Хаотичность решений мэрии оставит Екатеринбург без метро и ЧМ-2018

Версия для печати

Даже если матчи футбольного чемпионата пройдут в городе – отсутствие комплексной стратегии его «задушит»

Позиции Екатеринбурга на поле подготовки к ЧМ-2018 до сих пор остаются не до конца определенными. Несмотря на пока что официальное признание города участником матчей чемпионата мира по футболу, шансы на вылет у Екатеринбурга сохраняются до 2017 года. Для закрепления своих позиций в сетке городов-участников столице Урала необходимы стратегическое проектирование и комплексные концепции развития практически всех составляющих жизни города: общественного транспорта, спортивных объектов, дорожной инфраструктуры. Вместо этого на текущий момент муниципальные власти принимают хаотичные, зачастую не связанные между собой решения: вынос СИЗО и ОММ, строительство плоскостных парковок и транспортных узлов при отсутствии общей транспортной стратегии, реконструкция центрального стадиона без учета развития среды. Об этом в интервью «Правде УРФО» рассказывает член ISOCARP, член правления НП «Объединение планировщиков», эксперт по территориальному планированию Союза архитекторов России Александр Антонов.

«Правда УРФО»: Александр, какова, на ваш взгляд, готовность города, включая состояние транспортной инфраструктуры, к проведению игр ЧМ-2018? Есть ли вероятность того, что озвученные Виталием Мутко сомнения относительно проведения игр чемпионата в Екатеринбурге осуществятся?

Александр Антонов: В Екатеринбурге есть современный аэропорт. Это большой плюс. Более того, под аэропорт сделана отличная транспортная инфраструктура, которая сегодня не загружена. Я имею в виду, прежде всего, аэроэкспресс. Надо думать, как использовать этот потенциал.

Есть ли вероятность, что у Екатеринбурга отберут ЧМ? Когда 2 года назад готовились объявить о расширении Москвы, я видел несколько предложений по изменению границы города, которые готовили мои коллеги. Увидев самый радикальный проект, по которому Москве отходила пара сотен квадратных километров области, я с удивлением спросил: неужели это может быть? На что мне старший товарищ с грустью ответил: не поверишь, все может быть… Через неделю Москва увеличилась не на пару сотен, а на полторы тысячи кв.км.

Вероятность непредсказуемых политических решений у нас есть всегда, но это не моя профессиональная область.

«Правда УРФО»: Как вы можете оценить вклад городских властей в развитие городской среды на данном этапе? Какова степень их участия в подготовке к ЧМ-2018? Существуют ли некие «завышенные» требования руководства муниципалитета к вышестоящим бюджетам?

Александр Антонов: Я бы отметил двусмысленное положение городских властей. Решения по чемпионату, строительству объектов и порядку подготовки принимаются областной властью. Также через область пойдет финансирование. А муниципалитет будет только обеспечивать выполнение этих решений, но в то же время городу с этими решениями потом жить. На месте городских властей я бы сильно не задумывался о самом чемпионате – важно смотреть дальше и думать, как околофутбольные проекты встроить в долгосрочное городское развитие. В целом проведение нескольких матчей собственно чемпионата – это лишь небольшой эпизод в истории города. Давайте говорить о городе, о его развитии и о том, чем городу может быть полезен чемпионат, а не что город должен для чемпионата.

К примеру, сейчас идет разговор о расширении территории стадиона по требованию FIFA, движении потоков зрителей, обеспечении проезда-прохода официальных лиц и прессы и, конечно же, о безопасности. Но вот ЧМ-2018 завершен – как будут выглядеть эти 20 с чем-то га? Давайте поразмышляем, что кроме новой арены на них будет? Парк, жилье, бизнес, парковки, парковки, парковки? Как будут люди пользоваться этой территорией? Будет ли это памятник футболу или живое общественное пространство? Об этом надо думать уже сейчас, а не после финального свистка завершающего матча группового этапа.

«Правда УРФО»: Каково, по вашим оценкам, состояние Центрального стадиона? С чем, на ваш взгляд, могут быть связаны настойчивые требования региональных и местных властей о повторной реконструкции объекта? Разумно ли строительство нового стадиона, соответствующего требованиям FIFA?

Александр Антонов: Давайте поиграем в оптимиста и пессимиста.

Как критически настроенный пессимист, я буду утверждать, что большой стадион не нужен ни одному из городов чемпионата, кроме Москвы и Санкт-Петербурга – нет у нас сегодня такого количества футбольных болельщиков. Окупаться такой стадион не будет – для российского спорта пока не придумали соответствующих экономических моделей. Так что в экономичном варианте можно было бы немножко углубить поле, немножко надстроить временные трибуны и немножко убедить FIFA, что так вполне сойдет.

С другой стороны, Екатеринбург – не самый последний город ЧМ, я бы даже сказал – из наиболее экономически сильных и развивающихся. Может город позволить себе имиджевый проект? Конечно, может! Стадион сегодня – совсем не Колизей с точки зрения исторической ценности, да и выдающимся архитектурным сооружением после реставрации его назвать нельзя. Более того, уже и «Урал» вышел в премьер-лигу. Будет ли позже повод построить современный стадион? Возможно, стоит сполна воспользоваться сложившейся ситуацией?

Сегодня проект реконструкции стадиона, насколько я понимаю, попал в руки к хорошему архитектору, у которого есть опыт вписывания исторических объектов в самую современную архитектуру. Борису Левянту надо выдать четкое задание и не мешать советами. Однако задание пока поставить трудно, потому как оно должно, в том числе, предполагать и внятное понимание средового окружения, а этого понимания пока еще нет.

Новый стадион на новом месте? Я думаю, поезд уже ушел.

«Правда УРФО»: Существуют ли на данном этапе грамотные и проработанные концепции развития транспортной сети вокруг Центрального стадиона (в течение года обсуждались проекты, предложенные московским НИИ «Каналстройпроект» и санкт-петербургским НИИ «Территориального развития и транспортной инфраструктуры»)? В связи с чем до сих пор ни одна стратегия не была утверждена?

Александр Антонов: Я не очень понимаю, что такое концепция транспортной сети отдельно от мастер-плана всей площадки с окружающими кварталами. Пока транспортные схемы, которые я видел (очень поверхностно), исходят из посыла, что машинкам нужно попроще и побыстрее объехать территорию, проехать мимо и не скапливаться в пробке. Куда едут эти машинки, зачем они вообще оказались в этом районе города – стратегии такими вопросами не задаются. Показательно, что на совещании 3-х месячной давности, информация о котором попала в Интернет, французские эксперты предъявили некие общие принципы, потребовали исходных данных и сказали, что нужны расчеты, а наши проектировщики достали СНиПы и все сразу начертили.

О какой стратегии речь? Транспортного обслуживания чемпионата? Или стратегия развития западной части городского центра? Это две большие разницы.

Если мы говорим о площадке стадиона в перспективе как о значимом общественном пространстве, то в центре должен быть пешеход и среда, ради которой он здесь оказался. А рассечение этого пространства магистральными улицами, развязками, спроектированными в интересах автомобиля, – большой вопрос.

Если же посмотреть реально на более простую задачу попадания десятков тысяч болельщиков на стадион, то приоритетом должен быть общественный транспорт: трамвай, метро, от которого вряд ли стоит отказываться. В этом плане рисование вокруг стадиона полей парковок – тем более плоскостных – мне представляется сомнительным: все-таки центр города, земля недешевая, и можно найти более эффективные варианты ее использования.

Вынос СИЗО – факт? И как это учтено в какой-либо из концепций? Никак. Раз уж решили расчистить площадку, напрашивается хотя бы спрямление ул. Малышева и совсем другая организация уличной сети перед главным входом на стадион.

В целом я уверен, что не может быть отдельных транспортных концепций для локальной части города на период 5 лет: либо транспортная концепция хотя бы на всю центральную (или восточную) часть (на 20–40 кв. километров), либо мастер-план территории стадиона с ближайшим окружением, который учитывает все аспекты комплексно. И, конечно же, планировать подобные городские проекты нужно на больший срок – 10–15 лет хотя бы.

«Правда УРФО»: Каким образом городские власти, общественность и бизнес могут на данном этапе изменить ситуацию, в том числе отношение Виталия Мутко к городу? На чем необходимо сделать акценты – перепроектирование городской среды, общественный транспорт, строительство дорог и т.д.?

Александр Антонов: Я думаю, сегодня надо сделать акцент на двух вещах: концептуальном проектировании и широком обсуждении концепций. Стоить предложить нескольким командам поразмышлять над преобразованием среды вокруг стадиона.

Концепции можно было бы сделать до конца лета, предложить разные варианты: со сносом ОММ, СИЗО и медицинской академии и без сноса, с широкими магистралями или только с трамваем, с различными вариантами будущего функционального освоения территории. Можно и даже нужно приглашать студенческие коллективы. НП «Объединение планировщиков» готово заняться организацией такого конкурса, благо у нас уже есть некоторый опыт.

Александр Антонов, член ISOCARP, член правления НП «Объединение планировщиков», эксперт по территориальному планированию Союза архитекторов России

Потом результаты опубликовать, позвать экспертов – и пусть критикуют. Подобный конкурс, кстати, это хороший способ сгладить народный протест (куда ж без него?), который во многом растет из сокрытия информации, из слабой информированности людей. На этом очень любят пиариться разные мутные личности.

«Правда УРФО»: Разумно ли на данном этапе вкладывать более 30 миллиардов рублей в строительство новой линии метро, которая пройдет в непосредственной близости от Центрального стадиона, или же проблемы транспортной загруженности центра города можно решить другими методами, например, прокладкой линии скоростного трамвая?

Александр Антонов: В первой двадцатке европейских городов (в которую Екатеринбург не входит по чисто формальным признакам) вообще нет городов без метро. Одной линии для полуторамиллионного города маловато. Метро надо развивать. Стоит ли это обязательно приурочить к ЧМ-2018? Не уверен. Но долгосрочное планирование площадки в районе стадиона должно учитывать тот факт, что метро придет рано или поздно. Однако если я правильно понимаю, ни одна из концепций, о которых говорилось выше, не учитывает будущую станцию метро. Что это значит – от метро отказались окончательно? Станция – интермодальный транспортно-пересадочный узел, как сейчас модно выражаться. По идее вся транспортная концепция могла бы строиться вокруг такого узла.

Посмотрите на небольшие нестоличные города – Дюссельдорф, Эссен, Валенсию. Здесь есть и метро, и трамвай, и система пригородного железнодорожного транспорта. Лучше мультимодальной системы разнообразного рельсового транспорта ничего еще не придумано. Только проектировать ее нужно комплексно.

Метробус и Куритиба – для тех, у кого никогда не было трамваев. Я понимаю, что такое мнение вызовет много возражений, будем считать, что это я как турист высказался. А как профессионал, я думаю, что схему развития общественного транспорта нельзя делать отдельно, а только в структуре общей работы по стратегии пространственного развития города и окружающей территории – агломерации Екатеринбурга. Это можно назвать стратегическим мастер-планом агломерации, можно – на западный манер – пространственным видением (Spatial vision). Проблема в том, что подобной работы нет в нашем законодательстве, а в документах территориального планирования, предусмотренных Градостроительным кодексом, отсутствуют вопросы общественного транспорта.

Запуск комплексной стратегической работы по пространственному планированию, сопутствующая общественная и профессиональная дискуссия, думаю, позволят вывести на более серьезный уровень многие вопросы развития городской среды, застройки Екатеринбурга, центров активности, транспорта, экологии, и, в конце концов, повысят привлекательность города как для инвестиций, так и для жителей

«Правда УРФО»: Еще пара вопросов. Был ли связан ваш визит в Екатеринбург с какими-либо докладами/оценками и т.п. в рамках общей подготовки к ЧМ и участвовали ли вы ранее в таких работах?

Александр Антонов: Я попал в Екатеринбург впервые. Визит был связан с тем, что динамичное развитие города все острее ставит вопросы пространственного развития агломерации в целом – Екатеринбурга и его близких и дальних соседей. О разных моделях интеграции, допустимых и возможных способах межмуниципального взаимодействия в части пространственного (и в том числе транспортного) развития начинают задумываться не только властные структуры, но и бизнес, крупные стейкхолдеры. И это хорошо.

ЧМ-2018, «ЭКСПО-2020», да и грядущий через 10 лет юбилей города – это все поводы запустить дискуссии, не ограничиваясь минимальными требованиями градостроительного кодекса. Сегодня в городе дискуссия может еще поднимать вопросы развития, обсуждать альтернативы будущего, но пройдет 5–10 лет, и вам ничего не останется, как заниматься чрезвычайно затратным «решением проблем» большого ремонта по примеру Москвы.

Тема развития наших городов и ЧМ-2018 интересна многим иностранным компаниям, в чем я смог убедиться на Metropolitain Solutions Forum, который проходил в рамках крупнейшей промышленной выставки Hannover Messe 8–12 апреля. К сожалению, в России эта тематика вызовов долгосрочного городского развития сегодня обсуждается слабо. На первом плане – само спортивное событие. В любом из городов, принимающих чемпионат, легче увидеть эксперта из Донецка или Варшавы (или Барселоны), чем ближайшего соседа. Обмен мнениями между городскими властями, специалистами-планировщиками из тех же Екатеринбурга и Волгограда с Нижним Новгородом пока не очень получается – нет общей площадки. Возможно, Екатеринбург мог бы предложить такую площадку?

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code