Челябинские экологи направили санкции РФ против РМК

Версия для печати

Внешнеэкономическую политику используют в борьбе с «Томинским ГОКом»

Санкции правительства РФ создали угрозу срыва строительства «Томинского горно-обогатительного комбината» «Русской медной компании». Обострение взаимоотношений России с западными партнерами вынудило челябинских политиков задуматься о расширении товаров и услуг, подверженных запрету на ввоз. Лидер фракции ЛДПР в региональном Законодательном собрании Андрей Ткаченко счел необходимым ввести эмбарго на «продукцию западного автопрома, машино- и авиастроения в целом». И хотя пока до законодательной инициативы заявления депутата не дошли, тезисы будут переданы в правительство РФ из Челябинской области. Общественники считают, что такие радикальные меры позволят реализовать замыслы властей по импортозамещению в сфере промышленности и по деоффшоризации экономики. Однако главным образом запрет на покупку отечественными компаниями иностранной техники, по замыслу активистов, станет инструментом в борьбе против ЗАО «Томинский ГОК» РМК. В случае успеха экологов, как полагают аналитики, последствия могут иметь негативное влияние не просто на отдельно взятые промышленные проекты, но и на финансовое положение крупных компаний.

В Челябинской области зародилась инициатива усилить экономические санкции России. Лидер фракции «Либерально-демократической партии России» в Законодательном собрании Южного Урала Андрей Ткаченко посчитал экономический ответ Западу излишне мягким. Согласно суждению политика, санкции нужно расширить и на прочие сферы производства и потребления.

«Не надо останавливаться на сельхозпродукции. Во-первых, поставить заслон импорту предметов роскоши. Во-вторых, ограничить ввоз продукции западного автопрома, машино- и авиастроения в целом. Там, где не вводим санкции, нужны заградительные таможенные пошлины. Кроме того, выдавливая с внутреннего рынка западную сельхозпродукцию и продукцию западного авто- и авиапрома, мы вынуждаем европейцев развивать собственное производство в России», – уверен Андрей Ткаченко.

Отметим, что эту позицию частично разделяют и члены правительства Челябинской области. Как рассказал корреспонденту «Правды УРФО» заместитель главы кабмина Иван Феклин, такие санкции уже введены. Однако пока их действие распространено лишь на госкорпорации.

Заместитель главы кабмина Челябинской области Иван Феклин

«Государство уже приняло соответствующее решение. 14 июля подписан указ о том, что все компании государственные и с участием государства должны закупать технику, к примеру, строительную или дорожную, только российского производства. Ну а частников как мы можем заставить? Это слишком жестко. Понятно, что сегодня нужны программы для того, чтобы машиностроение сдвинуть. Реально мы сегодня очень и очень сильно отстаем. Поэтому, конечно, можно было бы что-то в этой сфере предложить. Есть же понятные схемы – субсидирование процентных ставок или какие-то налоговые преференции создавать. Ведь для того чтобы машиностроительный комплекс заработал, нужно, чтобы спрос был на его продукцию. А чтобы спрос был, нужно, чтобы эта продукция соответствовала какому-то понимаемому уровню развития. А для достижения этого уровня продукция должна производиться в нормальных условиях. Должно произойти серьезное техническое перевооружение. А для этого сегодня действительно нужно поддержать предприятия», – заявил господин Феклин.

Несмотря на громогласность заявлений либерал-демократа, пока они не сформулированы в виде законодательной инициативы. Тем не менее, в ближайшие дни обращение к федеральному центру все-таки будет сформировано. За инициативой написать обращение в кабмин стоят общественники Челябинской области, которые известны благодаря борьбе против строительства «Томинского горно-обогатительного комбината» «Русской медной компании».

«По поводу зарубежной техники, которую планирует использовать РМК. Никогда бы не подумал, что поддержу хотя бы одну идею ЛДПР. Но лидер фракции в нашем Законодательном собрании Андрей Ткаченко высказался и за ограничение ввоза продукции западного автопрома, машино- и авиастроения в целом. Так что проблема ГОКа вообще-то может решиться указом президента о запрете ввоза такого оборудования», – пояснил «Правде УРФО» юрист общественного движения «СтопГОК» Василий Московец.

Скорее всего, письмо будет направлено на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Однако также не исключено, что после определенных консультаций внутри организации «СтопГОК» послание с инициативой будет отправлено и главе государства Владимиру Путину.

Общественник уверен, что на фоне минувших событий в их запасе появились весьма убедительные доводы против проекта РМК – «пора уже серьезно вернуться и к реализации идеи Путина о деоффшоризации нашей экономики». Целесообразнее всего сделать это, отмечает Московец, во время действия санкций против Запада, которые имеют под собой почву для развития сельского хозяйства страны. «Глупо ведь получается: запретили ввоз западного сыра, но разрешили компании, полностью контролируемой западными акционерами, уничтожить почти 4 тысячи гектаров плодородных земель», – резюмирует общественный активист.

Стоит отметить, что нарастающие риски никак не комментируют в самой «Русской медной компании». На момент публикации материала представители РМК традиционно оставили обращение «Правды УРФО» без ответа. От разъяснения позиции медного гиганта уклоняется и вице-президент по региональному развитию Олег Грачев, который, как неоднократно заявляли экологи, уходит от взаимодействия с общественностью с самого своего назначения.

Напомним, что проект РМК по строительству «Томинского ГОКа» практически с создания разрабатывается в сопровождении многочисленных акций протеста. К борьбе против деятельности медной компании привлекались как представители надзорных органов, так и чиновники разного уровня. Помимо прочего, общественники неоднократно писали временно исполняющему обязанности губернатора Челябинской области Борису Дубровскому, проблема экологии для которого, как оказалось, стоит не на последнем месте – глава региона создал профильный совет.

Временно исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Борис Дубровский

Отраслевые эксперты полагают, что расширение санкций сулит даже успешным промышленникам весьма серьезные финансовые проблемы. Как рассказал «Правде УРФО» аналитик по металлургии ИК «Велес Капитал» Айрат Халиков, данная инициатива неуместна именно в сегодняшних реалиях, когда ситуация в экономике делает фокус на борьбе за рентабельность.

«Сейчас цены на продукцию на достаточно низком уровне. Российские производители могут достигать конкурентного уровня лишь тем, что устанавливают новое оборудование. Если говорить про РМК – такие заявления очень грустно слышать. Сейчас металлы себя не очень хорошо чувствуют в плане цен. Мировые компании сейчас либо снижают себестоимость, либо увеличивают переработку. Вот «РУСАЛ» или тот же «Норникель» закрывают отстающие производства и объединяют активы, чтобы хоть как-то маржу оставить в компании. А такие санкции нанесут прямой вред одному из хороших российских предприятий», – отметил господин Халиков.

Эксперт уверен, что подобные политические заявления – явный популизм, не отражающий реальную потребность отечественного машиностроения. Его коллега, аналитик RMG Андрей Третельников в разговоре журналистом издания пояснил, что пока российская промышленность не готова перейти на обслуживание исключительно отечественной техники. «Это однозначно приведет к дальнейшему коллапсу отрасли. У нас попросту нет многих агрегатов. Многая отечественная техника не соответствует западной и по соотношению цена/качество», – пояснил эксперт.

К прочему, господин Третельников отметил, что главный вопрос тут – «на какой срок будут введены санкции?» Возможно, если запрет продлится 6 месяцев или даже год, рассуждает аналитик, местные инвесторы еще смогут продержаться. Но для того чтобы санкции возымели экономический эффект в виде реализации потенциала отечественного машиностроения, запрет целесообразнее вводить, к примеру, на пятилетку. Однако такой срок с большой долей вероятности нанесет крайне сильный удар по многим действующим промышленникам.

«Правда УРФО» следит за развитием событий.

Справочно:

ЗАО «Русская медная компания» занимается производством цветных, в том числе драгоценных, металлов. РМК занимает третье место в России по объемам производства катодной меди и второе – по медной катанке. Основным владельцем считается председатель совета директоров Игорь Алтушкин. Согласно последним данным Росстата, 99,7% РМК принадлежит кипрскому оффшору Tilia Holdings Limited.

ЗАО «Томинский ГОК» – оператор проекта строительства комбината на месторождении Томинское, эксплуатационные запасы руды на котором достигают 491 млн тонн. В октябре 2013 года Уральский банк Сбербанка профинансировал РМК строительство «Томинского ГОКа», предоставив кредит в 30,2 млрд рублей на 10 лет. Общая стоимость проекта – 44 млрд рублей, его планируется построить в 2 этапа. Предполагается, что первая очередь будет запущена в сентябре 2015 года, вторая – в сентябре 2017.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP_code

CAPTCHA
Вы точно не робот?