Кризис на Украине «проедет» по локализации производства уральских железнодорожников

«Синара» втайне считает убытки в 12 миллиардов рублей, УВЗ готовится вытеснить западные трамваи с российского рынка

Политический кризис на Украине заставит уральских конструкторов железнодорожной техники готовиться к возможному введению эмбарго на поставки комплектующих из Европы. Одновременно крупные промышленники отмечают дефицит средств на инвестпроекты, усиление давления рынка в связи с ростом курса валют и срывы крупных контрактов. Фактически встал проект поставки 50 электровозов «Уральских локомотивов» (СП «Синары» Дмитрия Пумпянского и «Сименс») стоимостью порядка 12 миллиардов рублей. Промышленники вспоминают 1998 год и готовятся усилить локализацию производства. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев пока готов помочь им воспитанием инженерных кадров и презентациями на «ИННОПРОМе».

Сегодня на встрече с советом главных конструкторов Свердловской области глава региона предварил доклады участников обещанием создать отдельную подпрограмму подготовки инженерных кадров в рамках программы развития промышленности и науки. В проект, скорее всего, будет вовлечен технопарк «Университетский», на базе которого планируется подготовка кадров по ряду инженерных специальностей. В настоящее время уральские машиностроители, внедряющие европейские технологии, вынуждены зачастую обучать персонал за рубежом, как это делают на производствах «Синары» и «Уралтрансмаша».

«Дальнейшая реализация проектов по выпуску электропоездов в условиях ослабления национальной валюты и возможного введения эмбарго на поставку компонентов из стран Европы требует активного углубления внутриобластной кооперации и активного взаимодействия», – дал указание к действию Евгений Куйвашев.

Острую зависимость от иностранных поставок признал и гендиректор «Уральских локомотивов» Александр Салтаев. По его словам, большая часть компонентов в новых поездах уральского производителя сейчас приходится на поставки из-за рубежа. Производство скоростных поездов «Ласточка» «Уральскими локомотивами» совместно с концерном «Сименс» приблизилось к 50%. До 2017 года его планируется довести до 80%. В рамках контракта с РЖД до 2020 года планируется поставить 240 поездов «Ласточка».

Гендиректор «Уральских локомотивов» Александр Салтаев и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

Машиностроители строят планы по выпуску новой модели электровоза переменного тока с асинхронным приводом под рабочим названием 11201. Запустить в эксплуатацию его планируется в июне.

«Мы в части электровозостроения находимся на стадии проектирования электровозов односекционных четырехостных с асинхронным приводом как для сети переменного тока, так и для сети постоянного тока. С РЖД заключено предварительное соглашение о поставках», – рассказал начальник департамента конструкторских разработок и исследований «Уральских локомотивов» Виталий Брексон.

Вкладываться в инвестпроекты «Уральским локомотивам» удается, в том числе, благодаря продаже уже освоенных в производстве электровозов «Синара» и «Гранит». В 2013 году было произведено 152 электровоза. В 2014 году продажи электровозов «Гранит» планировалось увеличить, в том числе за счет поставок на Украину. По договору с компанией «Премьер Лизинг», которая, в свою очередь, подписала соглашение с «Укрзализныцей», планировалось поставить 50 электровозов в течение 5 лет. В рамках этой сделки «Уральские локомотивы» претендовали на получение порядка 335 миллионов долларов (по курсу доллара на сегодня, более 12 миллиардов рублей). Первые электровозы должны были уйти на «Украинские железные дороги» в конце 2013 года. Контракт с «Премьер Лизингом» в промышленной группе расторгнутым не считают. Хотя надежды на украинские деньги с каждым днем в «Уральских локомотивах» становятся все призрачнее. Украинские железные дороги за январь-февраль зафиксировали рост убытков на 8,5% до 1,34 миллиарда гривен (порядка 1,345 миллиона долларов). Убытки перевозчик компенсирует за счет прибыли от грузоперевозок, которую предполагалось использовать для обновления подвижного состава.

К тому же компания ввязалась в судебные процессы по оспариванию права собственности на железные дороги на территории теперь уже российского Крыма, что явно не способствует развитию отношений с уральскими производителями локомотивов. Наконец, полностью перечеркнуло перспективы поставок уральских локомотивов в «вильную и незалежную» заявление главы Мининфраструктуры Украины Максима Бурбака о переходе на закупки подвижного состава на отечественных предприятиях, что не сулит роста доходов стремительно падающему в рейтинге Forbes Дмитрию Пумпянскому.

В «Синаре» добавляют, что с ростом курсов валют ощутили соответственное усиление давления рынка. «Комплектующие мы покупаем в валюте, а продаем поезда в рублях. Интерес покупателей обозначен в заключенных контрактах», – указывает на перспективу снижения прибыли начальник департамента конструкторских разработок и исследований «Уральских локомотивов» Виталий Брексон.

Впрочем, сохранение конкурентоспособности продукции с ростом курсов валют актуально для большинства производителей подвижного состава. Промышленный гигант «Уралтрансмаш» в сотрудничестве с польской компанией PESA начал поставки низкопольных трамваев в Москву. В рамках контракта за 2014-2015 годы свердловский производитель продаст в столицу 120 моделей. Компания не зацикливается на совместных проектах с западными партнерами, стремясь к полной локализации. С 2013 года на УТМ запущены программы по развитию производственных мощностей и по созданию на базе предприятия вертикально интегрированной структуры в составе корпорации «Уралвагонзавод» по производству широкого ряда трамваев с гарантийным и постгарантийным обслуживанием в течение их жизненного цикла. Схожую модель работы практикует «Сименс» при продаже поездов «Сапсан». По оценке гендиректора «Уралтрансмаша» Алексея Носова, в результате перевооружения производства и расширения мощностей выпуск трамваев может быть увеличен до 200-250 в год.

Генеральный директор «Уралтрансмаша» Алексей Носов

«Сейчас «Уралтрансмаш» способен выпускать 120 трамваев в год. В 2013 году сделали 51, а продали 71», – отметил растущий спрос Алексей Носов.

Компания уже продала 10 моделей только закончившего испытания нового низкопольного трамвая серии 71409. В перспективе выпуск еще более современной модели 71410.

«Покой и сон потерян мною лично, я как инженер такого еще не делал. Высочайшие задачи, которые поставили в этом изделии, дай бог, выполним. Конструктора, которые остались на заводе, способны рассчитать математическую модель компонентов трамвая. Мы способны его собрать. Мы этим трамваем повышаем свою культуру на порядок: производства, технологий, подходов. Привод в нем полностью наш. Он будет стоять на наших тележках. Мы дорабатываем сами редукторы, чтобы они ходили в 2 раза дольше, как европейские образцы», – поделился Алексей Носов.

«Я видел уже вашу разработку, знаю, что вы хотите выставить ее во время «ИННОПРОМа». Мы ждем этот трамвай, Свердловская область, Екатеринбург. Вы понимаете, что под чемпионат мира (по футболу в 2018 году. – Прим. ред.) нам нужно будет обновить большинство трамвайного парка. Сбыт вашей продукции в Свердловской области мы обеспечим», – поддержал промышленника Евгений Куйвашев.

«Уралтрансмаш» в сотрудничестве с предприятиями УВЗ, НПО «Автоматики» намерен в перспективе увеличить свою долю на российском рынке с 25% до 70%. Однако, как признает руководитель компании, с расширением планов растет и конкуренция. С целью усиления локализации производства и вытеснения иностранных компаний с российского рынка усиливает свою работу некоммерческое партнерство конструкторов, объединяющее 160 предприятий железнодорожной отрасли. Совместными усилиями его участниками разработан, например, уникальный газотурбовоз. При вождении поездов массой 6-8 тысяч тонн он обеспечивает экономию дизтоплива в 56%.

«Локализация – не тупое копирование. Совет главных конструкторов, если подходит к локализации, должен заниматься разработкой своих технических решений. И когда нам в преддверии, не хотелось бы говорить это слово, эмбарго говорят о возможности каких-то ограничений, то эти товарищи (иностранные производители) просто забыли 1998 год. В 1998 году мы смоделировали эту ситуацию в связи с тем, что не могли купить ничего за границей, так как рубль упал в несколько раз. Это стимулировало развитие промышленности. Если бы не этот дефолт, не было бы промышленности. Эти товарищи не понимают, что если будет очередной дефолт, это станет импульсом для развития российской промышленности. Слово локализация вместо лозунга перейдет в конкретную плоскость. Поэтому, кто бы вас ни стращал, сохраняйте спокойствие. У многих есть заначки, научные разработки. Сегодня за границей берут только потому, что это кому-то выгодно», – подвел итог директор НПО «Автоматики» Леонид Шалимов.

Детально вопросы локализации производства железнодорожной техники конструктора и руководители предприятий обсудят на отдельном совещании с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

3 комментария к “Кризис на Украине «проедет» по локализации производства уральских железнодорожников”

  1. Это тоже самое, что российское автомобилестроение, где никто палки в колеса не вставляет, но ничего и сделать чего-то стоящего не могли ии не могут. Тоже и с трамваями будет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни