Арбитражный суд ХМАО-Югры обязал авиакомпанию «ЮТэйр» расплатиться по очередному договору лизинга воздушного судна. В частности, перевозчик должен выплатить ЗАО ИФК «Авиализинг» 3,7 млн рублей за просрочку платежей по аренде самолета ТУ-154М. Согласно материалам дела, ОАО «ЮТэйр» регулярно пропускало договорные сроки арендной платы за весь период использования судна с 2011 года.
При этом, как пояснили «Правде УРФО» в лизинговой компании, подобные методы работы были распространены авиакомпанией практически на все договоры с контрагентом. Замдиректора ЗАО «Авиализинг» Виктор Новиков указывает на то, что компания фактически отказалась платить по договорам аренды сразу за 9 машин.
«По всей видимости, в 2011 году «ЮТэйр» принял решение принципиально не платить нам за эксплуатируемые самолеты, аргументировав это тем, что на машинах якобы был проведен капремонт, не входивший в условия договора лизинга. При этом подлинность документов о проведении ремонтов ставится нами под большое сомнение. Всего в лизинге у компании находилось 9 наших самолетов, затем это количество пришлось снизить, а все отношения с «ЮТэйр» перевести в арбитраж. В суде нам удалось быстро взыскать практически всю задолженность», – рассказал Виктор Новиков.
Топ-менеджер компании также уточнил, что, по данным на 14 апреля 2014 года, ЗАО «Авиализинг» подало 91 иск к «ЮТэйру», в том числе один о признании несостоятельности перевозчика.
«За 3 года нам удалось взыскать 107 млн рублей просроченной задолженности по аренде бортов. На текущий момент в производстве на разной стадии находятся иски общей суммой порядка 14 млн рублей. Однако ситуация осложняется тем, что «ЮТэйр» активно использует практику затягивания рассмотрения дел. Например, перевозчик регулярно подает жалобы с нарушениями», – добавил замдиректора «Авиализинга».
Отметим, что суд действительно не принял апелляционную жалобу «ЮТэйра» по делу ТУ-154М из-за отсутствия документов, подтверждающих уплату госпошлины. В то же время, по всей видимости, в качестве ответных санкций против поставщика техники авиакомпания внесла «Авиализинг» в «список недобросовестных поставщиков», размещенный на корпоративном сайте. Однако ранее эти компании поддерживали «дружественно-деловые связи». В 2010 году «Авиализинг» поставил дочерним предприятиям «ЮТэйра» 6 вертолетов Ка-32А11ВС, оснащенных авионикой, с сертификатами Европейской авиационной администрации. С другими партнерами отношения у авиакомпании также испортились. «Правда УРФО», напомним, сообщала об аналогичном судебном разбирательстве между «ЮТэйр» и ООО «АПК Вектор». В частности, авиакомпания не смогла выплатить контрагенту 40 млн рублей за аренду вертолетного двигателя для Ми-8.
Самолет ТУ-154М
Представитель пресс-службы авиакомпании в телефонном разговоре сообщил, что на данный момент в судах рассматривается колоссальное количество исков с по отношению к «ЮТэйру», а информация по конкретному спору с ЗАО «Авиализинг» требует уточнения у юристов. К слову, на официальный запрос к моменту публикации материала специалисты авиакомпании ответить не смогли.
Вместе с тем после появления иска о банкротстве «ЮТэйра» перевозчику пришлось опубликовать на сайте заявление гендиректора компании Андрея Мартиросова – персоны, как указывают участники рынка, весьма непубличной.
«Нас удивляет такое внимание СМИ к этому незначительному хозяйственному спору, который, как и полагается, мы пытаемся решить в суде. К сожалению, наш бывший партнер «Авиализинг», не сумевший сохранить собственный бизнес, использует тактику мелкого рейдерства, подтасовки фактов и плохого PR-а вместо нахождения приемлемого компромисса и окончания судебного процесса. На стабильную работу авиакомпании данное событие никакого воздействия не окажет», – заявил Андрей Мартиросов.
Однако отраслевые эксперты склонны считать, что политика «ЮТэйра» во взаимоотношениях с контрагентами обусловлена плохим финансовым положением. По словам источника «Правды УРФО», близкого к топ-менеджменту авиаперевозчиков, во многом проблемы вызваны «раздутыми обязательствами» и «стилем управления».
«Если сравнить «ЮТэйр», скажем, с «Сибирью», мы увидим, что результаты по объемам перевозок, пассажиропотоку у них сопоставимы. Однако первый обладает парком в 142 самолета, а второй – в 60. Таким образом, «Сибирь» делает то же самое меньшими силами. К прочему, если продолжить сравнение, S7 ужалась и заложила значительную финансовую подушку в порядка 4 млрд рублей в виде резервного фонда. Структура Мартиросова вместо этого проводит регулярную докапитализацию, судя по всему, для покрытия больших убытков», – приводит сравнение собеседник издания.
Генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов
Впрочем, участники рынка связывают «упущения» руководства компании с недавними сообщениями о грядущем поглощении самолетного бизнеса «ЮТэйра» «Аэрофлотом», о чем сообщало государственное ИА «Прайм».
«Менеджмент авиакомпании в лице Андрея Мартиросова и членов Виктора Павличенко и Василия Лебединского избавился от большей части своих ценных бумаг «ЮТэйра». Это во многом объясняет отсутствие мотивации и заинтересованности в эффективной работе. К тому же, «ЮТэйр» разделил вертолетный и самолетный бизнес, как говорят на рынке, для продажи его части «Аэрофлоту». Конфликты, в которых участвует авиакомпания, цены ей явно не прибавят», – полагает эксперт.
Вместе с тем среди участников рынка распространено мнение, что оценщик, привлеченный «Аэрофлотом», призванный провести тщательный анализ авиакомпании, в конечном счете предоставит «Аэрофлоту» факты, говорящие, что покупать «ЮТэйр» нецелесообразно.
Напомним, кредиторская задолженность компании оценивается почти в 3 млрд долларов. По отчетности на конец марта, ее краткосрочный долг составил 47,6 млрд рублей, долгосрочный – 20,3 млрд рублей. Наблюдательный совет предприятия даже рекомендовал акционерам отказаться от распределения чистой прибыли и выплаты дивидендов по итогам 2013 года.
Между тем, вероятно, финансовые показатели «ЮТэйра» ощутимо сказываются и на качестве обслуживания пассажиров. Так, только за 2014 год компанию трижды оштрафовали за задержку рейсов по нескольким направлениям, в большей части связанную с техническими неисправностями воздушных судов. Клиенты компании регулярно оставляют сообщения об уровне обслуживания на профильных форумах. Самые распространенные из них касаются пунктуальности, клиентоориентированности, качества питания и безопасности.
Трагедия в Тюмени, разбитый борт ATR72-201
Напомним, что межгосударственный авиационный комитет назвал причиной авиакатастрофы самолета ATR72-201 авиакомпании «ЮТэйр» как раз нарушения в системе управления безопасностью авиаперевозчика и в программах подготовки членов экипажей. Трагедия под аэропортом Рощино унесла жизни 33 человек.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.
2 комментария к “Конфликты с «тушками» «ЮТэйра» привлекли внимание «Аэрофлота»”
по питанию скажу — самое безобразное питпние именно в ютэйре
Не летайте самолетами Аэрофлота после покупки ЮТЭЙР, как доктор говорю