Моногорода УрФО лишат налогов по схеме «Росатома»

Версия для печати

Перечень муниципалитетов, претендующих на статус ТОРа, будет готов уже в марте

Моногорода УрФО смогут претендовать на статус территорий опережающего развития (ТОР) уже с марта. Особое положение даст проблемным муниципалитетам дополнительные возможности по привлечению инвесторов и федеральных денег. Соответствующий пакет документов сейчас разрабатывается в Министерстве экономического развития РФ. Контролировать процесс на уровне округа будет уральское полпредство, уже сейчас готовящее списки городов для отправки в Москву. Однако, как утверждают эксперты, «затея с ТОРами» может оказаться нежизнеспособной по нескольким причинам. Первая – дефицитные бюджеты муниципалитетов и регионов, которые не смогут позволить себе налоговые каникулы. Во-вторых, непрозрачность бизнес-среды, сводящей на нет большую часть экономических выгод. А также слабое соответствие уральских моногородов требованиям, прописанным в федеральном законодательстве.

«К марту 2015 года Министерство экономического развития РФ выполнит поручение президента РФ Владимира Путина, озвученное во время оглашения послания Федеральному собранию, и подготовит пакет документов, позволяющих моногородам претендовать на режим территорий опережающего развития», – рассказали «Правде УРФО» в Минэкономразвития.

В теории подобный статус даст моногородам серьезный механизм по привлечению инвесторов на территорию региона. В частности, за счет облегчения налоговой нагрузки на предприятия. Согласно закону о ТОРах, резиденты получают и льготные арендные ставки, и приоритетное подключение к инфраструктуре, часть строительства которой обеспечивает федерация. При этом они освобождаются от налогов на имущество организаций и земельного налога. Получают нулевую ставку по налогу на прибыль организаций, идущему в федеральный бюджет (в течение 5 лет), и сниженную ставку, идущую в региональную казну. Также будут предоставлены льготный налог на добычу полезных ископаемых в виде понижающего коэффициента и пониженные тарифы страховых взносов.

В конечном итоге, уверены в министерстве, это должно привести к стремительному росту производств на данных территориях, остановить отток населения за счет создания новых рабочих мест и диверсифицировать экономику муниципалитета, избавив его от чрезмерной зависимости от конкретного предприятия.

Как рассказал «Правде УРФО» заместитель полномочного представителя президента РФ в УрФО Борис Кириллов, на сегодняшний день в полпредстве завершается процесс подготовки списка моногородов, который будет представлен федеральному правительству на совещании, запланированном на конец марта.

«После этого мы сформируем совместные позиции и предложим их для дальнейшего движения. Заниматься этим будет совет по экономической политике при полномочном представителе президента», – прокомментировал Борис Кириллов.

Впрочем, в полпредстве пока не готовы рассказать, сколько моногородов будет весной претендовать на статус ТОР. Нет данных и по тому, сколько муниципалитетов уже успело согласовать свои программы развития с региональными властями и уполномоченным органом, которым, судя по всему, станет именно полпредство.

Как утверждают эксперты, есть и ряд проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации закона о территориях опережающего развития. В частности, дефицитные бюджеты муниципалитетов и регионов. По мнению собеседников издания, не каждый субъект «сможет себе позволить» создание таких зон.

Как отметил в разговоре с журналистом «Правды УРФО» министр инвестиций и развития Свердловской области Алексей Орлов, данную инициативу необходимо подкреплять соответствующими преференциями на федеральном уровне. Пока же федерация предлагает региону разобраться с мерами налоговой поддержки на местном уровне.

«Возникает вопрос: и с чем субъект останется? Мы и так достаточно серьезные преференции делаем в рамках «Титановой долины» и индустриальных парков», – отметил Алексей Орлов.

В качестве иллюстрации данного утверждения можно привести в пример ситуацию в Краснотурьинске, где глава города уже дважды неудачно пытался провести через депутатов освобождение от налогов на землю и имущество ряда предприятий. Отметим, Краснотурьинск – один из основных претендентов Свердловской области на получение статуса ТОР, поскольку в моногороде есть индустриальный парк, управляющая компания и договоренности с якорными инвесторами, готовыми разместиться на территории «Богословского». Более того, город с большой долей вероятности в ближайшее время получит федеральные деньги от фонда развития моногородов.

Глава городского округа Краснотурьинск Александр Устинов

 «В рамках подготовки муниципалитета к возможности получения статуса ТОР я сейчас работаю над тем, чтобы освободить те предприятия, которые будут организованы, от земельного налога и налога на имущество в доле платы, перечисляемой в местный бюджет. Я уже дважды выходил с вопросом, чтобы депутаты освободили от налога на землю управляющую компанию индустриального парка «Богословский», однако вопрос не проходит. В третий раз буду поднимать этот вопрос в феврале», – рассказал «Правде УРФО» глава городского округа Краснотурьинск Александр Устинов.

По его словам, муниципалитет выдержит бремя налоговых каникул в течение двух лет, хотя и будет существовать на грани, однако впоследствии это даст толчок развитию города.

Впрочем, один из собеседников издания, близкий к экономическому блоку регионального правительства, утверждает, что «затея ТОРов» серьезно запоздала, и при текущих рисках, связанных с макроэкономической и политической ситуацией, привлечь инвесторов в моногорода будет крайне непросто, если вообще возможно.

Сомневаются в успешности данной инициативы и федеральные эксперты. По словам аналитика инвестиционного холдинга «Финам», сейчас в России достаточно много различных вариантов названия областей, где применяются различные способы привлечения инвестиций, но суть у них почти одна.

«Сейчас в правительстве бытует мнение, что если создавать ТОРы, а не другие вариации, то это будет более эффективно. На самом деле ОЭЗ и ТОР – очень похожие институты развития, но определенные различия между ними все же есть. Во-первых, территории опережающего развития не будут разделяться по своему назначению, а значит, будут более гибкими. Также, по мнению некоторых чиновников, у ОЭЗ уже сложился негативный имидж среди инвесторов, который будет сложно преодолеть. В целом можно сказать, что если кроме различных субсидий и льгот инвестор не получит прозрачную бизнес-среду, то и ТОРы могут не заработать, а здесь уже, думаю, отличия между ОЭЗ и ТОР минимальны», – прокомментировал аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.

В свою очередь начальник аналитического управления компании «Арсагера» Артем Абалов отмечает, что инициатива по организации ТОРов в моногородах уже давно назрела.

«Особенно это стало очевидно в ходе предыдущего кризиса 2008-2009 годов. К сожалению, приходится констатировать, что в части развития отечественной экономики последние 5-6 лет оказались потерянным временем», – комментирует Артем Абалов.

Как отмечают эксперты, далеко не все нуждающиеся в помощи федерального правительства моногорода смогут претендовать на статус ТОРа еще и потому, что на данный момент в законе прописано множество рамок, «в которые тяжело будет пролезть» территориям со сложным социально-экономическим положением.

Министр инвестиций и развития Свердловской области Алексей Орлов

Напомним, на статус ТОРов планируют претендовать не только моногорода, но и ЗАТО. Однако их ситуацию стоит рассматривать отдельно, поскольку в данном случае особую роль играет лоббизм «Росатома», сильная социальная база, присущая закрытым городам, и «атомные деньги», поступающие в муниципалитеты.

Как ранее писала «Правда УРФО», полномочный представитель президента РФ в федеральном округе Игорь Холманских в прошлом месяце предложил создать совет по развитию ЗАТО. Данному органу будут делегированы вопросы импортозамещения на предприятиях закрытых городов. В частности, создание совета приписывают к ФЗ о территориях опережающего развития. Включить в него предполагается представителей полпредства, регионов ЗАТО и предприятий госкорпорации.

Добавим, что в самих ЗАТО фактически уверены, что города смогут претендовать на статус ТОРа в ближайшем будущем, хотя согласно первоначальной идее ТОРы в ближайшие 3 года должны создаваться на Дальнем Востоке. Впрочем, в «Росатоме» планируют внести изменения в закон для ЗАТО, чтобы включить их в ТОРы на 2 года ранее.

Отметим, что по словам представителей властей ЗАТО, в текущей экономической ситуации льготами действительно никто раскидываться не будет. Однако они с большим оптимизмом смотрят на возможность получения статуса ТОРа.

По словам главы Новоуральска Владимира Машкова, исторически сложилось, что у ЗАТО социальная база очень сильная. «У нас нормальные запасы, по теплу, воде, площадкам. Так что остается только открывать предприятия. И в данном случае ТОР как экономический рычаг для привлечения инвесторов крайне интересен. Новоуральск, естественно, заинтересован в данном статусе, и весь последний год мы работали над приведением условий в соответствие с законом. Сейчас программы развития закрытых городов уже подготовлены. Далее они будут скорректированы в соответствии с законом о ТОРах», – прокомментировал Владимир Машков.

«Правда УРФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code