Команда Тунгусова теряет самостоятельность и финансы

Поправки в законодательство усилили рычаги давления области на власти муниципалитета

Совет Федерации сегодня, 21 мая, принял поправки к закону «О местном самоуправлении», дающие областным властям право определять принцип выборов представительной власти в крупных городах. Накануне Госдума в третьем чтении приняла законопроект. Екатеринбургские чиновники с самого начала были категорически против нововведений, очевидно, боясь потерять власть и контроль над денежными потоками в столице Урала. Гордума даже отправляла в Госдуму петицию, где в красках расписывала, к какому коллапсу приведут нововведения. Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман вообще усмотрел в законопроекте нарушение Конституции и Европейской хартии местного самоуправления. Отметим, что к требованиям команды Тунгусова Госдума так и не прислушалась. Политологи уверены, что недовольство людей из горадминистрации легко объясняется страхом потерять почти безграничную власть в Екатеринбурге и взамен оказаться зажатыми между требованиями области и вынужденным отчетом о работе перед горожанами. 

Верхняя палата российского парламента одобрила законопроект о поправках в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», 20 мая принятый в третьем чтении Госдумой. Принципиальная разница между старым и новым нормативным актом заключается в том, что поправки позволяют областным властям определить принцип формирования городского парламента и назначения сити-менеджера. Как писала ранее «Правда УРФО», в городах-миллионниках планируется увеличить число депутатов, спустив представительную власть на районный уровень. Подход к заполнению гордумы тоже может измениться: власти субъекта федерации сами будут определять, проводить ли для этого прямые выборы, или обойтись выборами из состава районных дум.

В апреле этого года администрация Екатеринбурга под предводительством главы города Евгения Ройзмана и его заместителя Владимира Тунгусова пыталась сорвать федеральную инициативу и игнорировать реформу МСУ. Тогда, напомним, власти столицы Урала написали в Госдуму петицию, в которой настаивали на том, чтоб оставить у города возможность самостоятельно определять схему муниципальной вертикали власти. Реформа, предусматривающая сделать более прозрачными и независимыми экономические процессы в муниципалитетах, в представлениях главы Екатеринбурга стала антиконституционной. Тогда Евгений Ройзман, напомним, заявил, что поправки нарушают Конституцию России и Европейскую хартию местного самоуправления.

Напомним, что под действие поправок попадут 3 города Свердловской области: Нижний Тагил, Каменск-Уральский и Екатеринбург. Только в последнем планируется создать 8 подконтрольных области бюджетов. Тот факт, что власть и средства уйдут из-под носа городских чиновников, возмутил горадминистрацию.

Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман

Полпред президента в УрФО Игорь Холманских сегодня, 21 мая, во время пресс-конференции выделил положительные стороны перехода на новую систему. «Законы не бывают плохими или хорошими. Это правильный закон, он сделает власть более прозрачной и менее коррумпированной, приблизит ее к людям, в случае его грамотной реализации. Дело не только в появлении районных депутатов, большое значение имеет перераспределение полномочий между муниципальной и региональной властью», – считает полпред.

Политологи, опрошенные изданием, указывают на своевременность принятия такого закона. «Мы видим множество примеров, когда горстка чиновников администраций муниципальных образований бесконтрольно распределяет ресурсы, зачастую в угоду собственным интересам. С принятием закона у региональных властей появится возможность влиять на справедливость и обоснованность действий чиновников в муниципалитетах», – уверен генеральный директор юридической компании «Ярутин и партнеры» Сергей Ярутин. По его словам, принцип согласования с областью персоны на пост сити-менеджера позволит получить во главе муниципалитета чиновника, действительно заинтересованного в работе во благо жителей города. «В таком случае существование негативных феноменов «якобщины» и «тунгусовщины» сойдет на нет».

Политолог, кандидат экономических наук Александр Предеин указывает на то, что реформа позволит создать в крупных городах местное самоуправление фактически с нуля. «К сожалению, этот, самый близкий к людям уровень власти, так и не был реализован в мегаполисах. Сегодня полуторамиллионный Екатеринбург и крохотный Волчанск – равноправные муниципальные образования с одинаковым кругом полномочий, что, разумеется, выглядит нонсенсом. Если в условном Волчанске граждане знают каждого депутата, могут запросто прийти на прием к мэру, то в Екатеринбурге депутатские округа настолько велики, что связь депутатов с жителями практически отсутствует. Люди не знают, кто представляет в думе их район, к кому обращаться за помощью, а попасть на прием к сити-менеджеру немногим проще, чем слетать на Луну», – рассуждает эксперт. Он убежден, что все муниципальные проблемы, вроде грязи на дорогах и неблагоустроенных дворов берут свое начало как раз в отдаленности депутатского корпуса от простых горожан.

«Страшилки», придумываемые противниками реформы о «потере управляемости», выглядят откровенно надуманными. Предлагаемая двухуровневая система организации крупных муниципалитетов вовсе не означает «разделения городов на куски». Города остаются едиными административными единицами, в каждом городе сохранится единая администрация и дума, единый мэр. Но, вместе с тем, часть полномочий, таких, как уборка улиц и благоустройство дворов, будут переданы внутригородским районам, а глав районов станут выбирать на прямых и конкурентных выборах. Кроме того, появятся районные думы, аналог бывших райсоветов. Что плохого в том, что люди будут выбирать депутатов и главу своего района?» – уверен он. Предеин считает, что у местных чиновников в новых условиях появится стимул к работе. «Они будут стремиться работать для людей, чтобы получить на выборах необходимый лимит доверия. Не выгодна эта схема, пожалуй, лишь самим чиновникам, многие из которых обленились за десятилетия отсутствия народного контроля за их деятельностью», – подытожил аналитик.

Советник губернатора Куйвашева Вадим Дубичев называет поправки «возвращением к истокам самоуправления». «В 80-е годы, когда Свердловск очень бурно развивался, местная власть была организована так: существовал городской совет народных депутатов – это был орган городской власти, существовали районы и, соответственно, районные советы народных депутатов. Существовали бюджеты района, кроме областного бюджета, и ими управляли районные народные депутаты. В 1993 году, когда была ликвидирована система народных депутатов, Екатеринбург, тогда еще Свердловск, потерял первый элемент народовластия, первый элемент местного самоуправления – потерял эти самые районные думы, осталась только городская дума – городской Совет народных депутатов. Но осталось деление на районы, и остались районные бюджеты, этими бюджетами управляли не депутаты, как это было в советское время, а главы районов», – вспоминает он. Позже, в 2001 году, указывает Дубичев, произошел очередной этап этой «контрреволюции».

«Тогда были ликвидированы районные бюджеты и был создан единый городской бюджет, который управлялся единой городской командой, а районы перешли на так называемые сметы. То есть главы районов уже не могли управлять деньгами, решая вопросы, которые стоят перед ними, в пределах районных бюджетов, они жили уже по такой четкой смете, где ничем не поуправляешь», – рассказал политолог, отметив, что это решение было прямо противоположным самой идее самоуправления. По его словам, возвращение к истокам местного самоуправления обернется только плюсами для муниципалитетов.

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

Получив в свои руки право решать, как в крупнейших городах области будет формироваться представительная власть, Куйвашев, таким образом, по мнению политологов, лишит определенных рычагов команду Тунгусова. Эксперты при этом не отрицают такого развития событий, когда область не станет ждать конца полномочий действующей гордумы до 2017 года, а инициирует ее роспуск раньше, чтобы провести досрочные выборы и просеять депутатский корпус через сито обновленного закона об МСУ.

«Правда УРФО» продолжает следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни