«Корпорация развития» ограничит участие ХМАО, ЯНАО и Тюмени в полярных проектах

Компания не возьмет денег на деятельность от бенефициаров

Пока глава ОАО «Корпорация развития» (КР) Сергей Маслов находится на совещании в штаб-квартире ОАО «РЖД», представители руководства КР – Павел Кадушин и Евгений Амелин – докладывали парламентариям главного акционера Корпорации – ХМАО-Югры – о стратегии развития и мероприятиях по оздоровлению компании. В 2013 году КР в своей стратегии обозначила значительный объем проектов, что вызвало критику со стороны некоторых депутатов. Однако многие из предложений компании уже сегодня готовы к реализации, а другие успешно осуществляются на территории УрФО. В ходе озвученного сегодня доклада руководство КР заявило о почти полной готовности к реализации геостратегического «Северного широтного хода», реанимации «Полярного кварца», а также достижении договоренности с ОАО «Газпром» по проекту рынка газомоторного топлива. Руководство заверяет, что реализует проекты без участия капитала основных акционеров. По завершении доклада – беспрецедентно – успехов компании и удачи менеджменту пожелали даже недавние критики. 

ОАО «Корпорация развития» (КР), возможно, избавится от перекрестной критики своих основных акционеров – регионов Западной Сибири (ХМАО, ЯНАО, Тюменская область). Сегодня, 18 ноября, в рамках «парламентского часа» на заседании думы ХМАО-Югры представители КР заявили о готовности к запуску стратегического как для Урала и Западной Сибири, так и для военного присутствия России в Арктическом регионе проекта «Северного широтного хода».

«За год в результате работы Корпорации проект строительства «Северного широтного хода» из бизнес-идеи перерос в полностью готовый к реализации проект. На все участки строительства разработана проектная и рабочая документация, получившая положительное заключение Главгосэкспертизы России и экологической экспертизы. Заключение о достаточности, комплектности проектной документации, соответствии проекта экологическим требованиям, его технологической реализуемости как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации выдано техническим консультантом проекта – Московским государственным университетом путей сообщения. Выбрана оптимальная схема примыкания «Северного широтного хода» к путям общего пользования «Северной железной дороги». Подписаны соглашения с грузоотправителями об объемах перевозок суммарным объемом 23 млн тонн и тарифных условиях, а также соглашение с ОАО «РЖД» о перенаправлении на «Северный широтный ход» до 11 млн тонн в год грузов, следующих по «Свердловской железной дороге» в направлении северо-западных портов», – сообщили представители КР.

Как подчеркнули делегаты компании, ведется строительство одного из объектов «Северного широтного хода» – совмещенного мостового перехода через реку Надым. «Разработана организационно-правовая модель, предусматривающая строительство железнодорожной линии Салехард – Надым и мостового перехода через реку Обь на принципах государственно-частного партнерства на базе закона Ямало-Ненецкого автономного округа. Именно такая модель реализации проекта обеспечивает инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и кредиторов. Совместно с правительством ЯНАО подготовлен проект соглашения о ГЧП, разработана конкурсная документация для выбора частного партнера, согласованы критерии отбора. Разработана финансовая модель проекта, которая подтвердила экономическую эффективность инвестиций в проект», – доложил представитель Корпорации. С его слов, заявка КР на привлечение на возвратной основе средств Фонда национального благосостояния получила положительные заключения Минтранса и Минэкономразвития России. В стадии завершения находится разработка комплексного обоснования проекта. Корпорация первая из всех участников проекта получила от Минстроя РФ разрешение на строительство «Северного широтного хода». Кроме того, уже заключены договоры аренды земельных участков. «Отведены земельные участки под строительство железнодорожной линии  Салехард – Надым. На сегодняшний день «Корпорацией развития» проект полностью подготовлен к началу реализации. Строительство железнодорожных линий может быть начато незамедлительно», – заверили руководители КР.

Говоря еще об одном железнодорожном проекте – Полуночное – Обская, – Корпорация в очередной раз подчеркнула, что она ни в коем случае не откладывает его реализацию. «Сейчас геополитическая безопасность – один из главных приоритетов нашего государства. В связи с этим большой упор делается на возрождение Северного морского пути (СМП). Сегодня через СМП транспортируется порядка 3-4 млн тонн грузов, а к 2020 году эта цифра возрастет до 60 млн тонн. Для того чтобы в полной мере загрузить этот канал, необходимо, чтобы к нему был обеспечен полноценный выход из Тюменской и Свердловской областей через территорию ХМАО. Именно таким проходным коридором должна будет стать железнодорожная ветка Полуночное – Обская, проектная документация на которую уже разработана», – подчеркнули в докладе руководители КР. Управленцы также отметили необходимость направления средств регионов на геологоразведку вдоль перспективной магистрали, что в дальнейшем позволит определить ресурсную и грузовую базы и приступить к реализации проекта.

Предвосхищая вопросы депутатов, представители Корпорации в своем отчете подробно остановились на проекте «Полярный кварц», мощности которого базируются непосредственно на территории ХМАО-Югры и ход реализации которого вызывает самый живой интерес у представителей югорской думы.  

«Еще недавно «Полярный кварц» был в состоянии полного упадка. Линии сухого обогащения требовали восстановления, проектная документация предприятия не соответствовала технологическим нормам, что ставило под угрозу здоровье и жизнь рабочих. Производственные линии были неправильно смонтированы, многие узлы и агрегаты отсутствовали. На сегодняшний день технологические линии приведены в полный порядок, заключен договор на корректировку проекта, ведутся проектные работы. Сегодня можно констатировать, что руководству «Корпорации развития» удалось реанимировать завод и самостоятельно развивать существующие мощности «Полярного кварца». В планах Корпорации загрузить производство на существующей на данный момент базе без привлечения средств из регионального бюджета», – обещают в КР. Отметим, в ходе доклада представители Корпорации подчеркнули, что, как и обещал гендиректор Сергей Маслов, КР не просила денег у акционеров, а реализация проектов ведется за счет собственных средств компании. Напомним, еще при бывшем руководителе КР Александре Белецком основным источником пополнения бюджетов было проведение допэмиссий, которые выкупали основные акционеры Корпорации. Однако акции, выпущенные в рамках последней допэмиссии на 4 млрд рублей, одним из акционеров – ЯНАО – выкуплены не были. Новые руководители КР пошли по другому пути и занялись привлечением собственных средств в КР.

Генеральный директор ОАО «Корпорация развития» Сергей Маслов

За прошедший год, отметим со ссылкой на доклад, уже была выпущена первая продукция с «Полярного кварца». «Специалистами была подготовлена документация для ввода в эксплуатацию промежуточной перевалочной базы с цехом первичного дробления в районе поселка Усть-Пуйва (1-й этап строительства). Введен в эксплуатацию 1-й пусковой комплекс завода в Нягани. В начале этого года была запущена линия химического обогащения в Кыштыме, и получен первый готовый тестовый продукт, который прошел проверку в лаборатории одного из крупнейших заводов военно-промышленного комплекса России, получив высокую оценку качества. Продукция «Полярного кварца» была одобрена к использованию в производстве завода», – сообщили собранию представители КР.

«Приведена в рабочее состояние лаборатория предприятия, которая долгое время находилась в разобранном и разрозненном состоянии. Направлен пакет документов на аккредитацию аналитической лаборатории ООО «Полярный кварц». На текущий момент лаборатория находится в рабочем состоянии, проведена государственная проверка ее средств измерений, получены свидетельства о проверке. В 2014 году был заключен первый коммерческий договор на услуги лаборатории с южноуральским заводом «Кристалл». Специалистами ООО «Полярный кварц» разработан агрегат, позволяющий получать кварцевые концентраты с суммой примесей менее 0,1 ppm (1 грамм примесей на тонну продукта). Прошли испытания прототипа этого устройства в лабораторных условиях. Руководством предприятия направлена заявка на патент. Ведется работа по уменьшению энергозатрат, введению автоматизации, инноваций (собственной разработки), улучшению технической оснащенности производства, повышению производительности труда и эффективности использования имеющихся площадей», – рапортовали представители Корпорации.

Кроме того, заключен договор и ведется проектирование завода по производству строительных материалов (плитки из кварцевого агломерата) с использованием в качестве сырья продуктов переработки кварца (в том числе и отходов производства). В настоящее время определен земельный участок под строительство предприятия, проектная документация проходит необходимую экспертизу. Компанией уже заключены первые контракты с несколькими потребителями кварца, которые высоко оценили качество выпускаемой заводом продукции, ведутся переговоры с другими потенциальными покупателями. «Проект «Полярный кварц» внесен в перечень приоритетных проектов Ханты-Мансийского автономного округа и взят под личный контроль губернатора ХМАО-Югры Натальи Комаровой», – напомнил в ходе выступления представитель КР.

Кроме того, компания продолжает работу по возведению сопутствующей инфраструктуры нефтепроводной системы Заполярье – Пурпе – Самотлор. «На сегодняшний день «Корпорация развития» приступила к строительству в районе Коротчаево Нового Уренгоя жилого комплекса, состоящего из двух трехэтажных домов, детского сада на 240 мест и спортивно-оздоровительного комплекса. Для обеспечения теплоснабжения данных объектов на территории комплекса компанией также будет установлена современная газовая котельная мощностью 24,8 МВт. Кроме того, в микрорайоне Энтузиастов города Новый Уренгой планируется возвести девятиэтажный жилой дом. Строительство первых объектов жилого фонда – двух-, трехэтажных домов – в районе Коротчаево планируется закончить уже в следующем году; завершить весь комплекс работ, включая благоустройство прилегающей территории, планируется в третьем квартале 2015 года», – поделились планами Корпорации менеджеры.

КР продолжает свое участие в модернизации источников тепла на территории Южного Урала. Так, с ее участием в Челябинской области уже появилось 12 современных блочно-модульных котельных суммарной мощностью 14 МВт. «В прошлом месяце в поселке Южный Нагайбакского района была введена в эксплуатацию еще одна новая блочно-модульная газовая котельная мощностью 5 МВт – самая мощная из всех ранее построенных источников тепла и самая большая по количеству потребителей. Новая котельная будет обслуживать до 70% всего жилого фонда поселка. Комплекс тепловых установок уже с начала октября 2014 года снабжает теплом 700 квартир жителей поселка Южный, 7 социальных объектов, в том числе школу, детский сад, поликлинику, библиотеку, дом культуры и 13 прочих категорий потребителей. При этом планируется, что тарифы на теплоснабжение для потребителей останутся на уровне прежних, а после завершения срока окупаемости будут на порядок снижены», – рассчитывают в КР.

Говоря о проектах в области энергетики, Корпорация доложила об успешном разрешении вопроса финансирования и дальнейшего строительства ТЭС «Полярная» в Салехарде. «В силу определенных и не зависящих от Корпорации причин в конце 2013 года финансирование проекта ЧЭБом и соответственно строительство ТЭС были приостановлены. В настоящее время «Корпорация развития» полностью разобралась в сложившейся ситуации. Проведены успешные переговоры с ЧЭБом, по итогам которых удалось достичь договоренности о возобновлении финансирования. Общий размер лимита по кредиту – 388 млн евро, до прекращения финансирования профинансировано порядка 188 млн евро. В соответствии с условиями договора ОАО «Корпорация развития» погасит кредит в 2025 году».

Корпорация планирует, подчеркнули они, что финансирование проекта, а также строительство ТЭС «Полярная» будут возобновлены уже в этом году. Ввод первой очереди предполагаетсмя в 2015 году, второй – в 2016-м. 100% контроль реализации строительства ТЭС «Полярная» будет осуществлять теперь непосредственно КР.

В ряде планируемых к реализации проектов Корпорация представила возведение в УрФО судостроительного производственного комплекса. «Для многих отдаленных поселков ХМАО внутренние водные пути являются безальтернативным способом сообщения. Можно отметить, что основными проблемами пассажирских и грузовых перевозок на всех российских реках являются высокий уровень износа основных фондов, отсутствие строительства необходимого количества современных скоростных пассажирских судов, а также судов для перевозки различных грузов. С начала 90-х годов практически не строится пассажирский флот – ни для внутригородских и пригородных линий, ни для круизных. В 1990 году флот состоял из 14 100 грузовых и 1700 пассажирских судов. К 2010 году он сократился до 3189 грузовых и 619 пассажирских. Большинству судов требуется капитальный ремонт. В настоящее время ОАО «Корпорация развития» подготовлена вся предпроектная документация по строительству судостроительного предприятия на территории ХМАО. Разработаны проект и его бизнес-модель, произведены необходимые расчеты», – рассказали о проекте представители КР.

Этот проект Корпорации предполагает создание современного судостроительного комплекса в городе Сургуте по производству среднетоннажного флота для эксплуатации на внутренних водных путях и выхода в прибрежную морскую зону Обь-Иртышского бассейна из расчета обеспечения мощности строительства до 16 самоходных речных судов в год. «Комплекс будет специализироваться на строительстве пассажирских судов, речных судов для перевозки контейнеров, генеральных, насыпных и жидких грузов, речных судов для перевозки сжиженного газа, технического флота для поддержания акватории бассейна в безопасном для эксплуатации состоянии, плавучих технических средств для ведения геологоразведочных работ в целях освоения природных ресурсов в ранее недоступных местах. В настоящее время Корпорацией уже проработана технологическая и организационная концепция строительства верфи. В стадии проработки находится проектная документация будущего предприятия», – уточнили руководители.

Особое внимание представители Корпорации уделили проекту, ранее анонсированному ее руководством, – развитию рынка газомоторного топлива и СПГ, который представляет собой развитие потребления газа как газомоторного топлива для муниципального автотранспорта, а также перевод на газ котельных, находящихся в удаленных населенных пунктах. «В рамках подготовки проекта специалисты Корпорации провели рабочие встречи с потенциальными клиентами, поставщиками газа и органами местных властей, – прозвучало в докладе. – Проект был поддержан на совещаниях на всех уровнях и – что немаловажно – вызвал большой интерес и поддержку со стороны всех автотранспортных предприятий, которым он был представлен. В рамках реализации проекта планируется создание инфраструктуры реализации газа. Основным отличием проекта от реализуемых ранее является идея использования сжиженного природного газа при доставке его до конечных потребителей. Это позволяет существенно снизить капиталоемкость проекта, избежать привязки к газопроводам и, как следствие, иметь гибкость в размещении объектов инфраструктуры», – перечислили плюсы реализации проекта топ-менеджеры.

При реализации газа как моторного топлива планируется размещение двухтопливных СПГ/КПГ-заправок на базе емкостей СПГ с системой регазификации. «Это позволит разместить заправочные комплексы в наиболее удобных для потребителей местах и обеспечить их загрузку. Также подобная система имеет стоимость в 2 раза ниже, чем при строительстве обычных АГНКС. Эксперты отрасли отметили, что это решение КР является одним из ключевых факторов успешной реализации проекта с точки зрения его экономической эффективности. Корпорацией уже найдены проектные решения, и ведется работа с российскими и зарубежными поставщиками оборудования», – сообщается в официальном выступлении управленцев КР.

Главным партнером Корпорации в реализации проекта, скорее всего, будет ОАО «Газпром» в лице своего дочернего общества «Газпром. Газомоторное топливо», с которым уже ведутся переговоры о поставках СПГ. Также КР планирует привлечение в проект стратегического партнера – китайского оператора газовой инфраструктуры – компании ENN-Синьао, что, скорее всего, позволит привлечь зарубежное финансирование для реализации проекта и даст Корпорации доступ к ноу-хау, которые имеются у крупнейших  представителей этой отрасли в мире.

«Реализация проекта позволит Корпорации получать прибыль в размере до 12 млн руб. в год с 1 заправочного комплекса при инвестициях в 50 млн руб., что позволит окупить проект в течение 5 лет», – завершили выступление представители КР.

КР, напомним, получила импульс к развитию только с приходом к руководству Сергея Маслова в мае 2013 года. Ранее Корпорацию сотрясали постоянные финансовые скандалы, которые эксперты сопоставляли с деятельностью экс-гендиректора компании Александра Белецкого.  Напомним, что Белецкий был уволен из КР сразу после череды слушаний в парламентах основных акционеров – ХМАО, ЯНАО и Тюменской области. Именно после публичных вопросов губернаторы регионов и приняли решение обратиться к негласному куратору Корпорации – полпредству президента РФ в УрФО с просьбой вмешаться в критическую ситуацию. Напомним, участие экс-менеджера КР Александра Белецкого депутаты усмотрели в таких крупных скандалах, как строительство ТЭС «Полярная», а также возведение других важнейших проектов в рамках «Северного широтного хода». Силовики по поручению президента Владимира Путина проверяли деятельность топ-менеджера на посту гендиректора «Корпорации развития». Сам Александр Белецкий, проработав в должности замгендиректора ОАО «МРСК Урала» несколько месяцев, был уволен из структуры ОАО «Российские сети». Правда, по официальному заявлению, с формулировкой «по собственному желанию».

По итогам прозвучавшего сегодня доклада у депутатов также осталась череда пожеланий, связанных с работой «Полярного кварца» и источниками финансирования ряда новых проектов. Правда, на этот раз депутаты согласились, что Корпорация начала выбираться «из череды коррупционных скандалов и наконец-то будет создавать рабочие места в регионах присутствия», а успехов менеджменту пожелали даже недавние непримиримые критики.  

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни