Бюджетный дефицит ударит по «столичным» амбициям регионов УрФО

Субъекты сократят программы развития и приостановят крупные инвестпроекты

Строительство дорог, технопарков, а также реализация масштабных инвестпроектов, таких как программа «Столица», в УрФО могут быть отложены. Четыре региона из шести будут жить с дефицитным бюджетом. Наиболее тяжелая ситуация сложилась на Среднем Урале, «дыра» в казне составляет 25 млрд рублей. Чуть менее плачевно дела обстоят в ХМАО-Югре, в Тюменской и Курганской областях. Кроме того, сокращение доходов ожидает и богатый углеводородами Ямал. Губернатор округа Дмитрий Кобылкин уже обещал выйти из дефицита в 2016 году с запуском порта Сабетта. А пока регионы Уральского округа вынуждены «потуже затягивать пояса», сокращать вложения в развитие и увеличивать количество займов и кредитов. Эксперты полагают, что основная нагрузка ляжет на федеральный бюджет, который легче финансировать за счет эмиссии долговых бумаг.

Сегодня, 31 октября, депутаты Свердловского Заксобрания приступили к обсуждению бюджета области на 2014 год. Пока Средний Урал лидирует в УрФО по объему дефицита в 25 млрд рублей – доходы региональной казны составят 166,5 млрд рублей против расходов в 192 млрд рублей. Как пояснил «Правде УРФО» источник в бюджетном комитете Заксобрания области, серьезный дефицит сложился в связи со снижением поступлений от налога на прибыль организаций «по всему спектру экономики». Тогда как по НДФЛ, налогу на имущество организаций наблюдается небольшой рост. Кроме того, есть переплаты хозяйствующих субъектов, которые требуют возврата.

Однако, как обещают власти, ни один закон социальной направленности в 2014 году не пострадает, все сохраняется в запланированном объеме. «Есть 143 закона по социальным обязательствам – ни один из них не страдает. На повышение зарплат в бюджетной сфере, как и положено по указам президента РФ, уйдет порядка 10 млрд рублей», – пояснил «Правде УРФО» собеседник в профильном комитете.

Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин

«Ужиматься» Свердловской области придется в части капвложений в строительство и реконструкции дорог, например. С пристальным вниманием, будут выделяться средства Екатеринбургу в рамках программы «Столица». «В этом году Екатеринбургу отдали объем финансирования на 4 с лишним миллиарда рублей по программе «Столица», а объем выполнен на 1,5, и уже конец года. Где остальные деньги? Нужно их возвращать бюджету. В 2014 году будем смотреть, есть ли проектно-сметная документация, прошла ли она экспертизу, подтверждена ли она объемами и земельными вводами. Нет проектно-сметной документации – нечего заявляться. В 2014 году будем смотреть, что предлагает Екатеринбург, сколько хватает средств в дорожном фонде, сколько заложено в муниципальном дорожном фонде», – уточнил возможные направления сокращения расходов депутат. Источник «Правды УРФО» отметил, что дефицит будет покрываться за счет заимствований, облигационных займов, кредитов банков.

Серьезный дефицит бюджета на 2014 год сложился и в нефтедобывающем регионе ХМАО-Югре – 21,1 млрд рублей. Доходная часть в 2014 году по проекту, представленному депутатам, составит 166,4 млрд рублей, расходы – 187,5 млрд рублей. Основные причины снижения налоговых поступлений, как рассказывал в интервью «Правде УРФО» глава департамента экономического развития ХМАО-Югры Павел Сидоров, – в снижении поступлений от налога на прибыль. Само падение платежей связано со снижением финансового результата по причине осуществления нефтяными компаниями разовых крупномасштабных сделок (два участка месторождений федерального значения, системные преобразования крупнейших налогоплательщиков), новыми правилами определения налоговой базы для исчисления налога на прибыль нефтяных организаций, входящих в консолидированную группу налогоплательщиков. Тем не менее, как отмечал чиновник, более 73% расходов на ближайшие 3 года будут направлены на социальную сферу: обеспечение югорчан услугами здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, спорта, на мероприятия демографической и социальной политики.

Дефицитным на 2014 год был принят в первом чтении и бюджет Тюменской области на 2014–2016 годы. Согласно параметрам проекта документа, объем доходов региональной казны на 2014 год составит 116,6 млрд рублей, что ниже по сравнению с 2013 годом на 7,9 млрд рублей или на 6%. В дальнейшем ожидается повышение показателей. В 2015 году доходы областного бюджета поднимутся до 120 млрд рублей, а в 2016 году – до 125,5 млрд рублей. Расходы Тюменской области в 2014 году запланированы в объеме 120,9 млрд рублей, что ниже по сравнению с 2013 годом на 40 млрд рублей или на 25%. К 2016 году расходы увеличатся до 125,5 млрд рублей.

Таким образом, дефицит областного бюджета составит в 2014 году 4,4 млрд рублей. Основным источником финансирования нехватки средств будут заимствования в объеме 5 млрд рублей. Это станет возможным после выпуска ценных бумаг Тюменской области. Основным фактором снижения станет отмена компенсаций выпадающих доходов от налога на добычу нефти. Ранее власти Тюменской области признавали, что расходы в 2014 году уменьшаются по всем разделам областного бюджета. Наиболее жесткие условия коснутся инвестпроектов в сферах газификации, дорог и строительства. Однако, по словам заместителя председателя бюджетного комитета Тюменской облдумы Николая Токарчука, социальные статьи расходов сокращаться не будут. «Объективно, я не видел провальных вещей в бюджете Тюменской области 2014 года, чтобы перестали строить дороги, строить дома и бюджетные учреждения. Бюджет сбалансированно сокращен, бюджета развития, понятно, не будет. Возможно, уменьшатся ассигнования, субсидии, поддержка разного рода фондов предпринимательства», – предположил депутат.

Заместитель председателя бюджетного комитета Тюменской облдумы Николай Токарчук

С дефицитом в 4 млрд рублей утвержден и бюджет Курганской области. Доходная часть финансового документа составила 30,3 млрд рублей, а расходы 34,1 млрд рублей. Как рассказал «Правде УРФО» депутат областного парламента Виктор Семенов, в частности, дополнительные расходы пойдут на увеличение зарплат бюджетникам и повышение качества медицины. «В качестве источников покрытия дефицита обсуждается повышение доходной части и привлечение бюджетных кредитов. В принципе, 3 миллиарда рублей, которые пойдут на увеличение зарплат, отчасти увеличат налоговые поступления», – считает Виктор Семенов.

Пока неизвестны параметры бюджета Челябинской области и Ямало-Ненецкого автономного округа. Однако, как уточнили для «Правды УРФО» в правительстве ЯНАО, главный финансовый документ региона будет рассматриваться на заседании Заксобрания 24–25 ноября. Впрочем, уже сейчас известно, что он будет дефицитным. К слову, тот факт, что расходы бюджета будут превышать доходы, подтвердил во время «прямой линии» с населением губернатор Дмитрий Кобылкин.

«Бюджетный процесс сегодня таков, что с вводом любого детского сада, школы мы увеличиваем расходные обязательства. Вы знаете, последние три года – опять же, не я это придумал – мы посоветовались с населением и сделали народную программу. Потом откорректировали статьи развития Ямала и большими темпами начали строить объекты социально-культурного назначения, инфраструктурного направления. Поэтому расходные обязательства растут. Доходы тоже как росли, так и растут. Динамика роста понятна. Но немножко их не хватает сегодня. Но я точно знаю, что с 2016 года, с запуском порта Сабетта, когда мы закончим крупные инфраструктурные проекты по обустройству полуострова Ямал, севера Красноярского края, когда трубу протянем в Китай, у нас значительно увеличится доходная часть бюджета. Это я вижу и понимаю. Я это знал, об этом говорил. Но темпы строительства я не хочу останавливать, вот основная задача», – пообещал Дмитрий Кобылкин. Со слов губернатора, «урезаться» будет только бюджет развития, социальные обязательства перед населением будут сохранены. «Они имеют константу, неважно, кто руководит регионом. Это всегда было и есть на Ямале. А от того, какие схемы мы можем придумать и как будем развивать, зависит то, будем ли мы быстро сносить ветхое и аварийное жилье, строить детсады, или это будет происходить медленно. Я за то, чтобы найти механизмы и построить побыстрее», – отметил Дмитрий Кобылкин.

Политолог Анатолий Гагарин предполагает, что бюджетные дефициты приведут к заморозке строительства запланированных технопарков. «Судя по тем разнарядкам, которые были произнесены сверху, будут урезаны проекты, находящиеся в стадии разработки. Сокращения так и не коснутся социальных проектов – все губернаторы прямо заявили, что все свои обещания они будут выполнять. Наступила полоса, которую отчасти можно назвать полосой затягивания поясов и, естественно, разумной траты денег. Это не зачеркивает поиск различных инвестпроектов, которые можно отнести к разряду краткосрочных. Думаю, что крупные инновационные парки организовывать не будут, а будут обходиться локальными проектами, связанными с размещением сборочных цехов, что можно сделать в кооперации с иностранными партнерами. Думаю, что разработка индустриальных парков, требующая больших ресурсов, ограничится запущенными парками. Поскольку там много проблем, связанных с привлечением партнеров, процентную долю которых должен обеспечить организатор. Нужно работать над привлечением партнеров в существующие парки, «Тагил», например», – считает эксперт.

Как подчеркивает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, ситуация с исполнением бюджета в 2013 и 2014 году во многих регионах РФ в целом схожа: некоторое замедление экономического роста (в основном, за счет слабой конъюнктуры на сырьевых площадках и стагнации в металлургической отрасли, которая объясняется крайне низкими капитальными затратами компаний) ударило по финансовым результатам основных налогоплательщиков. В то время как темпы роста внутреннего совокупного спроса недостаточны, чтобы компенсировать выпадающие экспортные доходы. «Таким образом, доходная часть бюджета РФ (и регионов) «просела», что привело к появлению дефицита, который, скорее всего, будет покрываться за счет заимствований на долговом рынке. В такой ситуации введение жесткой централизации решений должно привести к тому, что проблемы регионов могут быть переложены на федеральный бюджет, который, в свою очередь, легче финансировать за счет эмиссии долговых бумаг. Все регионы РФ обязаны не сокращать свои бюджеты, это прямой указ «сверху», таким образом, различных путей по снижению бюджетного дефицита не так много. Да и риски снижения нефтяных цен, конечно, уменьшены введением «бюджетного правила», но пока остаются», – делает неутешительный вывод аналитик.

По его мнению, в такой ситуации страдают обычно инфраструктурные проекты, в частности, в 2014 году может быть свернуто много крупных проектов естественных монополий из-за «заморозки» тарифов для юридических лиц.

«Правда УРФО» продолжит следить за экономической ситуацией в регионах округа.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни