Минэнерго РФ вынесет на рассмотрение правительства проект постановления о привязке цены на газомоторное топливо к «дизелю» в начале 2014 года. Таким образом, для расчета «потолка» стоимости метана станет использоваться 50% цены ДТ, а не АИ-76, как это было ранее. В министерстве утверждают, что данная мера позволит всем участникам рынка газомоторного топлива формировать инвестиционные планы в долгосрочной перспективе и прогнозировать сроки и условия окупаемости инвестиций.
«Таким образом, государство устанавливает максимальную цену на газомоторное топливо, но при этом нет запрета на установление цены на газ ниже указанной величины, что будет определяться соотношением спроса и предложения в регионе. По завершению обсуждений и процедуры согласований с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект будет внесен в правительство РФ в 1 квартале 2014 года», – сообщили «Правде УРФО» в пресс-службе федерального министерства.
В частности, речь идет о внесении изменений в постановление правительства РФ от 15 января 1993 года, принятое в целях снижения дефицита нефтяного топлива. Примечательно, что еще тогда «соответствующим министерствам и ведомствам» было поручено разработать программу по расширению производства газобаллонных автомобилей, комплектующих и увеличению сети безопасных АГЗС, а государственный газовый концерн «Газпром» должен был принять меры, стимулирующие владельцев техники перейти на газ.
За счет его реализации поправок в министерстве намерены добиться расширения использования сжатого природного газа в качестве газомоторного топлива, особенно на общественном и коммунальном транспорте. За счет этого планируется снизить себестоимость перевозок в 1,5 раза, однако, по мнению участников рынка, такие меры наоборот спровоцируют практически безудержный рост цены на газ вслед за дизтопливом.
По мнению директора екатеринбургского филиала БКС Григория Вахитова, проект постановления Минэнерго поддерживает интересы только ОАО «Газпром», которое ищет новые рынки сбыта для убыточного газозаправочного бизнеса.
«Думаю, после принятия постановления стоимость газомоторного топлива автоматически вырастет на 10% из-за существующей разницы в цене. Кроме того динамика дизтоплива на рынке говорит о том, что «потолок» будет постоянно повышаться. Государство верно заметило, что АИ-76 уже канул в Лету, поэтому газ необходимо привязать к чему-то более рыночному. Газпром, в этой ситуации, абсолютно грамотно лоббирует свои интересы в поиске новых рынков сбыта», – считает Григорий Вахитов.
К сожалению, в ОАО «Газпром» не смогли объяснить «Правде УРФО», каким образом поправки затрагивают интересы компании, и какой экономический эффект получит монополия в частности, равно как и заявленный компанией положительный эффект для регионов. Начальник отдела по работе с российскими СМИ Андрей Черных объяснил отказ тем, что эти вопросы «не входят в его компетенцию».
Таким образом, с учетом подписанных соглашений между ООО «Газпром газомоторное топливо» и рядом регионов принятие поправок создаст дополнительную нагрузку на бюджеты субъектов. Дело в том, что сейчас «дочка» «Газпрома», заключая соглашения, обещает регионам метан по цене 9 рублей за кубометр, но в скором времени, по прогнозам экспертов, его стоимость может составить уже около 15 рублей.
Однако многие участники рынка по-прежнему скептически относятся к возрожденной инициативе, полагая, что эффекта от поправок будет не больше, чем в 1993 году.
Специалист УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов указывает на то, что даже в свете федеральной инициативы газ не сможет вытеснить традиционные виды топлива.
«Разговоры о том, что газ скоро вытеснит бензин в качестве моторного топлива, длятся уже не одно десятилетие и в мире, и в России. Пока в стране недостаточно развита инфраструктура АГЗС, вряд ли стоит ожидать массового перехода на газовое топливо. К тому же, даже если соответствующая инфраструктура будет развиваться, у владельцев автомобилей все равно остается некое предубеждение против газа», – предположил Дмитрий Баранов. По его словам также стоит помнить, что цена на газ, как и цена на бензин и дизтопливо постоянно растет, и экономия для владельца одного автомобиля или целого парка машин получается не столь очевидной.
«Пока государство не будет проводить разъяснительную кампанию, объясняющую пользу газобаллонного оборудования, и экономически стимулировать его установку, а нефтегазовые компании не начнут создавать соответствующую инфраструктуру в масштабах всей страны, не стоит ожидать, что потребление газа в качестве моторного топлива у нас будет увеличиваться», – добавил аналитик.
Как следствие, заявленные ООО «Газпром газомоторное топливо» соглашения теряют социальную составляющую. Цена на компримированный природный газ, привязанная к дизелю, будет стремительно расти, обеспечив «Газпрому» сверхприбыли.
Напомним, 11 сентября ООО «Газпром газомоторное топливо» заключило соглашения с правительством Свердловской области о сотрудничестве по развитию газомоторного рынка. Газовая компания пообещала региону большой экономический, социальный и экологический эффект, а также бюджетную экономию.
Благодаря соглашению «Газпром» станет единственным поставщиком метана, на которое в скором будущем планируют перевести до 50% коммунальной техники и общественного транспорта. Отметим, в Свердловской области участники рынка указывают на то, что основным лоббистом этой инициативы в регионе является гендиректор ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давид Гайдт, чей семейный бизнес, предположительно, основан именно на продаже метана.
«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.