Глава Росприроднадзора по ХМАО-Югре попытается договориться с игроками в ТЭК

Мишенину придется потрудиться над повышением уровня ответственности сотрудников ведомства

Югорский Росприроднадзор намерен дистанцироваться от предприятий-переработчиков нефтяных шламов и работать над ужесточением соблюдения законодательства в сфере переработки опасных отходов. Такие основные сигналы дал коллективу и нефтяникам новый глава ведомства Роман Мишенин, проработавший в должности всего 4 месяца. Свою оценку «наследию Антипова», кадровому составу ведомства и отношениям с игроками в ТЭК крупнейшего нефтедобывающего региона высказывает для «Правды УРФО» Роман Мишенин.

«Правда УРФО»: С февраля 2013 года вы возглавляете надзорное ведомство крупнейшего нефтедобывающего региона России. В каком состоянии вы приняли дела ведомства?

Роман Мишенин: Я прибыл в ХМАО-Югру 19 февраля, на меня было возложено исполнение обязанностей руководителя управления. Безусловно, объем работы очень большой, ХМАО-Югра – регион тяжелый и сложный в связи с тем, что это центр нефтедобычи России. Соответственно нагрузка на окружающую среду и недра – довольно существенная. Поэтому, конечно, хозяйство досталось очень сложное и серьезное по объему работы. В управлении хватает вопросов, которые нужно решать. Тем более, на тот момент в управлении готовились к введению нового штатного расписания, вызванного сокращением численности на 10%. Это основное.

«Правда УРФО»: Сложно было, потому что пришлось сокращать людей?

Роман Мишенин: И поэтому тоже. Кроме того, вы же понимаете, что у каждого руководителя свой стиль управления. Какие-то люди быстро перестраиваются на него, а какие-то медленнее. У меня другой взгляд на то, как сотрудники должны выполнять должностные обязанности. Должна более четко, взвешенно работать система, быть уменьшена доля ручного управления. Конечно, эти подходы трудно воплотить в жизнь. Поскольку достаточно много задач, многие возникают очень неожиданно, от ручного управления не уйдешь. Но общий подход должен быть более системным.

«Правда УРФО»: О каких направлениях работы идет речь?

Роман Мишенин: Это вопросы администрирования доходов бюджетов различных уровней. Необходимо, на мой взгляд, более оперативно реагировать на некатегорийные отказы трубопроводов, охватить большее количество аварийных ситуаций контрольно-надзорной деятельностью.

«Правда УРФО»: Звучало много критики в адрес бывшего руководителя Вячеслава Антипова. Как вы оцениваете претензии к нему?

Роман Мишенин: Я при нем не работал, мне сложно комментировать эти данные. Как известно, комиссия Росприроднадзора, проводившая проверку в 2012 году, признала работу управления неудовлетворительной. Мне трудно давать оценку бывшему руководителю, передо мной такой задачи не стоит. Моя задача состоит в том, чтобы принять меры по повышению качества работы управления. Для этого, конечно, мы анализируем ошибки, допущенные в прошлом, и делаем выводы, принимаем решение по повышению эффективности работы.

«Правда УРФО»: Вы себя антикризисным менеджером ощущаете?

Роман Мишенин: Скорее да, чем нет. Сказать, что я пришел в бесперебойно работающую структуру, нельзя.

«Правда УРФО»: Как коллективом были восприняты сокращения?

Роман Мишенин: Есть отдельные личности, которые препятствуют проведению этих мероприятий. Идут суды. Стройную систему, прописанную в 79 ФЗ «О государственной и гражданской службе», они своими действиями мешают реализовать. В целом же процесс сокращения идет спокойно. Была проведена внеочередная аттестация сотрудников, определены сотрудники, имеющие преимущественное право на замещение должностей. Потом эти должности предлагались, почти все вакантные места, по крайней мере, руководящие, уже замещены.

«Правда УРФО»: Произошло сокращение людей или вакансий?

Роман Мишенин: Мы старались максимально сохранить коллектив. Всего было сокращено 10 должностей, было много критики относительно того, что мы проводим оптимизацию за счет инспекторского состава. Но это неправда. Всего было сокращено 2 должности из числа сотрудников, занятых надзорной деятельностью. В результате оптимизации 41% от общей численности будет занят контрольно-надзорной деятельностью, тогда как ранее, до сокращения, этот показатель был на уровне 39%. Конечно, остро стоит проблема недостаточного количества инспекторского состава. Но, надеюсь, на эффективности работы это не скажется. Будем трудиться над повышением уровня их квалификации, искать другие организационные подходы. Чтобы не допустить не то что снижения качества надзорной деятельности, а повысить его. Хуже, чем было, не будет точно, наша задача – не снижать динамику. Это осуществляется за счет новых организационных подходов, связанных с улучшением взаимодействия между структурными подразделениями внутри управления, а также взаимодействия с нашими коллегами из других государственных органов.

«Правда УРФО»: За то время, что работаете в округе, вам всю территорию удалось объехать?

Роман Мишенин: К сожалению, нет. До Нижневартовска я еще не добрался, очень много работы. Но уже посмотрел Сургут, Нефтеюганск, близлежащие территории. Провел ряд рабочих встреч с руководителями нефтегазовых компаний. Взаимопонимание есть, по крайней мере, оно декларируется. Думаю, что вопросы решаемые, если работать над ними каждый день.

«Правда УРФО»: Как в целом выстраивается кадровая политика в ведомстве? Были ли вами переведены кадры с прежнего места работы? Если да, то кто эти специалисты и какова целесообразность их перевода в ХМАО-Югру?

Роман Мишенин: С Сахалина пока приехал только один сотрудник. В настоящее время она замещает должность начальника отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и разрешительной деятельности. Все прекрасно понимают, что в Ханты-Мансийске тяжелая обстановка с кадрами, зарплаты в управлении неконкурентоспособные, значительно ниже, чем в нефтяных компаниях и государственных структурах регионального уровня. Поэтому привлечение квалифицированного персонала затруднено. Но у нас есть другие преимущества – это стаж, социальные гарантии, опыт, который не везде получишь. Поэтому мы вынуждены приглашать сотрудников из других регионов, и это не только Сахалин, но и Москва. На должность начальника отдела экологического, водного и земельного надзора назначен бывший сотрудник центрального аппарата Росприроднадзора. Надеюсь, он оправдает наши ожидания. Мы постоянно даем объявления в Интернете, ищем специалистов. Но здесь не такое уж и «теплое» место, как кому-то представляется. Если бы вы знали, сколько людей отказалось от работы, то поняли бы, что картина совершенно иная. Людей приходится уговаривать сюда переехать либо перейти с другой работы. Работаем мы с 8.00 до 9–10 вечера, зарплаты невысокие. Поэтому сказать, что мы катаемся как сыр в масле, нельзя. Людей приходится заинтересовывать, уговаривать, в частности тем, что здесь очень интересный регион и можно получить хороший опыт, который в дальнейшем пригодится.

«Правда УРФО»: Кто пригласил вас в округ?

Роман Мишенин: Осенью 2012 года в рамках программы ротации, предусмотренной законодательством и реализуемой президентом РФ, руководитель Росприроднадзора Владимир Владимирович Кириллов предложил мне рассмотреть возможность перевода в другой регион. Я взял определенное время на раздумья. Потом, взвесив все «за» и «против», а, как вы знаете, прежнее место моей работы – Сахалин, не мой родной регион, посчитал, что пора что-то менять. Дал свое согласие. После кандидатура была внесена министру природных ресурсов Сергею Ефимовичу Донскому. Он рассмотрел ее и одобрил.

«Правда УРФО»: Ваше назначение, равно как и ваша кандидатура на пост главы югорского Росприроднадзора, наблюдателями связывалось с именем экс-префекта Северного административного округа Москвы и экс-замглавы Росприроднадзора РФ Олега Митволя. Как бы вы прокомментировали эти сообщения?

Роман Мишенин: Мне об этом ничего неизвестно, нужно задать этот вопрос людям, распространяющим эти данные. С Олегом Львовичем мы знакомы, правда, давно не общались. В 2006 году действительно я по его приглашению пришел в Росприроднадзор. Его роль в назначении на должность главы югорского ведомства мне неизвестна.

«Правда УРФО»: В СМИ принято говорить о некоем «наследии Антипова» как о целой системе, как считается, аффилированных с экс-главой Росприроднадзора ХМАО-Югры компаний, в частности в области переработки нефтяных шламов. Суть работы этих компаний сводится, как сообщалось, не к утилизации, а к «закапыванию» нефтяного шлама в землю, за что вашего предшественника СМИ окрестили «черным копателем». В качестве примера СМИ упоминали «Завод экологического машиностроения», ЗАО «Росэкопром», ООО «Эковизион», ООО «Экос». Известно ли вам о деятельности этих компаний? В чем вы видите решение проблем «закапывания», а не переработки нефтяного шлама?

Роман Мишенин: Компании, не утилизировавшие нефтяной шлам, свою деятельность по факту не осуществляют. Основная проблема заключается в том, кто должен нести ответственность за результаты их деятельности. По поводу аффилированности с ними Антипова – никаких документов, материалов, подтверждающих это, я не видел. Не слышал и о том, чтобы правоохранительными органами прорабатывались какие-либо материалы. Есть уполномоченные органы – прокуратура, ФСБ, следственный комитет, полиция, структуры, которые должны этим заниматься. О мерах реагирования с их стороны я не слышал. Хотя определенная проблема в области переработки промышленных отходов, поскольку вокруг нее столько шума, существует. Это связано, прежде всего, как я полагаю, с тем, что этот рынок интересен различным компаниям. Конкурентная борьба между предприятиями выливается в скандалы. Задача управления сейчас состоит в том, чтобы максимально дистанцироваться от этого бизнеса, ни в коем случае не позволить втянуть себя в разборки хозяйствующих субъектов.

«Правда УРФО»: Что делать, когда компании, нанесшие ущерб окружающей среде, уже не существуют? Возмещением должен заниматься бюджет?

Роман Мишенин: На данный момент по ситуации на реке Вах управлением рассчитаны два ущерба более чем на 700 миллионов рублей каждый. По фактам несанкционированного размещения отходов проводится проверка в органах полиции, если виновных лиц установят, будут возбуждены уголовные дела. Что касается ситуации на Приобском месторождении, анализируются существующие документы, ведется работа с ООО РН «Юганскнефтегаз».

«Правда УРФО»: В чем вы видите решение проблем работы подобных компаний? Выходит, любое ООО может сейчас якобы заняться переработкой отходов, а затем нанести непоправимый ущерб окружающей среде?

Роман Мишенин: Любое ООО не может заняться переработкой отходов. Для этого оно должно иметь соответствующую лицензию. Нужно улучшать качество контрольно-надзорной деятельности и лицензионного контроля. Это то, что в наших руках. В рамках различных совещаний, форумов мы предлагаем внести изменения в законодательство, в том числе в гражданский кодекс. Чтобы была рассмотрена возможность ограничения свободного оборота опасных промышленных отходов.

«Правда УРФО»: Именно деятельность таких компаний, по мнению экспертов, стала одной из причин трагедии на полигоне по переработке нефтяного шлама ООО «Инвестойл». Что делается природоохранным ведомством для недопущения в дальнейшем деятельности предприятий по переработке нефтяного шлама без лицензии?

Роман Мишенин: Нужно улучшать лицензионный контроль, повышать качество исполнения договоров со стороны заказчиков. Одной работой нашего управления всего не охватишь. Есть законодательное ограничение по защите прав юрлиц, индивидуальных предпринимателей. Перепроверять каждый шаг хозяйствующих субъектов – неправильное решение. Переговоры с нефтегазовыми игроками по существующим проблемам ведутся, надеюсь, наши разъяснения используются ими в практике. По ряду нефтегазовых компаний принято решение о создании рабочих групп.

«Правда УРФО»: Какой вред окружающей среде был нанесен в 2012 году нефтяными компаниями? Кто является самым большим нарушителем, к каким штрафам они были привлечены?

Роман Мишенин: В 2012 году рассчитано 53 ущерба на сумму 471,7 миллиона рублей, направлена 41 претензия о добровольной уплате ущербов на сумму 311,008 миллиона рублей, предъявлено 33 исковых требования на сумму 664,05 миллиона рублей, один ущерб передан в сургутскую транспортную прокуратуру. По решениям суда взыскано 5 ущербов на общую сумму 19 467 тысяч рублей. В 2013 году рассчитано 20 ущербов на сумму 1,5 миллиона рублей, направлено 17 претензий о добровольной уплате ущербов на сумму 24,8 миллиона рублей, 2 ущерба передано в ОМВД России по Нижневартовскому району, 1 ущерб передан в прокуратуру ХМАО-Югры. В добровольном порядке оплачено 7 ущербов на общую сумму 6,03 миллиона рублей.                                                                                            

За 2012–2013 годы ОАО «Самотлорнефтегаз» ТНК-ВР было предъявлено 8 исковых требований о возмещении вреда на общую сумму более 90 миллионов рублей. Из них возмещено по 3 искам на сумму 10 миллионов 669 тысяч рублей, по 1 иску по решению суда принято мировое соглашение, согласно которому ОАО «Самотлорнефтегаз» до 15 октября 2013 года обязано провести рекультивацию участка и сдать комиссии, в ином случае – оплатить ущерб до 1 ноября 2013 года в размере 61,8 миллиона рублей, по 4 делам управлению отказано в исковых требованиях.

«Правда УРФО»: Какой объем утилизации ПНГ на данный момент зарегистрирован нефтедобывающими компаниями? Сколько из них были привлечены к ответственности за несоблюдение уровня утилизации ПНГ? Какие меры для соблюдения норм утилизации ПНГ вы видите?

Роман Мишенин: В 2012 году на нефтепромыслах округа было добыто 35,8 миллиона кубических метров попутного нефтяного газа, использовано – 31,9 миллиона кубических метров, сожжено – 3,9 миллиона. Уровень утилизации нефтяного газа в 2012 году составил 89,1%. В целом уровень утилизации ПНГ вырос с 84,2% в 2010 году до 89,1% в 2012 году.

В 2012 году самый низкий уровень использования ПНГ зафиксирован у ООО «Нягань Ойл» – 0 %, ОАО «ИНГА» – 6%, ООО «Славнефть-Нижневартовск» – 12,5%, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегазгеология» – 16,2 %, ОАО «МПК Аганнефтегазгеология» – 22,6%, ОАО «НАК АКИ-ОТЫР» – 45%, ЗАО «Назымская НГРЭ» – 45,2%.

В целом, думаю, и эту ситуацию совместными усилиями мы исправим, остается надеется на добрую волю самих компаний в досудебных переговорах.

Справочно: Мишенин Роман Игоревич, родился 17 мая 1979 года в Санкт-Петербурге. Окончил в  2000 году Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности «Юриспруденция», в 2009 году – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности «Национальная экономика», квалификация – экономист. С 1 сентября 1996 года по 27 ноября 2006 года служил в органах внутренних дел РФ МВД Российской Федерации. С 4 декабря 2006 года по 21 марта 2007 года был заместителем руководителя Росприроднадзора по Сахалинской области, с 22 марта 2007 года по 22 марта 2013 года руководил Росприроднадзором по Сахалинской области. С 23 марта 2013 года по настоящее время – руководитель Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

1 комментарий к “Глава Росприроднадзора по ХМАО-Югре попытается договориться с игроками в ТЭК”

  1. Эколог

    Отдел по борьбе с коррупцией Народного фронта Югры берет под свой особый контроль ситуацию в Управлении Росприроднадзора по ХМАО-Югре и выведет всех коррупционеров на чистую воду. Материалы и факты мы уже получили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни