Мэрия Екатеринбурга предложит Куйвашеву вложить миллиард в ветхий транспорт

Депутаты городской думы проинспектировали транспортные предприятия

Городская команда продолжает иллюстрировать проблемы общественного транспорта и доказывать необходимость областных субсидий. Депутатам гордумы показали ветхие ремонтные цеха, устаревшие трамваи и автобусы, принадлежащие ЕТТУ и МОАП, демонстрирующие крайне низкую эффективность муниципального управления. Как водится, недостатки менеджмента представители екатеринбургской мэрии списали на устаревание транспортного парка и отсутствие областных субсидий. При этом ожидаемого подробного разговора о прибылях и убытках не получилось – разбор документов был вновь отложен чиновниками мэрии до следующего раза. Варианты выхода из кризиса и переход на рыночные схемы управления, озвученные депутатами, интереса у транспортников и представителей мэрии не вызвали – муниципальный транспорт должен быть убыточен, а убытки обязан компенсировать региональный бюджет, уверены в горадминистрации.

Депутаты Екатеринбурга ознакомились с состоянием муниципального транспорта. Сегодня немногочисленные представители городской думы, в основном, фракция эсеров, посетили муниципальные предприятия ЕТТУ и МОАП.

Напомним, решение о визите на предприятия было принято в ходе неофициального собрания депутатов. Предполагалось, что народные избранники подробно ознакомятся с бухгалтерией убыточных МУПов и разработают собственные меры выхода из кризиса. Впрочем, довольствоваться информацией в итоге пришлось не из официальных документов, а, по традиции, со слов замглавы администрации Екатеринбурга Александра Высокинского.

По словам чиновника, за четыре года после монетизации льгот долг МУПов накопился в размере 1,5 млрд рублей. Ежегодно на субсидирование предприятий требуется 1,2 млрд рублей. 400 млн из них платит муниципалитет. Руководство транспортных компаний при этом подчеркивает, что на повышении тарифа они не настаивают, высказывая единую мысль городской команды об областных деньгах.

Директор ЕТТУ Александр Мирошник и замглавы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский

«Мы готовы работать и при тарифе в 5 рублей, если бюджет будет компенсировать», – считает директор ЕТТУ Александр Мирошник, не уточняя, впрочем, какой именно бюджет.

Его поддерживает директор автобусного предприятия Николай Герасимов: «МУПы не заинтересованы в высоком тарифе», поскольку снизится пассажиропоток.

Глава города Евгений Ройзман также озвучивает согласованное с администрацией Екатеринбурга мнение.

«Проезд можно сделать бесплатным, только нужно понимать, кто за это будет платить. У нас, в отличие от соседних регионов, областной бюджет вообще не дотирует общественный транспорт. В Турине, к примеру, 10% бюджета уходит на городские перевозки. Без помощи субъекта это не вытянуть. Будем думать», – выразил ожидаемое мнение Евгений Ройзман.

Экскурсию по трамвайному депо транспортники начинают с традиционных тем устаревания трамвайного парка и, как следствие, высокой себестоимости проезда, которая в итоге ложится на муниципальный бюджет. По словам Александра Мирошника, износ 89% трамвайного парка составляет 100% – вагоны используются от 20 до 40 лет, 50 трамваев – практически новые, полученные от «Уралтрансмаша», срок эксплуатации от 2 до 5 лет.

В структуре доходов ЕМУП ТТУ собственные доходы составляют 93%, компенсации муниципального бюджета – лишь 7%. Основная статья расходов – заработная плата, затем налоги и оплата электроэнергии. За прошлый год расходы МУПа составили 3 млрд рублей, убытки – 430 млн рублей. Основной долг складывается из налогов, а также по платежам за электроэнергию. При этом рассуждения депутатов о коренных изменениях в системе управления МУПом и переходе на поставку электроэнергии по оптовым рыночным ценам не находят понимания.

Южное трамвайное депо

«У предприятий, у которых серьезное потребление электроэнергии, есть возможность выходить на оптовый рынок и покупать электричество на 30-40% дешевле. Да, схема эта непростая, но при этом законодательство изменилось так, что это можно сделать через гарантированного поставщика. Для этого нужно определенным образом вести учет и, самое главное, планирование, то есть нужно провести колоссальную работу. А вы посмотрите, какие расслабленные здесь рабочие, – видно, что не соблюдается элементарная техника безопасности, они даже без перчаток ходят. Люди привыкли работать в таком режиме, плюс их зарплата – ниже средней по городу. Им не нужна эта система, по которой им придется работать в два раза больше», – полагает депутат Александр Караваев.

Народные избранники добавляют: «У Мирошника «мерседес», и у его жены «мерседес» Откуда деньги берут, если предприятие работает в убыток? Руководство мэрии при этом на совещаниях заявляет, что ставить им больше некого, других управленцев нет».

Любые управленческие стратегии в конечном итоге наталкиваются на просьбы чиновников мэрии о бюджетных вливаниях.

«Приобретение электроэнергии предполагает объемы и четкие сроки поставки. А у него (директора ЕТТУ. – Прим. ред.) денег не всегда на зарплату хватает, они не в состоянии графики оплаты выдерживать. Предприятие занимается планированием не в режиме развития, а в режиме «пожарной команды», потому что денег не хватает. Транспортные предприятия в прошлом году надзорные органы проверили десятки раз, бухгалтерию изучили до дыр – нет там лишних затрат, следовательно, нужно думать, как их компенсировать», – полагает Александр Высокинский.

Далее чиновник рассуждал об управленческих решениях, настаивая на том, что в вопросе по ЕТТУ, в частности, и во всем сегодняшнем визите на МУПы, в целом, «нет политики». Однако «управленческие решения», в конечном счете, заключались в необходимости областного субсидирования. Для того чтобы держать текущий тариф в 23 рубля, областное правительство должно дотировать порядка 800 млн рублей, считают в администрации.

По факту, почти миллиард бюджетных рублей городская команда предлагает ежегодно вкладывать в ремонт 30-летних трамваев и содержание устаревшей ремонтно-производственной базы. Отметим, что часть цехов в Южном трамвайном депо была построена еще в 20-е годы.

«Когда спрашивают, откуда берутся затраты, то они берутся отсюда. Эта ремонтно-производственная база, по факту, обычный цех обычного завода по ремонту и производству трамваев: вагоны здесь разбираются по частям и собираются заново. У частников этих затрат нет. То есть мы, помимо перевозок, еще и содержим ремонтные заводы», – отмечает Александр Высокинский.

Фактически муниципалитет из года в год вкладывает бюджетные средства в устаревший вагонный парк и несовременное оборудование вместо того, чтобы заниматься обновлением транспорта. В итоге, по оценке Александра Мирошника, себестоимость проезда в городских трамваях и троллейбусах, без учета затрат на обновление подвижного состава, – 38 рублей. С учетом содержания ремонтных мастерских – 70 рублей.

«Да, можно закрыть все эти цеха и купить новый транспорт, но это колоссальные затраты», – добавляет Александр Высокинский, поясняя, что «таких денег точно нет».

В конечном итоге, «эффективный менеджмент» в екатеринбургских МУПах сводится к латанию дыр и «бесконечному шантажу области по поводу субсидий. Судя по всему, городская команда не готова принимать реальные и современные управленческие решения», – рассуждает собеседник «Правды УРФО» в областном Заксобрании.

Схожая картина наблюдается на еще одном муниципальном предприятии. Автобусный парк ЕМУП МОАП насчитывает менее 400 автобусов. По словам директора Николая Герасимова, силами МУПа удается покрыть около 45% автобусных перевозок в Екатеринбурге. Главная проблема – дефицит кадров и устаревание подвижного состава. Напомним, убытки транспортного предприятия в прошлом году составили 320 млн рублей. В ходе сегодняшнего визита, однако, выяснилось, что «муниципальный транспорт и должен быть убыточен».

Директор ЕМУП МОАП Николай Герасимов

«Мы знаем, что коммерческие маршруты выставляются на аукционы. Почему МУП не обслуживает самые экономически выгодные маршруты, за которые идет война между частниками и на которых можно зарабатывать деньги, окупая затраты и обновляя парк? Кроме того, мы могли бы наладить движение в городе», – обратился к руководству МОАП депутат Евгений Боровик.

Вопрос поставил директора автобусного предприятия в тупик. «Деятельность МУПа не направлена на извлечение прибыли», – заявил Николай Герасимов, напирая на социальную значимость автобусных перевозок.

«Мы не должны заниматься извлечением прибыли. Мы должны заниматься безопасностью движения, исполнением законов о транспортной безопасности, обучением водителей», – полагает руководитель предприятия.

Повторное депутатское предложение совместить социальные маршруты с прибыльными встретили жесткий отпор главы города Евгения Ройзмана.

«Муниципальный транспорт и должен быть убыточен», – заявил спикер думы.

Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман и председатель комитета по транспорту Алексей Курлыков

На рекламные доходы в МОАП также попросили не обращать особого внимания – всего 7 млн рублей в год (37 млн рублей составляет вся прибыль МОАП от непрофильной деятельности). Отметим, что даже в ЕТТУ зарабатывают на рекламе в своих трамваях в два раза больше – 16 млн рублей в год.

«Получается, что мы с одного автобуса получаем в месяц 2 тысячи рублей дохода от рекламы», – резюмирует депутат Александр Караваев.

Спор о возможных и реальных доходах МУПа резко оборвал Александр Высокинский, назвав обсуждение проблемы в этом ключе спекуляцией и предложив провести отдельные совещания по транспортным маршрутам и рекламе. Ближайшее состоится уже в этот четверг, 27 февраля. Отметим, что на текущий момент единственным выходом из ситуации в мэрии по-прежнему называют дотации из областного бюджета.

Вместе с тем в конце прошлой недели Федеральный арбитражный суд Уральского округа поддержал позицию областных властей, признав, что в компетенцию субъекта не входит выполнение обязательств муниципалитета по транспортному обслуживанию пассажиров. Отметим, что область выделяет в год 2,2 млрд рублей в качестве компенсации льготникам за проезд, из них 700 млн рублей выплачивается жителям Екатеринбурга.

Депутат гордумы Екатеринбурга Александр Караваев

В мэрии уверены, что эти деньги до МУПов не доходят.

«700 млн выделяется областью на то, чтобы заплатить компенсации по монетизации, это по 360 рублей на каждого льготника, то есть 20 поездок в общественном транспорте. Фактически льготник ездит 60. А половина льготников нигде не ездит, и до предприятия в итоге деньги не доходят», – полагает Александр Высокинский.

Напомним, что по инициативе губернатора Евгения Куйвашева область проводит собственную проверку деятельности транспортных предприятий Екатеринбурга. Как пояснил «Правде УРФО» источник в областном правительстве, «руководству Екатеринбурга и муниципальных предприятий стоило бы поискать резервы для покрытия издержек в самих МУПах вместо того, чтобы искать виноватых за пределами «серого дома». Отметим, что предварительные итоги ревизии МУПов уже легли на стол губернатору. По словам собеседника издания, они свидетельствуют о том, что город мог бы получать в разы больше средств от рекламы на транспорте и аренды муниципального имущества.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни