Сегодня, 12 марта, состоялось заседание Законодательного собрания Челябинской области, в ходе которого было принято сразу несколько важных, по мнению наблюдателей, законопроектов. Так, областные парламентарии внесли правки в реформирование МСУ в столице области, а также кардинально поменяли схему выборов в ЗСО и в регионе в целом.
Отметим, что созыв депутатов на заседание раньше обычного срока обусловлен необходимостью утверждения схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов в ЗакСо. Теперь они выровнены под количество избирателей с разницей в 1-2% – в каждом округе зарегистрировано от 88 до 93 тыс. человек. Всего округов 30. Теперь под данную схему предстоит подстроиться избирательным комиссиям региона.
Также решения парламентариев затронул и реформу МСУ в столице Челябинской области. К 13 полномочиям, определенным федеральным законодательством, добавлено еще 11. Как пояснил «Правде УРФО» председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Семен Мительман, данной тематики коснулось сразу два закона.
Председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Семен Мительман
«Мы передали 11 вопросов местного значения, а потом по каждому из них разграничили полномочия. Это вопросы и энергоснабжения, и земельного контроля, и антитеррористической, антикоррупционной деятельности. Это вопросы, касающиеся гражданской обороны, размещения нестационарных объектов и рекламы. Много всего. И соответственно по каждому из них мы разделили полномочия – что город делает, а что район», – пояснил Мительман, добавив, что средств на некоторые новые полномочия может и не хватить, однако проделанная работа позволит подготовить полноценный бюджет на 2016 год, где будут прописаны все новые траты.
Самым обсуждаемым сегодня стал законопроект «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов области». Избирать глав районов, городских и сельских поселений будут не местные жители, а депутаты. Как пояснил журналисту «Правды УРФО» председатель регионального Законодательного собрания Владимир Мякуш, это позволит искоренить сразу несколько существенных муниципальных проблем. «Выборы сегодня приобретают значимость особенную. Если раньше говорили, что депутаты не имеют никаких полномочий, и толку от них нет, то сегодня у них появляются реальные рычаги формирования органов власти, высших должностных лиц муниципальных образований», – пояснил Мякуш.
К прочему, парламентарий отметил, что также поправки призваны обособить ветви власти во всех челябинских муниципалитетах, а это, по задумке, должно свести на нет возможные конфликты интересов и полномочий. «Собрание избирает своего председателя и главу муниципалитета. Так появляется два руководителя, но один управляет представительными, а другой исполнительными органами власти», – добавил председатель Заксобрания.
Председатель челябинского Законодательного собрания Владимир Мякуш
Воплощены в жизнь все сегодняшние решения будут уже в конце текущего года, в единый день голосования – 13 сентября. Новая схема управления заработает практически во всех муниципальных образованиях Южного Урала, за исключением Челябинска и Трехгорного. Там выборы состоялись в конце 2014 года, а следовательно, новые правила вступят в силу по истечению срока полномочий местных парламентариев. К слову, также сегодня были одобрены поправки в закон «Об осуществлении местного самоуправления в Челябинском ГО», согласно которым глава округа и внутригородских районов избирается думой соответствующего уровня из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и возглавляет местную администрацию.
Стоит отметить, что работа по оптимизации устройства власти на местах ведется и во многих других субъектах Уральского федерального округа как под присмотром чиновников аппарата администрации президента РФ Владимира Путина, так и полномочного представителя президента в УрФО Игоря Холманских. Однако как пояснили «Правде УРФО» политтехнологи, близкие к администрации губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, опыт Челябинской области в плане реформирования МСУ сейчас находится под пристальным вниманием коллег из соседних регионов, где, к слову, действуют совершенно другие правила.
«Для нас это важно потому, что на Среднем Урале этот процесс выстроен совершенно иначе – свердловские власти идут по пути поиска наилучших практик, выстраивания диалога. Выбор напрямую связан с тем, насколько та или иная схема поддерживается жителями конкретного муниципалитета. Именно поэтому в наших областных законах закреплен целый ряд схем построения муниципальной власти. При этом хочется отметить, что по такому же принципу – диалога и поиска консенсуса – будет строиться работа по строительству «Большого Екатеринбурга». Если, конечно, в этом диалоге будут заинтересованы все участники процесса. При отсутствии готовности к реальной работе в столице Среднего Урала может быть, конечно, реализована и южноуральская модель», – поделились сведениями эксперты, близкие к резиденции свердловского губернатора.
Однако челябинские аналитики склонны предполагать, что принятая на Южном Урале схема выбора руководства территорий не приживется. По мнению политолога Александра Петракова, у населения слишком велико недоверие к депутатам на местах. «Жители муниципалитетов вообще не считают их какой бы то ни было властью. Для них дума – это место, куда можно пожаловаться на власть реальную, исполнительную. Будь у нас в России как-то иначе, давно был бы другой государственный строй, другое общество и другая конфигурация, система власти. Депутатов можно наделить любым функционалом, от этого менталитет жителей Челябинской области не изменится», – рассуждает эксперт.
Вместе с тем аналитик признает, что данное решение не приведет к «кризису власти» на местах – руководство области имеет все рычаги воздействия на муниципалитеты, в том числе и финансовые. «Возьмите любой город и муниципальный район в Челябинской области, кроме Челябинска, Магнитогорска и трех ЗАТО, и посмотрите структуру местного бюджета. Дотационная составляющая там колеблется от нижней планки в 40-50% до 90%. И вот я хочу посмотреть на тех депутатов, которые осенью скажут свое «нет» рекомендации Дубровского, его команды», – отметил Петраков.
Такая политика, убежден политолог, для депутатов и потенциальных муниципальных глав самоубийственна как минимум в экономическом плане. Таким образом, «ничем реально областные власти не рискуют и никакие рычаги, полномочия депутатам на местах не передают, потому что любая власть подразумевает ресурс, возможность пользоваться ею. А у муниципальных властей сегодня объективно такого ресурса нет».
«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.