорогостоящих услуг по демобилизации», – поясняются причины необходимости господдержки в программе утилизации бурового оборудования в одной из сервисных компаний, работающих на территории Западной Сибири.

По мнению участников рынка, осторожность машиностроителей и неготовность их мощностей к замене БУ приведет к потере рынка российскими компаниями. «Действительно, за последние 25 лет парк буровых установок серьезно устарел, в ближайшее время потребуется объемное производство как мобильных, так и стационарных установок. Если бы компании планомерно заказывали установки, то такого бума не было бы. Но сейчас срок у многих компаний подошел, и действительно таких больших мощностей, заводов, как «Уралмаш», ВЗБТ, в России мало. В ближайшее время мощностей может не хватить только потому, что нужно большие инвестиции вкладывать в развитие самих предприятий, чтобы они смогли выпускать по 20–50 БУ в год, если все нефтяники ринутся заменять парк БУ. Поэтому иностранные компании потихоньку лезут в Россию, организуют совместные предприятия по производству БУ. Но это неминуемо, потому что по требованиям Ростехнадзора, срок эксплуатации БУ – 25 лет, и какие бы ремонтные работы ни проводились по блоку, модулю, оборудование технически устаревает и будет не допущено к бурению, у нефтесервисников будут серьезные проблемы», – прогнозирует вице-президент по маркетингу ОАО «РУ-Энерджи Групп» Татьяна Колесникова.

Топ-менеджер не исключает, что это приведет к импортированию «вала китайских буровых установок». Однако уже очевидная, доказанная практикой проблема в том, что китайские буровые не готовы к эксплуатации в условиях Крайнего Севера. «Подчас можно по году согласовывать техническое задание, чтобы получилась БУ глубиной бурения 5000. Используются не те материалы, технологии. Чтобы получить разрешение, нужно постараться. Не все компании, понимая рынок производства, идут на покупку БУ в Китае», – поясняет позицию участников рынка Татьяна Колесникова.

Так или иначе, говорит Григорий Бирг, китайское буровое оборудование более конкурентоспособно как раз за счет господдержки отрасли. «Качество производимого и поставляемого бурового оборудования незначительно ниже соответствующих аналогов, производимых в России, но стоимость в полтора раза меньше благодаря субсидированию отрасли китайскими властями», – объясняет аналитик. Поэтому, как делают выводы отраслевые эксперты, российские производители не пойдут на расширение объемов производства, поскольку «не готовы к конкуренции с ними и вряд ли будут рисковать делать крупные инвестиции без гарантий спроса на продукцию».

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий в нефтесервисной отрасли.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code