Газпром «зальет» УрФО дешевым СПГ через «Корпорацию развития»

Версия для печати

Потребители заявили о намерении вкладываться в совместный запуск производств СПГ

ОАО «Газпром» приняло решение растиражировать уральский опыт производства СПГ на газораспределительных станциях за счет понижения давления и построить сеть автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций для автотранспорта. Этот проект должен стать отправной точкой для реализации госпрограммы вице-премьера Аркадия Дворковича по переводу разных видов техники на газомоторное топливо. Госпрограмма уже проходит обсуждение экспертного сообщества. На ее реализацию из федерального бюджета готовы выделить 100 миллиардов рублей. Параллельно у компании появились инвесторы, которые за свой счет намерены строить установки по выпуску СПГ для дальнейшей газификации отдаленных населенных пунктов. К примеру, о готовности вкладывать средства заявила «Корпорация развития», заинтересованная в газификации всей территории «тюменской матрешки».

В Екатеринбурге 25 февраля прошло расширенное заседание комиссии по региональной политике ОАО «Газпром» по вопросу использования компримированного и сжиженного природного газа в качестве моторного топлива при реализации программы газификации регионов Российской Федерации. По словам заместителя предправления «Газпрома» Валерия Голубева, эта тема в настоящее время является актуальной, так как в процессе обсуждения экспертным сообществом рассматривается госпрограмма по внедрению газомоторной техники в субъектах РФ. Она была разработана в рамках комплексной программы, утвержденной вице-премьером российского правительства Аркадием Дворковичем.

«Предполагалось, что в качестве пилотных по переводу техники на газомоторное топливо будут выбраны 10 регионов. Желающих субъектов оказалось значительно больше. На утверждение президенту был вынесен список из 20 регионов, по факту были включены в список еще три», – рассказал Валерий Голубев.

Зампредправления «Газпрома» Валерий Голубев

В частности, в перечень попали Свердловская и Челябинская области, а также ХМАО-Югра. По словам заместителя полпреда президента России в УрФО Александра Моисеева, субъектам Уральского региона из федерального бюджета будут предоставлены субсидии на перевод автобусов и жилищно-коммунальной техники на газ. Так, Свердловская область получит 180 миллионов рублей, Челябинская – 74 миллиона рублей, а ХМАО-Югра направит 295 миллионов рублей, только уже из внебюджетных источников финансирования.

«Субъектами предусмотрены формы господдержки предприятий, которые будут стимулировать перевод техники на газомоторное топливо. Для этого в Челябинской области предполагается выделение субсидий бюджета на софинансирование приобретения газомоторной техники для предприятий общественного транспорта в 2017-2020 годах – ежегодно по 475 миллионов рублей. В Тюменской области будут возмещать 2/3 ставки рефинансирования по кредитам, взятым на приобретение нового транспорта. В ХМАО снизят на 50% ставку по налогам на транспорт, работающий на газу», – заключил господин Моисеев.

Стоит отметить, что находящаяся в настоящее время на согласовании госпрограмма, рассчитанная на реализацию до 2020 года, уже оговаривает предварительные возможности бюджетного финансирования – это примерно 100 миллиардов рублей на весь срок реализации. Причем порядка половины от этой суммы власти планируют направить именно на переоснащение или закупку автотранспорта.

Но для реализации программы должна быть создана инфраструктура, тысячи автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций по всей России. Кроме того, топливо на этих станциях должно стоить как минимум на 50% дешевле дизельного. Стоит отметить, что комиссия «Газпрома» прошла именно в Екатеринбурге, так как местное подразделение компании «Газпром трансгаз Екатеринбург» разработало и апробировало новую технологию по производству сжиженного природного газа. Его себестоимость в четыре раза ниже продукта, который производится традиционным способом. Планируется, что «Газпром» растиражирует эту технологию на территорию всей страны.

«Сейчас первоочередное – это создание инфраструктуры для производства СПГ. У «Газпрома» в этом случае есть большое преимущество. Компания обладает огромной системой трубопроводов. Когда газ идет по магистральному трубопроводу, он находится под высоким давлением, а для передачи потребителям давление из него нужно снижать. В результате этого процесса высвобождается энергия, которая как раз используется для производства СПГ. Это естественное преимущество, из-за которого мы выигрываем. Другим участникам рынка придется строить малотоннажные заводы по производству СПГ по иной технологии, но это уже другая экономика. Но мы не планируем монополизировать рынок, этим вопросом может заниматься кто угодно», – подчеркнул господин Голубев.

По словам генерального директора ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давида Гайдта, при использовании технологии производства СПГ на перепаде давления между магистральным и распределительным газопроводами с помощью турбодетандерных установок суммарный потенциал производства малотоннажного СПГ на газораспределительных станциях Свердловской, Челябинской, Оренбургской и Курганской областей составляет 744 тыс. тонн в год.

«На сегодняшний день в РФ существуют технологии малотоннажного производства СПГ, которые также основаны на использовании энергии потока магистрального газа, например, комплекс СПГ на ГРС города Выборга в Ленинградской области, применяющий цикл среднего давления с вихревой трубой. Этот комплекс производит СПГ с содержанием тяжелых углеводородов и СО2 выше пределов, допустимых для газомоторного топлива, что приводит к отказам в работе бортовой топливной криогенной системы автомобилей. Также указанный цикл характеризуется низкой эффективностью и, как следствие, высокой себестоимость производимого СПГ из-за высокой удельной стоимости теплообменного оборудования, приведенной к единице производимого сжиженного газа», – заключил Давид Гайдт.

Гендиректор ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Давид Гайдт

Стоит отметить, что даже в ходе комиссии по региональной политике, на которую, помимо топ-менеджеров структур «Газпрома», были приглашены руководители заинтересованных в СПГ предприятий и субъектов федерации, нашлись представители бизнеса, которые готовы инвестировать средства в создание установок по производству продукта на их территории, чтобы позже использовать этот вид топлива как для автотранспорта, так и для отопления населенных пунктов, расположенных в отдалении от газопровода.

Так, руководитель ОАО «Корпорация развития» Сергей Маслов выразил готовность вложить средства в такой проект, так как он был бы интересен для заправки автомобильной и сельхозтехники и для отопления отдаленных от газопровода уральских территорий.

«Мы готовы переводить котельные с дорогого дизельного топлива и угля на газ. Когда мы делаем проекты и рассматриваем перевод котельных на СПГ при отсутствии инфраструктуры, они остаются только на бумаге. Мы хотели бы оплачивать строительство таких установок, если они действительно обойдутся в 150 миллионов рублей, как было заявлено», – заявил Маслов.

По словам представителя «Корпорации развития», компания имеет средства на строительство такой инфраструктуры и готова пойти на своего рода финансовый лизинг. «Мы можем проплатить строительство установки по техзаданию и потом передать ее «Газпрому» в аренду на 15-20 лет. С одной стороны мы получаем СПГ в непосредственной близости от котельных и не платим бешеные деньги за транспортировку. Кроме того, сможем газифицировать котельные в отдаленных от газопровода населенных пунктах. С другой стороны, передав установку по выпуску СПГ в управление, мы уходим от эксплуатации взрывоопасного производства», – подытожил Сергей Маслов.

Представители «Газпрома» пообещали рассмотреть предложение корпорации, которая занимается развитием регионов «тюменской матрешки», тем более что инструмент финансового лизинга позволяет им экономить инвестиционный бюджет, но при этом получать новых потребителей своего СПГ.

«Правда УРФО» следит за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code