Добыча золота «Полиметаллом» приблизилась к увольнениям

Компании сектора россыпных руд готовятся к полному закрытию

Общеэкономический кризис, падение цен на золото и внутренние административные барьеры обрушат и уральский рынок производителей драгмета. «Полиметалл», специализирующийся на добыче рудных залежей золота, это приведет к масштабному сокращению социальных программ и затрат на разведку полезных ископаемых. Плоды этой политики по прогнозам экспертов, при дальнейшем падении цен регионы ощутят на себе уже в краткосрочной перспективе – увольнениями тысяч специалистов и снижением налоговых поступлений. В отличие от промышленных гигантов, рост цен на драгметаллы не спасет предприятия, специализирующиеся на рассыпном золоте. Распоряжение правительства РФ №849 фактически запретило им добычу в водоохраной зоне, что, по мнению участников рынка, приведет к тотальной ликвидации их компаний, а также увольнениям людей.

Мировые рынки застыли в тревожном ожидании новостей из США. Последние три недели, по мнению экспертов, золото показывало наибольшее падение. Сегодня цена за тройскую унцию остановилась на отметке 1271 доллар на нью-йоркской бирже Comex, на лондонской бирже – 1275,5 доллара. «Для роста курса золота на рынке пока не видим больших предпосылок. Если в ближайшие дни США примет решение о продолжении монетарной политики, то золото начнет расти», – отмечает аналитик RMG Securities Андрей Третельников.

Общемировые изменения цен на драгметаллы предприятий в регионах России переживают болезненно. По данным Союза золотопромышленников Урала, даже крупные компании, в том числе группы «Полиметалл» в Свердловской области, вынуждены на фоне падения цен сократить вложения в социальную сферу и геологоразведку. В тоже время, официально компания заявляет, что не планирует сворачивать соцпрограммы и инвестиции в геологоразведку.

«Участники рынка распродают некоторые месторождения или замораживают работу на низкообогащенных. Крупные проекты по добыче остаются, более мелкие просто закрывают. У «Полиметалла», «Полюс золота» за последние полгода полностью поменялись инвестиционные программы», – констатирует Андрей Третельников.

Как сообщала «Правда УРФО», в Свердловской области с истощением руды были закрыты Валенторский медный карьер и Валенторский медный рудник, где вело добычу предприятие «Урал-Полиметалл». В результате работу потеряли порядка 500 человек. Также компания отказалась от разработки месторождения «Кабан-1», куда изначально планировалось перевести высвобожденный персонал. Уволенным сотрудникам было предложено искать заработок на месторождениях «Полиметалла» в Магадане или на Чукотке, что далеко не для всех было приемлемым вариантом. Режет бюджеты и самая крупная в регионе «дочка» «Полиметалла» «Золото Северного Урала».

«В «Золоте Северного Урала», как и в «Полиметалле» в целом, управленческая система позволяет оперативно корректировать параметры себестоимости. Образно говоря, был сброшен «лишний вес» в виде некоторых затрат, напрямую не связанных с производством. Например, отказались от услуг подрядчиков по хозтранспорту, сократили программу ремонта непроизводственной инфраструктуры. Но все планы по производству остаются неизменными», – сообщил «Правде УРФО» руководитель службы по связям с общественностью «Золота Северного Урала» Павел Сенников.

По данным компании, на сегодняшний день «Полиметалл» готов инвестировать в разработку месторождений в год 300 миллионов рублей. В его портфеле 12 лицензий «Золота Северного Урала», «Маминской горнорудной компании» «Невьянской группы» и «Среднеуральского поискового бюро». Однако 3 месяца назад управляющий директор «Золота Северного Урала» Андрей Новиков, называл сумму вложений в геологоразведку в 11–12 миллионов долларов (по курсам ЦБ на конец августа порядка 363–396 миллионов рублей). В Союзе золотопромышленников Урала при снижении цен на золото предполагают дальнейшее урезание предприятиями отрасли расходов.

Управляющий директор «Золота Северного Урала» Андрей Новиков

«Предприятиям, как минимум, нужно снижать себестоимости в 1 тысячу долларов и ниже. При заявленном критическом рубеже рыночной стоимости в 1200 долларов за тройскую унцию за маржу в 70 долларов никто работать не станет… Нужно учитывать еще, что сейчас на рынке сохраняется очень большая спекулятивная составляющая. Дно рынка будет достигнуто при цене в 1100 долларов за тройскую унцию. В этой ситуации ЦБ вмешается и начнет выкуп золота», – рассказал «Правде УРФО» Андрей Третельников.

Данные о себестоимости золота на предприятиях «Полиметалла» в Свердловской области тактично не раскрывают. По оценкам участников рынка она колеблется в пределах 1000–1100 долларов. По прогнозу агентства SOGRA, до середины 2014 года низкие цены на золото сохранятся на рынках. Логично предположить, что до этого времени компания будет прилагать наибольшие усилия для снижения себестоимости, говорят опрошенные аналитики. Приобретение новых месторождений для разработки в Свердловской области в текущем году «Полиметалл» не планирует, несмотря на снижение административных барьеров в регионе. В самой компании отмечают, что барьеры еще не снижены и не было даже повторных заседаний комиссий, где рассматривались данные вопросы. Представители «Полиметалла» заявляют, что физически не успевают приобрести новые месторождения в 2013 году, но утверждают, что в планах компании стоит приобретение ряда лицензий на Сренем и Южном Урале. 

Ранее оформление документации до начала геологоразведки занимало 600–640 дней. В течение последних трех месяцев правительству Свердловской области, департаменту по недропользованию по УрФО (далее Уралнедра), департаменту лесного хозяйства региона удалось сократить этот срок.

«Внесены изменения в административные регламенты, налажен обмен документами между департаментом лесного хозяйства и Уралнедрами. Теперь участки, на которые выдана лицензия на геологоразведку, не предоставляются для лесозаготовки третьим лицам», – сообщили «Правде УРФО» в департаменте лесного хозяйства Свердловской области.

В рамках эксперимента геологическое изучение недр разрешено без предоставления земельного участка, если это не требует вырубки. Ранее это было возможно только после утверждения перечня объектов лицензирования, занимавшего от 1 месяца до полугода. По оценке Союза золотопромышленников Урала, срок подготовки к геологоразведке примерно удалось сократить до 400 дней. Однако плюсы от нововведений смогли получить только предприятия, занятые добычей рудного золота в карьерах. Для артелей и небольших фирм, занятых добычей россыпных руд, как правило, находящихся в водоемах и вблизи них, эффект оказался неощутим.

«В октябре вышло распоряжение правительства РФ №849, которое перечеркнуло всю проделанную в Свердловской области работу. Документ фактически запрещает существование капитальных объектов золотодобычи в водоохраной зоне. Это распоряжение парализовало работу компаний по добыче россыпного золота. Пользуясь им, департамент лестного хозяйства уже отказал 2 предприятиям в предоставлении участков, несмотря на наличие лицензии и проектов освоения лесов», – приводит данные о последствиях государственных решений председатель Союза золотопромышленников Урала Александр Ястребков.

Председатель Союза золотопромышленников Урала Александр Ястребков

Компании добычи россыпного золота в Свердловской области в случае сохранения действия распоряжения №849 заявляют о перспективах закрытия. Сейчас деятельность некоторых из них из-за конъюнктуры цен находится на грани рентабельности. Практически «в ноль» работает артель «Фарта», «Южно-Заозерский прииск». На некоторую финансовую реанимацию компании рассчитывали с запуском новых площадок добычи в 2014 году.

«Месторождения – как чемодан без ручки: тащить не могу и бросить жалко. У нас три площадки добычи: в Березовском, Пышминском, Кушвинском районах. Последнюю приобрели несколько месяцев назад. Работаем в водоохраной зоне. Нас регулярно проверяет Росприроднадзор и другие организации. К нам претензий нет – вся вода на производстве в замкнутом цикле. Я не строю капитальных объектов, все они временные. Сейчас на основании правительственного распоряжения меня пытаются обвинить, что все объекты постоянные. Ощущение такое, что просто убивается отрасль», – поделился с «Правдой УРФО» гендиректор артели «Фарта» Михаил Часовских.

В следующем году его предприятия еще смогут работать, поскольку разрешение на продолжение добычи он успел получить до выхода постановления. В 2015 году при сохранении действия документа, как признается руководитель, работу придется остановить. Единственным выходом золотодобытчик видит обращение в суд с иском против департамента лесного хозяйства Свердловской области о признании незаконным отказа в предоставлении участков добычи золота.

«В Ленинградской области был прецедент. Компания обратилась с аналогичным по сути иском и выиграла дело. В Свердловской области компании сейчас в массовом порядке готовят иски в суд», – добавляет Александр Ястребков.

В департаменте лесного хозяйства к намерениям золотодобытчиков относятся с пониманием – изменить федеральные документы региональные чиновники не в силах, но указать вышестоящим органам на перекосы вполне могут. Подтверждают планы судиться с департаментом лесного хозяйства региона и в «Южно-Заозерском прииске». Сегодня компания получила от госоргана отказ в разработке участка золотодобычи, на лицензию для разработки которого уже потратила 13 миллионов рублей.

«Планирование работы идет на год вперед. Если за ближайший месяц вопросы по действию распоряжения №849 не решатся, то производство в следующем году встанет. И не только у нас. У артели «Нейва» разрешения на работу в следующем году есть только на 2 из 6 площадок, у «Вторичных драгоценных металлов» – на 50% от общего числа их площадок. У нас сейчас есть 3 площадки: в районах Новой Ляли, Карпинска и Краснотурьинска. Работает 320 человек. Почти все из небольших поселков, где тяжело с работой. Много людей из Лобвы, например. Может, 320 человек и не много, но социальная значимость наших производств очень большая. И так у многих артелей», – рассказали «Правде УРФО» в «Южно-Заозерском прииске».

По мнению аналитика Андрея Третельникова, правительственное распоряжение №849 действительно приведет к массовому закрытию предприятий добычи россыпного золота. Однако удара по отрасли в целом это не нанесет – в объеме добычи на «россыпников» приходится только около 1%.

«Хотелось бы, конечно, увидеть изменение распоряжения. Например, если нет постоянного водозабора, разрешить предприятиям работать в водоохраной зоне. Участникам рынка сейчас нужно максимально обратить на себя внимание: устроить массовую забастовку, например, которая совсем некстати будет на фоне приближающейся олимпиады. В созданной с правительственным распоряжением ситуации никто из компаний не выиграет, только проиграет и высвободит рабочие силы», – заключает эксперт.

До конца года уральские золотопромышленники еще надеются на изменение распоряжения №849, о необходимости которого в федеральное правительство направлены обращения как от органов региональной власти, так и от отраслевого союза золотопромышленников.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни