Кризис в Украине ограничил возможности промышленников УрФО

Металлурги и трубники ждут изменений конъюнктуры рынка, а машиностроители считают убытки

Захват власти в Киеве, центральной и западной части Украины западенскими группировками заставляет переоценить прогнозы по доходам уральские предприятия. Промышленники фиксируют отказы, срывы сроков оплаты заказов. Наибольшую уверенность сохраняют металлурги – объем поставок продукции со стороны региональных дочек «Евраза», «РУСАЛа», УГМК и «Мечела» в соседнее государство не превышает 5%. С другой стороны, импорт комплектующих из Украины едва не остановил крупные инвестпроекты на отдельных предприятиях. Компании трубной промышленности и вагоностроения пока оценивают возможные последствия для рынка. Машиностроители констатируют отказ украинских клиентов от оплаты контрактов, ищут новых поставщиков комплектующих и предрекают рост цен на свою продукцию и снижение маржи. Атомщики закрываются стеной молчания и на ближайшее время не планируют развития сотрудничества с украинскими компаниями, хотя аналитики не усматривают за политической ситуацией новой волны экономического кризиса и уже весной прогнозируют потепление российско-украинских отношений.

За развитием политической ситуации в Украине беспрерывно следят руководители промышленных предприятий и регионов УрФО. И тем, и другим уже сейчас очевидно, что переверстывать собственные бюджеты в этом году придется, возможно, еще не раз. По данным генерального консульства Украины в Екатеринбурге, товарооборот между федеральным округом и Украиной за 2013 год уже снизился на 30-40%.

«Политическая ситуация на Украине уже повлияла на товарооборот, в основном, в металлургии и машиностроении. По 2014 году у нас пока нет прогнозов. Возможно, России понадобится больше металла, и в Нижнем Тагиле увеличат производство», – многозначительно заметил в разговоре с «Правдой УРФО» вице-консул Украины в Екатеринбурге Николай Качанов.

Уральские центры металлургии и машиностроения – Свердловская и Челябинская области – также констатируют падение Украины в рейтинге внешнеэкономических партнеров. В Челябинской области по объемам товарооборота за минувший год Украина опустилась со 2 на 4 место (с 9,4% до 8,2% от общего объема товарооборота), составив в абсолютном выражении 464,2 миллиона долларов. В Свердловской области товарооборот с Украиной упал еще значительнее – с 707,2 до 350,299 миллиона долларов (с 5,64% до 4,7%). Соответственно, в рейтинге внешнеэкономических партнеров региона страна переместилась с 5 на 7 место. При этом если на Южном Урале экспорт и импорт сократились почти равномерно – до 75-78% в сравнении с 2012 годом, то в Свердловской области импорт из Украины упал более чем вдвое. Перспективы роста либо сокращения установленных показателей в региональных правительствах пока оценить затрудняются.

Более того, одно из предприятий машиностроения Свердловской области и вовсе принадлежит бизнесменам из  Украины. «После ареста по требованиям главы Сбербанка Германа Грефа владельца «Энергомаша» Степанова контроль над подразделением компании – «Уралэлектротяжмашем» – получили инвесторы из Запорожья», – рассказывает о взаимной бизнес-интеграции эксперт в секторе машиностроения.

Флагманы уральской экономики, крупнейшие холдинги и группы компаний уже почувствовали на себе влияние политического кризиса. Видимое невозмутимое спокойствие пока удается сохранять только металлургам. Объем экспорта их продукции с уральских предприятий на Украину в большинстве случаев не превышает 5%. В «Уральской горно-металлургической компании» (ОАО «УГМК») и предприятиях «РУСАЛа» в УрФО каких-либо негативных последствий от политического кризиса не ощутили как в части экспортных поставок, так и возможного импорта комплектующих. Представитель «Магнитогорского меткомбината» (ОАО «ММК») воздержался от комментариев, заметив при этом, что комбинат работает в обычном режиме. В «Евразе», в активы которого входят кроме уральских предприятий, «Днепропетровский металлургический завод им. Петровского» и ГОК «Сухая Балка» на Украине, о взаимоотношениях с иностранными партнерами говорят крайне уклончиво.

«Предприятия «Евраза» на Урале взаимодействуют с комбинатами компании в Украине в штатном режиме», – описали перспективы экспорта на Украину металлов в центре корпоративных отношений «Урал» «Евраза».

Сравнительно небольшие предприятия Свердловской области пока негатива не ощутили. Так, на «Серовском заводе ферросплавов» продолжают сотрудничество с украинскими партнерами, отмечая при этом, что работают не по прямым контрактам. На Южном Урале металлурги особых акцентов на украинский рынок предпочитают не делать. Для дочки «Мечела» – «Челябинского меткомбината» Украина в объеме поставок металлопродукции в страны СНГ занимает самую меньшую долю – менее 1%.

«Также на предприятии не отмечается изменений в проведении торговых операций. Поставка оборудования из Украины осуществляется в рамках действующих контрактов», – отметила пресс-секретарь ЧМК Екатерина Усольцева.

«В период с 2012 года по текущее время на Украину было поставлено только 20 тонн никеля. Поэтому сложная ситуация на Украине не отразилась на работе ОАО «Уфалейникель», – сообщили «Правде УРФО» в пресс-службе предприятия.

В отдельных случаях, впрочем, негативные тенденции уже дали о себе знать. На «Ашинском металлургическом заводе» пока приостанавливают поставки на Украину из-за отсутствия средств у клиентов для оплаты заказов. В соседнюю страну завод отгружал 1800 тонн толстого листа (около 3% от всего производства), 58 тонн тонкой ленты (17%).

«В целом на работе предприятия отказ от поставок не сказался. Больше напрягает закупка оборудования на Украине для прокатного цеха. Часть оборудования не вывезли. Сейчас поставки встали. Радует, что основное оборудование пришло. Мы просто вовремя успели. Если бы поставки были на полгода позже, то не успели бы реализовать проект реконструкции цеха металлопроката. О перспективах наших поставок сложно говорить. Если заказы будут с черноморского региона, тогда можно будет сказать, что рынок там просел (так как сократилось присутствие на нем украинских предприятий. – Прим. ред.). Может, в итоге это позволит увеличить наши поставки», – делится с «Правдой УРФО» представитель «Ашинского метзавода».

В отличие от металлургов, на предприятиях трубной отрасли и вагоностроения, ранее критиковавших украинских конкурентов за демпинг, воздерживаются пока от прогнозов на 2014 год. В группе «ЧТПЗ» от комментариев отказываются, в «Трубной металлургической компании» (ОАО «ТМК») обращают больше внимания на экономические факторы, нежели политические.

«Поквартальной статистики по нашим продажам пока нет. Да и не сезон сейчас для активных закупок. Объем заказов связан не с политикой, а с запуском конкретных проектов. Что касается наших закупок, то на Украине, теоретически, есть возможность покупать листовой прокат. В России у нас есть возможность его приобретать на «Волжском трубопрокатном заводе» и многих других предприятиях», – рассказал «Правде УРФО» директор по внешним связям ТМК Илья Житомирский.

Окончательных оценок предпочитают пока не делать и на «Уралвагонзаводе» (ОАО «УВЗ»). На конкуренции с украинскими производителями вагонов, как отмечают на предприятии, политический кризис в стране пока не сказался. В машиностроении для УВЗ и других предприятий отрасли позиции на рынке выглядят более определенно. Дочка госкорпорации «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК» констатирует снижение заказов со стороны украинских клиентов.

«Украина – один из четырех крупных потребителей техники «Челябинского тракторного завода» в странах СНГ наряду с Белоруссией, Казахстаном и Туркменистаном. В республике работают 4 дилера завода, 3 в Киеве и 1 в Запорожье. После известных событий в братской стране партнеры оповестили нас о том, что вынуждены отложить закупки по ряду уже согласованных спецификаций. Увеличился до 7 рабочих дней срок конвертации валюты для оплаты отгруженной из Челябинска продукции. Возникают сложности, связанные с падением курса гривны. Потребители не могут прогнозировать, смогут ли в полном объеме оплатить заказанную технику и запчасти на суммы, которые были предусмотрены в бюджете», – описал ситуацию для «Правды УРФО» начальник отдела экспорта в страны СНГ завода Вадим Ощепков.

В части импорта «ЧТЗ-УРАЛТРАК» пока сохраняет стабильные отношения с кировоградским заводом «Гидросила», у которого закупает гидронасосы. По словам начальника отдела внешней кооперации Алексея Зенкова, украинское предприятие направило письменные заверения о наличие на складах двухмесячного запаса продукции.

Тем не менее, осознавая серьезность обстановки на Украине, на «ЧТЗ-УРАЛТРАК» начали прорабатывать вопрос об альтернативных поставках из России.

«Возможно, это будет подороже. Но, по большому счету, из-за разрыва связей с ЧТЗ пострадают в первую очередь украинские партнеры. Чего, конечно же, не хотелось бы ни им, ни нам», – рассуждает Алексей Зенков.

Сложности в реализации продукции на Украине отмечают и на автомобильном заводе «Урал». Пик поставок в соседнее государство с челябинского предприятия приходился на 2007 год. Тогда было реализовано порядка 50 автомобилей. К 2014 году поставки сократились до 23 автомобилей «Урал» (всего в 2013 году продано по СНГ 570 авто).

«Потенциальные покупатели – ГОКи, «Укрнефть», лесные хозяйства. Все они в той или иной степени зависят от государства. Частные компании почти не приобретают нашу технику. Ежегодно поставки по разным причинам урезаются. В этом году пока не поставлено ни одной машины, хотя планировалось продать не меньше 30 в год. С нового года наши представители ждут стабилизации политической ситуации. На Украине у нас 4 дилера. Киевский дилер с начала года молчал, 2 недели назад вышел на связь, потом снова пропал. Дилер по Львове все наметки предлагает отложить на потом. Сейчас для дилеров даже акты сверки почему-то проблема сдать», – привел подробности для «Правды УРФО» специалист управления экспортных поставок завода «Урал».

Объем поставок в соседнее государство в целом на предприятии критичным не считают. В части закупа комплектующих «Урал» переориентировался с Украины на белорусские компании. В отличие от челябинского предприятия, для «Уральского завода гражданской авиации» прерывание связей с украинскими партнерами грозит срывом крупного проекта. Совместно с компанией «Мотор Сич», поставлявшей из ближнего зарубежья авиадвигатели АИ-450С, УЗГА наладил сборку австрийских учебно-тренировочных самолетов компании Diamond Aircraft. Заявление о начале поставок со стороны «Мотор Сич» было сделано в начале декабря 2013 года. По данным источников «Правды УРФО», политический кризис на Украине внес серьезный разлад во взаимоотношения партнеров, украинская компания может отказаться от сотрудничества. В течение дня на УЗГА ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию для «Правды УРФО» не смогли.

Несколько лучше обстоят дела в «Пневмостроймашине», объем поставок которой на Украину не превышает 2%. Не предприятии не исключают, что события в братском государстве могут с течением времени повлиять на рост поставок.

«У нас неоднозначная ситуация. Украинские «Гидросила» и «Стройгидравлика» – это наши конкуренты. Как они себя поведут, пока не ясно. Возможно, что нашей продукцией заинтересуется «Туймазинский завод бетоносмесителей». У них все поставки с Украины идут через торговый дом из Москвы. Все зависит от того, какой объем необходимой им продукции есть сейчас в столице. Гораздо больше мы страдаем не от отсутствия заказов с Украины, а от резкого роста курсов доллара и евро. Комплектующие мы покупаем в Европе. Пока не несем промышленных убытков, но ждем, что по итогам года наша экономика будет хуже, чем в 2013 году, значительно упадет маржа. Сейчас промышленникам очень нужна политическая стабильность», – рассказал «Правде УРФО» гендиректор «Пневмостроймашины» Владимир Анисимов.

Политическая нестабильность на Украине обострила отношения между предприятиями и в других секторах экономики. «ЛУКОЙЛ» прекратил поставки на «Одесский нефтеперерабатывающий завод» группы «ВЕТЭК». Последний танкер с нефтью для НПЗ ушел 29 декабря. В атомной промышленности отношения с украинскими клиентами также подвергаются пересмотру. По данным источников «Правды УРФО», топливная компания «ТВЭЛ» (контролируется «Росатомом») остановила поставки топлива на атомные электростанции Украины (атомные станции Украины генерируют до 50% общей выдачи). В «ТВЭЛе» в течение дня подтвердить или опровергнуть эту информацию не смогли – телефоны департамента по связям с общественностью не отвечали.

«Никаких официальных решений об этом (отказе от поставок топлива на электростанции Украины. – Прим. ред.) не принималось», – заявил «Правде УРФО» заместитель директора департамента коммуникаций «Росатома» Андрей Иванов.

На «Уральском электрохимическом комбинате» – основном производителе топлива для электростанций – сообщают, что какие-либо изменения в объемах производства и графике поставок не производились. Стоит отметить, что на базе УЭХК также рассматривалась возможность создания объединенных предприятий по обогащения урана со странами СНГ. Так, уже успешно работает российско-казахстанский «Центр по обогащению урана». В конце 2013 года обсуждалось создание аналогичного центра совместно с украинскими предприятиями.

«Говорили о том, что с Украиной возможна работа по модели ЦОУ. Самое создание ЦОУ с Украиной сейчас не обсуждается», – говорит директор «Центра по обогащению урана» Андрей Колесов.

Не исключено, что к возобновлению контактов с украинскими партнерам российские компании вернутся уже в ближайшие месяцы. Аналитики склонны к позитивным прогнозам, указывая, что ключевое значения будет иметь все же решение политических вопросов в Украине.

«Одна из главных проблем для российских промышленников заключается в том, что Европа может ввести ограничительные санкции в отношении России. Сталелитейщики экспортируют в Европу от 30% до 50% своей продукции, предприятия типа «Норникеля» – до 90%. Для них в случае введения санкций возможно серьезное ухудшение. Кроме того, необходимо учитывать, что компании-собственники ряда крупных предприятий зарегистрированы в Швейцарии и других европейских странах. Возможно, их счета будут арестованы. Из-за роста курсов валют в марте снизится объем долгосрочных покупок, а значит, упадут продажи авто и недвижимости. В свою очередь, недвижимость обеспечивает половину потребления основной продукции металлургов», – считает аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Айрат Халиков.

По мнению эксперта, с учетом взаимоотношений Украины и России в части оплаты за поставленное топливо можно предположить, что значительно ускорится строительство трубопровода до Европы и вырастет объем заказов на магистральные трубы. «При отсутствии кровопролития в Украине, думаю, взаимоотношения между странами и между предприятиями будут быстро урегулированы, – рассуждает Халиков. – Ключевой фактор сейчас – события в Крыму. Если произойдет примирение, мы станем свидетелями российско-украинской весны».

Первым признаком наметившегося «потепления» отношений эксперт называет заявления со стороны Украины о намерении погасить часть долгов «Газпрому» за поставленный российский газ.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

2 комментария к “Кризис в Украине ограничил возможности промышленников УрФО”

  1. Главное не нагнетать ситуацию вокруг отношений Украина-Россия или Россия-Украина. Отношения есть и будут и их никто не менял. В контексте происходящего. Украина, для изменения отношений НИЧЕГО неделала. А вот Россия — зашла в КРЫМ:) Зачем? Все было хорошо и спокойно и работали все в тесном сотрудничестве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни