Дорога Ивдель – Ханты-Мансийск столкнет интересы РЖД и регионов УрФО

Свердловский минтранс выступил против движения по ней большегрузной техники

Свердловская область сократила автосообщение с Ханты-Мансийским автономным округом – Югрой на 700 километров. В регионе введен участок дороги Ивдель – Ханты-Мансийск, строительство которого было приостановлено на 3 года. Губернаторы Евгений Куйвашев и Наталья Комарова сверяют часы, готовясь к созданию инфраструктуры для обслуживания транспортного пути. Однако транспортный коридор, по оценке свердловского минтранса, будет иметь в первую очередь социальное значение – новая автодорога не рассчитана на перевозку больших объемов инертных грузов. Их производителям с участием министерства придется по-прежнему «в режиме ручного управления» договариваться с РЖД о транспортировке грузов на Север.

Долгожданный участок дороги Ивдель – Ханты-Мансийск в 149 километров завершил участие Свердловской области в создании транспортного коридора Пермь – Томск. Благодаря ему путь из Западной и Восточной Сибири в европейскую часть страны сократится на 700 микометров и позволит ежегодно экономить до 4,5 миллиарда рублей. В Свердловской области строительство должно был завершиться еще 3 года назад.

«Были политические моменты. Мишарин считал, что это дорога не нужна», – пояснил директор компании-подрядчика «Магистраль» Владимир Огибенин.

Одной из версий 3-летнего застоя проекта также называется попытка смены подрядчика. После прихода во главу региона губернатора Евгения Куйвашева проект получил поддержку и финансирование. Из бюджета региона на окончание работ было выделено более 300 миллионов рублей.

Губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев

«Евгений Владимирович стал приемником всех тех дел, которые я начал в Свердловской области. Дорога не строилась в течение 3 лет. И в этом году я Евгения Владимировича попросил вывернуться и выделить деньги из бюджета. Он согласился», – похвалил губернатора член Совфеда Эдуард Россель, снабдив рассказ историей начала строительства дроги в 2005 году.

Изначально проект транспортной артерии задумывался в первую очередь для поднятия экономики прилегающих территорий. Только участок Ивдель – Ханты-Мансийск прошел мимо 70 населенных пунктов Свердловской области.

«Мы надеемся, что с новой дорогой продукты у нас станут дешевле, так как станет ближе возить. Самое дешевое молоко в пакетах 3,2% у нас стоит 40 рублей за литр, булка хлеба – 30 рублей, десяток яиц – 50 рублей. Те, у кого есть машины, ездят за продуктами в Ивдель», – поделилась с «Правдой УРФО» жительница Пелыма.

Губернаторы Евгений Куйвашев и Наталья Комарова смотрели на развитие территорий глубже. Глава Свердловской области обещал собрать все предложения глав по созданию объектов сервиса на дороге, предрекая создание «сотен, а возможно, и тысяч новых рабочих мест».

Наталья Комарова предполагает представить уже готовую концепцию размещения объектов придорожного сервиса и логистических центров в Приобье и Нягани, позволяющих совмещать автодорожные, железнодорожные и водные артерии. Со стороны ХМАО-Югры, по ее словам, в развитие транспортного коридора Пермь – Серов – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Томск до 2020 года будет вложено еще более 30 миллиардов рублей к уже инвестированным 40 миллиардам.

«К 2020 году поток автомобилей здесь достигнет 6 000 автомобилей в сутки. Надо будет подготовить обход Ивделя», – обозначил планы на будущее Евгений Куйвашев.

Сейчас по подсчетам свердловского «Управления автомобильных дорог» по участку Ивдель – Ханты-Мансийск в сутки проходит 1067 автомобилей, из которых 172 приходится на грузовые машины свыше 100 тонн.

«Думаю, поток грузовых машин будет увеличиваться, и дорогу придется расширять», – считает Владимир Огибенин.

Учитывая недовольство грузоотправителей ценами на перевозку и качеством услуг основных железнодорожных операторов ВГК и ПГК, логично предположить, что произойдет неминуемый рост транспортного потока по новой ветке. Однако для новой транспортной артерии рост большегрузов может оказаться губительным. Как рассказал «Правде УРФО» министр транспорта Свердловской области Александр Сидоренко, дорога рассчитана на машины с грузоподъемностью не более 12 тонн на ось. Превышение норматива может за короткий срок привести дорогу в полную негодность. По словам Натальи Комаровой, в следующем году в бюджете округа уже предусматриваются средства на ремонт построенных регионом участков дроги Ивдель – Ханты-Мансийск.

«Грузоотправители свердловской области переходят на автодороги даже с учетом соблюдения всех ограничений. Мы стараемся уравновесить транспортные потоки, ведем переговоры, например, с УГМК. Нам удалось договориться, что часть своих грузов они все-таки направят на железную дорогу, хотя это и дороже для компании. В частности, все, что возилось по меди до Кировграда 2–3 раза в неделю, переключат на железную дорогу», – признал проблемы транспортников министр.

В свердловском минтрансе проблемы взаимоотношений грузоотправителей и транспортников «разбирают каждую неделю, проводят совещания по формированию зимнего сезона поставок по РЖД». Как ранее писала «Правда УРФО», грузоотправители не прислушались к рекомендациям железнодорожников и отказались увеличить отправки в зимний период. Причиной стали завышенные наценки операторов на перевозку (30% к тарифу 10.01), которые продержатся как минимум до декабря. По оценке Александра Сидоренко, рост цен может продолжиться, несмотря на сокращение грузопотока в зимний сезон на железной дороге (не более чем на 10%).

«Мы понимаем, что та политика, которую ведет РЖД, не способствует увеличению грузооборота. Думаю, что рынок все отрегулирует. Нужно учитывать, что сейчас очень сильно упал грузооборот, потому что упал спрос. По отельным направлениям – нефтепродукты и инертные материалы – рост сохраняется», – сказал Александр Сидоренко.

Однако в министерстве признают, что «этот участок автодороги перевозчики ждали с нетерпением, и ограничить трассу от массированного трафика возможным не представляется». Равно как и тот факт, что уже сегодня стоит предусмотреть средства на ремонт новой автодороги, по практике Югры, озвученной Натальей Комаровой.

«Правда УРФО» будет следить за развитием ситуации.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни