Мэрия Екатеринбурга требует с Куйвашева 1 миллиард за «Е-карту»

Администрация пытается взыскать деньги по несуществующему соглашению

Чиновники городской администрации вновь высказали финансовые претензии областным властям. По версии мэрии, область «задолжала» городу порядка 1 миллиарда рублей в виде компенсаций за проезд льготников в муниципальном транспорте. Чиновники ссылаются на некое соглашение «времен Росселя», отсутствующее как в органах власти, так и в законодательных базах. Впрочем, тема с финансированием льгот в городской повестке появляется с заметной периодичностью и давно уже стала предметом политического торга.

С эмоциональным выпадом против областных властей сегодня обрушился глава департамента финансов администрации Екатеринбурга Андрей Корюков. Выступая на последнем в этом полугодии заседании комиссии по бюджету гордумы, чиновник неожиданно заявил о долгах области в 1 миллиард рублей. По версии Андрея Корюкова, региональные власти не выполняют свои обязательства по субсидированию проезда в общественном транспорте льготных категорий граждан.

«Мы на протяжении 4 лет просим правительство области выполнить свои обязательства по «Е-карте». Мы сегодня закладываем в бюджете деньги на городских льготников, однако областных и федеральных никто не дотирует. Можно говорить о миллиарде рублей убытков», – заявил чиновник.

Тема с областным «недофинансированием» всплыла после «аккуратных, не ангажированных» вопросов депутата Рафаэля Шихова о большой разнице в стоимости проезда в Екатеринбурге и соседних городах-миллионника – Перми (14 рублей), Тюмени (16 рублей), Челябинске (18 рублей).

Андрей Корюков

«Не может быть просто так 14–18 рублей за проезд в общественном транспорте. Это возможно только при условии компенсаций выпадающих доходов со стороны регионального правительства. Краевой бюджет выделяет 980 млн рублей дотаций Перми на то, чтобы держать такие цены. Казани выделяется 1,5 млрд рублей, Челябинску – 800 млн рублей, кроме того, Челябинская область 3 года подряд выделяла по 1 млрд рублей на закупку транспорта. И даже Тюмень, где остались только частные перевозчики, выделяет 600 млн рублей дотаций, чтобы оплатить проезд льготников», – продолжал эмоциональные высказывания Андрей Корюков, так что депутатам даже пришлось сделать чиновнику замечание.

Напомним, как уже сообщала «Правда УРФО», тема с миллиардом была заявлена мэрией еще в начале 2013 года – тогда муниципальные и частные перевозчики писали письма областному премьеру Денису Паслеру с требованием возместить выпадающие доходы и угрожали региональному правительству исками.

Впрочем, дальше угроз дело не пошло: претензии транспортников, действительно понесших совокупные убытки в размере около 1 млрд рублей, больше относились к городу, самостоятельно решившему сохранить льготы на проезд с надеждой на областные субсидии – якобы между городом и областью еще при Аркадии Чернецком и Эдуарде Росселе было заключено дополнительное соглашение. Однако на сегодняшний день нет даже следов широко распиаренного командой Владимира Тунгусова документа. По словам депутата Заксобрания Дмитрия Ионина, существование соглашения подтверждается лишь одним интервью вице-мэра Александра Высокинского, в котором «он показывал эту бумажку». В целом, разборки между городом и областью сейчас больше напоминают «разговор по понятиям».

«Соглашение между городом и областью существовало с 2009 по 2011, больше никакой информации нет. Нет никаких договоренностей и на официальном уровне – в 2009 году решением городской думы обязательства по финансированию льготников брал на себя городской бюджет. То, что якобы область обещала под это выделить деньги, больше напоминает какие-то отношения по понятиям, как в 90-е годы. Может, и были такие договоренности, но все люди в областной власти уже сменились. И факт остается фактом – юридически обязательства несет город», – полагает депутат Законодательного собрания Свердловской области Дмитрий Ионин.

Источник «Правды УРФО» в областном правительстве сообщает, что о соглашении «знали только 2 человека, подписавших его», и что вопрос исключительно политический – мэрия регулярно поднимает его, особенно в преддверии выборов.

«Вам на эти вопросы ни одно министерство не ответит», – резюмирует собеседник «Правды УРФО».

Впрочем, официально область ссылается на закон о монетизации льгот. Напомним, с 1 февраля 2009 все льготы были «выданы на руки» жителям, а сами льготники были разделены на федеральных, региональных и муниципальных. Принцип разделения был прост: кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета. В случае с Екатеринбургом, муниципалитет предпочел льготы сохранить.

«Существует законодательная норма – компенсацию льгот получают сами граждане. Соответственно, ни в сфере ЖКХ, ни в сфере транспортных перевозок предприятия не получают компенсации, потому что фактически они льготы не предоставляют. Решение о предоставлении дополнительных льгот на проезд каким-либо категориям граждан через компенсации организациям муниципалитет принимает самостоятельно, это их право. Но в таком случае городской бюджет и финансирует это. Говорить о каких-либо договоренностях и соглашениях – безосновательно, так как нет документа их подтверждающего. А федеральным законодательством компенсация льгот организациям, повторюсь, не предусмотрена. Если бы существовал подобный документ, подписанный прежним руководством области, он был бы в распоряжении действующего министерства транспорта, да и городская администрация его уже давно бы предъявила», – сообщила «Правде УРФО» пресс-секретарь главы областного правительства Елена Воронова.

ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление»

Отметим, что «соглашение» отсутствует во всех поисковых системах, включая законодательные базы данных. Документ не могут найти даже юристы. Хотя в теории такое соглашение между муниципалитетом и субъектом возможно.

«Почему возникают какие-то споры, мне не совсем понятно: все льготы монетизированы, их выплачивают органы социальной защиты уровня муниципалитета, субъекта или федерации, в зависимости от статуса льготника. Город не может требовать какие-то субсидии у регионального бюджета. Да, закон предусматривает заключение соглашения между субъектом и областным центром о том, что регион субсидирует, к примеру, льготный проезд граждан, имеющих статус федеральных или областных льготников. Однако между администрацией Екатеринбурга и правительством Свердловской области таких договоренностей нет – по крайней мере, документ не присутствует нигде. Соответственно, город должен брать все финансовые обязательства на себя», – сообщил «Правде УРФО» соучредитель Уральской правовой палаты Иван Волков.

Примечательно, что сами перевозчики избегают разговоров о выплате компенсаций. Заместитель директора ЕМУП ТТУ по экономике, услышав вопрос корреспондента «Правды УРФО», отказался отвечать, заявив что «уже сталкивался с подобной ситуацией».

Отметим, что «Трамвайно-троллейбусное управление» уже наработало большую судебную практику в плане взыскания убытков по перевозке льготников аж с Минфина РФ – начиная с 2008, ЕТТУ инициировало ряд исков к Министерству финансов РФ общей суммой порядка 1 млрд рублей. Несмотря на то, что добиваться правды муниципальному предприятию приходилось в арбитраже по несколько лет, в конечном итоге суд вставал на сторону ЕМУП, расценивая траты управления как реальный ущерб, который должен компенсироваться из федерального бюджета. Впрочем, все судебные претензии касались периода до 1 февраля 2009, поскольку с этого времени федеральный бюджет уже выплачивал все льготы на руки граждан. Логично, что создав судебный прецедент и имея на руках решения судов, ЕТТУ, в случае реальных убытков, нашло бы способ взыскать средства с областного или федерального бюджетов. Однако обоснованных претензий к области у муниципальной организации, судя по всему, нет.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни