Депутаты Екатеринбурга предложат мэрии уголовку за откатные схемы

Недополученная транспортными МУПами прибыль может исчисляться сотнями миллионов рублей

Депутаты городской думы Екатеринбурга провели очередной раунд совещаний по транспортному вопросу. Однако обещанные мэрией документы о расходах и доходах МУПов так и остались за кадром. Впрочем, третья серия транспортного блокбастера, очевидно, уже наскучила городским избранникам – глава Екатеринбурга Евгений Ройзман покинул совещание в самом разгаре. Депутаты уверены, что под прикрытием шумных обсуждений, из-за которых к теме вслед за Ройзманом вскоре потеряют интерес и журналисты, мэрия пытается заволокитить собственный шкурный вопрос. На основе устных заявлений руководителей МУПов депутатам уже удалось провести расчеты, согласно которым прибыль от рекламы и сдачи муниципальных площадей в аренду занижается, как минимум, в несколько раз. Предварительные итоги «губернаторской» проверки свидетельствуют о занижении дохода уже в десятки раз. Депутаты в отсутствие протокола уже напрямую заявляют об откатных схемах и коррупции в стенах транспортных предприятий и администрации Екатеринбурга.

Третье совещание по транспортной проблеме и эффективности работы городских МУПов чуть не обернулось закрытыми дверями для СМИ. Депутат Вячеслав Вегнер попросил удалить журналистов. По мнению коммуниста, пресса искажает информацию, создавая «вакханалию», а чиновники и депутаты занимаются самопиаром. Впрочем, спикер думы Евгений Ройзман идею отверг – городская команда в настоящее время занимается формированием собственной повестки по транспортной проблематике, и присутствие СМИ необходимо для медиабоя с областными властями.

Согласно статистике, в очередной раз озвученной руководителями транспортных предприятий, но не подтвержденной документами, при миллиардном обороте МУПы имеют убытки в несколько сотен миллионов рублей. В частности, доходы ЕТТУ за 2013 год составили 2 млрд 626 млн рублей, расходы – 3 млрд 91 млн рублей, прибыль от рекламы внутри салона и на бортах трамваев и троллейбусов – 16 млн рублей. Еще 33 млн ЕТТУ заработала за размещение оптоволоконного кабеля на контактных сетях. Доходы автобусного предприятия МОАП существенно ниже – 1 млрд 71 млн рублей, расходы – 1 млрд 389 млн рублей. Прибыль от рекламы – 7,7 млн рублей, от аренды – 76 млн рублей. По словам директора предприятия Николая Герасимова, прибыль от одного пассажира составляет 16 рублей, хотя затраты на перевозку – 30 рублей. Схожая ситуация на метрополитене: доходы – 1 млрд 106 млн рублей, расходы – 1 млрд 160 млн рублей, прибыль от непрофильной деятельности – 57,5 млн рублей, из которых 19,2 млн рублей – доходы от рекламы в метро.

Вместе с тем, согласно предварительным данным «губернаторской» проверки, суммы доходов МУПов от непрофильной деятельности занижены в десятки раз, исходя из рыночной стоимости рекламы и аренды. По данным источника издания, близкого к правительству области, муниципальные предприятия недополучили порядка 350 млн рублей.

«Расчеты говорят о том, что либо руководство муниципальных предприятий не в состоянии работать эффективно, либо показатели сознательно занижаются. Какие деньги циркулируют в МУПах, доподлинно не известно до сих пор», – отмечает собеседник издания.

Согласно предварительным данным проверки, екатеринбургский метрополитен от размещения рекламы на станциях и внутри вагонов получил в 6 раз меньше потенциально возможного дохода: вместо официальных 19 млн, предприятие могло заработать, по меньшей мере, 135 миллионов рублей. Доходы трамвайно-троллейбусного управления от рекламы почти в 11 раз ниже: исходя из рыночной стоимости размещения рекламы, ЕТТУ могло заработать не 16, а 173 млн рублей. Прибыль МОАП, исходя из расценок рекламных агентств, должна составлять порядка 84 млн рублей против заявленных руководством 7,7 млн.

«350 миллионов рублей – это 30 новых трамваев», – подчеркивает собеседник «Правды УРФО».

Аналогичная ситуация складывается с арендой муниципальных площадей

«Стоимость одного квадратного метра площади нежилых помещений, предоставляемых муниципальными транспортниками в аренду сторонним организациям, варьируется от 96 до 342 рублей, что значительно ниже средних показателей по рынку – в 2012 году средняя ставка аренды в Екатеринбурге составляла около 1050 рублей», – пояснил источник, знакомый с ходом проверки.

Нестыковки рыночных цен и муниципальной прибыли обнаружили и городские депутаты: полученная МУПами годовая прибыль от рекламы соответствует месячному доходу коммерческой организации. Впрочем, в мэрии настаивают, что подобная «погрешность» составит лишь пару десятков миллионов рублей и не спасет ситуацию.

«У меня есть прайсы рекламных компаний, которые размещают рекламу в салонах, в том числе на подвижном составе ЕТТУ. Если прибыль ЕТТУ от рекламы составляет 16 млн рублей, то, получается, что реклама в салонах висит только три недели в году, все остальные 49 недель реклама либо отсутствует, либо висит бесплатно. Выслушивать эти цифры и всерьез это обсуждать я не намерен, они не соответствуют реалиям жизни. Нет таких цен в Екатеринбурге. Я своим предприятиям готов отдать всю рекламу за 32 млн рублей в год и даже внесу полную предоплату», – заявил эсер Александр Норицын.

Депутат «Справедливой России» Александр Норицын

«Реклама на одном подвижном составе стоит 1890 рублей. Вы считаете это адекватным?» – вмешался депутат Илья Лобов.

По словам главы городского комитета по транспорту Алексея Курлыкова, ЕТТУ проводит конкурс на комплексное рекламное обслуживание, и такие цифры «диктует рынок». Начальную цену контракта устанавливает МУП по согласованию с собственником – екатеринбургским ДУМИ. Впрочем, чиновник не стал пояснять, в связи с чем мэрия не заявляет большую стоимость, а также отказался назвать число участников конкурса, однако пригласил эсеров поучаствовать в торгах.

«С такими цифрами вы точно выиграете», – пообещал Алексей Курлыков.

«Я не с луны свалился, я верю, что ЕТТУ получает 16 млн рублей, но сама компания зарабатывает в десятки раз больше. Я не первый день живу на свете и понимаю, кто выиграет в вашем конкурсе», – заявил эсер, добавив, что это «стопроцентная коррупция», чем вызвал обиженные комментарии чиновников мэрии.

Несмотря на очевидное недополучение прибыли транспортными предприятиями, команда Владимира Тунгусова настаивает на сохранении системы рекламного обслуживания на аутсорсинге. Против собственного рекламного менеджмента на МУПах замглавы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский выдвинул довольно нелепые аргументы.

«Зачем вы сравниваете прайсы? А кто-то считал, сколько тратят МУПы на краску и пленку? В МУПах нет рекламщиков, и если сейчас один депутат пролоббирует решение о том, чтобы нанять рекламного менеджера со стороны, то другие депутаты тут же обвинят нас, что мы лоббируем интересы узкого круга рекламщиков», – неубедительно заявил Александр Высокинский, добавив, что выигранные в этом случае 20 млн не соотносимы с общими убытками в 1,5 млрд.

По словам депутата Александра Караваева, очевидно, что действия мэрии по конкурсам приводят к недополучению прибыли.

Замглавы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский

«Налицо неэффективное расходование средств и неэффективное управление муниципальным транспортом. МУП получает 16 млн, а сторонняя организация – 100 млн. это уже уголовное преступление», – подчеркивает депутат.

В кулуарах депутаты переговариваются: «Нам озвучивают чисто откатные схемы, но не предоставляют документы. Мы даже заявить об этом не можем напрямую, потом получим иск за клевету».

Депутаты напоминают, что в ходе первого заседания чиновники мэрии передали один единственный документ, однако бумагу тут же забрали «думские юристы» под предлогом снять копию. После чего предложили получить документ «по запросу».

«У директора ЕТТУ и его жены по «мерседесу», они живут в коттедже, при этом ни жена, ни дочь нигде не работают, ни один бизнес на них не записан. Как может руководитель получать такой доход, если его предприятие убыточно?» – задаются вопросами в городской думе.

«Сегодня нам обещали показать цифры и бумаги, контракты, контрагентов, но я не вижу ни одного пакета документов, ни одной справки. На слух три руководителя производят эфемерные цифры: 16 млн в одном предприятии, 19 млн в другом и 0 в третьем. Это не рынок. На предприятиях могут оставаться колоссальные деньги. Но у нас нет ни одной бумаги, даже протокол не ведется», – обратился к чиновникам Александр Караваев.

В ответ на критику Александр Высокинский пообещал показать документы «после совещания», а замглавы администрации по вопросам транспорта и благоустройства Евгений Липович предложил и вовсе убрать рекламу с городского транспорта.

«Реклама должна исчезнуть, мы уже работаем с метро, то же самое хотим сделать в ЕТТУ. Эти средства не спасают предприятия, но портят облик города и подвижной состав. Если мы не решим вопрос дотаций из областного бюджета, то так и будем латать дыры. В целом, в области общественный транспорт на грани разорения, включая частников. Да, они не уходят, потому что взяли подвижной состав в лизинг», – заявил Евгений Липович.

Присутствующие на заседании представители частных транспортных компаний, между тем, заявили, что «МУПы могут зарабатывать деньги», и для выхода из кризиса необязательно «доить бюджет». Достаточно прийти к единому тарифу.

По словам директора НП «Городские пассажирские перевозки» Юрия Минина, средний тариф одной поездки выходит в 13-16 рублей, поскольку от 80% до 90% пассажиров ездит по Е-карте.

«Е-карта должна быть, но стоимость должна быть другая. Во-первых, у всех разные льготы, давайте сделаем 3-4 льготы, чтобы было прозрачно. Во-вторых, должна быть ясность: если тариф 23 рубля, то почему я вожу за другие деньги? Мне ведь нужно считать рентабельность», – заявил Юрий Минин.

Отметим, что несмотря на фактически заниженный тариф, лизинговые и налоговые платежи, частное предприятие все же срабатывает в ноль.

«Я лично внес определенную сумму денег, поскольку работаю в бизнесе 13 лет, и не могу закрыть предприятие. Один маршрут работает в ноль, другой в убыток, но за счет других маршрутов получаем прибыль», – заявил перевозчик.

Отметим, что частники предлагают свой выход из сложившейся ситуации с общественным транспортом в Екатеринбурге – вообще отпустить цены на проезд, в итоге рынок сам выровняет стоимость. Однако перевозку льготников при этом должен компенсировать бюджет.

Депутат Александр Караваев

Впрочем, к частным перевозкам у мэрии уже сформировалось собственное отношение: по прогнозам Евгения Липовича, к 7 мая в городе останется практически один муниципальный транспорт, поскольку у большинства частников не будет водителей с российскими правами.

Итогом заседания стало формирование рабочей группы из числа городских депутатов, которая займется изучением документов. Параллельно гордума будет готовить обращение в Законодательное собрание с просьбой пересмотреть сроки действия соглашения между городом и областью. Отметим, что в профильную команду депутатов войдут Вячеслав Вегнер, Дмитрий Головин, Александр Караваев и Антон Швалев. Первое ознакомление с документами состоится уже 28 февраля.

«Грузиться будем по полной программе», – пообещал Александр Высокинский.

Александр Караваев подчеркивает, что задача рабочей группы – проследить, чтобы спорный вопрос не был сведен на нет.

«Администрация города действует в рамках привычного сценария. Организуются шумные собрания, на которых одни и те же вопросы ходят по кругу, а конкретики и документов нет. В конечном итоге и журналисты, и депутаты теряют интерес к теме, и чиновники кулуарно принимают решение», – подчеркнул депутат.

«Правда УРФО» будет следить за развитием ситуации.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни