Бюджет Челябинской области приняли с пессимизмом под протесты прокуратуры

Версия для печати

Реальный дефицит бюджета Южного Урала может достичь 20 млрд рублей

Сегодня в Челябинской области завершился бюджетный процесс – депутаты утвердили главный финансовый документ области с дефицитом в 10 млрд рублей. Принятие бюджета прошло в накаленной обстановке – за 2 дня до утверждения документа во втором и третьем чтении областная прокуратура вынесла губернатору Михаилу Юревичу представление об устранении нарушений. В финпроекте не были заложены средства на целевые социальные программы. Кроме того, эксперты уверены, что реальный дефицит бюджета уже сейчас подбирается к 20 млрд рублей и продолжит расти в будущем году.

Председатель челябинского ЗСО  Владимир Мякуш сообщил сегодня 20 декабря 2012 года, что ко второму чтению бюджета поправок практически не поступило, а депутаты осознанно приняли документ с дефицитом, превышающем 10% доходов областной казны. То есть в 2013 году наполняемость бюджета составит около 85 млрд рублей, расходы – 95 млрд рублей.

«Дефицит составит 10 млрд рублей. Мы пошли на это осознанно, нам необходимы средства на реализацию социальных обязательств. Кроме того, значительная часть средств будет направлена на поддержку муниципалитетов в виде межбюджетных трансфертов. Оставшиеся деньги мы направим в виде инвестиций в отрасли экономики», – поделился планами Владимир Мякуш.

Как отмечает руководитель научно-образовательного центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и Челябинского госуниверситета Сергей Гордеев, дефицит ожидался еще больше – в пределах 11–12 млрд рублей. Местные депутаты  подчеркивают, что «… даже с долгами в области все хорошо».

«Дефицит – это просто цифры, в целом жить можно. Как правило, дефицит покрывается за счет остатков средств», – рассказал «Правде УРФО» депутат челябинского ЗСО, член комитета по бюджету и налогам Дмитрий Замятин.

За 10 дней до окончания 2012 года челябинское правительство исхитрилось найти почти 2 млрд рублей на покрытие бюджетного дефицита уходящего года, который в итоге составил 8 млрд 352 млн рублей – соответствующие поправки  в бюджет 2012 года были также приняты сегодня.

«Доходы бюджета выросли на 1,8 миллиарда рублей за счет дополнительных трансфертов. Таким образом, доходная часть бюджета на 2012 и плановый период 2013 и 2014 годов составляет 97 миллиардов 818 миллионов рублей, расходная – 106 миллиардов», – рассказал министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.

Впрочем, предновогодние вливания из федерального бюджета больше напоминают красивую картинку для населения: в традициях команды Михаила Юревича занижать реальную планку бюджетного дефицита. В сумму 10 миллиардов не заложены бюджетные гарантии по кредитам, которые с высокой долей вероятности придется погашать областной казне. Более того, даже официальный дефицит увеличится сразу после нового года. 

«Вопрос даже не в том, нашли миллиард или нет – этот миллиард исчезнет уже после нового года. На самом деле реальный дефицит перешагнул уже за 20 миллиардов. Дефицит, о котором говорится официально, не включает в себя бюджетные гарантии, предоставленные избранным компаниям. В основном это фирмы Олега Колесникова (в частности, «Уралбройлер»), которым были предоставлены гарантии на сумму 7–8 миллиардов рублей. По экспертным оценкам, эти деньги придется платить бюджету. Кроме того, есть еще долг по «дорожной революции» около 2 миллиардов рублей, так что я думаю, что можно смело говорить  о том, что бюджетный дефицит превышает 20 миллиардов рублей», – заключил блогер-политолог Александр Подопригора.

Эксперты подчеркивают, что даже официальный дефицит вырастет – скажется сокращение собираемости налогов на прибыль и НДФЛ: «… дефицит вырастет: уже не будет налога на прибыль такого, какой был, не будут расти акцизы такими темпами, как было раньше, не будет расти зарплата, как она росла в прошлом году по политическим мотивам. И бюджет будет корректироваться еще не 1, не 2 и не 5 раз».

Отметим, что полученные в последний момент федеральные средства не связаны с какими-либо  инициативами областных финансистов.  1,8 миллиарда рублей – это целевые деньги.

«Основные цели – модернизация здравоохранения и поддержка сельскохозяйственных производителей, на это выделено по 800 с лишним миллионов рублей. Это все целевые деньги. То, что средства появились только в конце года, обусловлено особенностями бюджетного процесса – четвертый квартал более финансово насыщен, нежели первый. Видимо, это также связано с дополнительными доходами федерального бюджета», – отмечает депутат Дмитрий Замятин.

Впрочем, бюджетный дефицит – еще не самая главная проблема финансистов команды Юревича. Тем более что формально он укладывается в отведенные законом рамки: не более 15% от доходной части бюджета. В этом году  работа областного правительства привлекала пристальное внимание прокуратуры. Как уже писала «Правда УРФО», 18 декабря прокурор Челябинской области Александр Войтович потребовал от главы региона Михаила Юревича устранить нарушения законодательства при принятии бюджета на 2013 год – подчиненные губернатора не предусмотрели средства на реализацию действующих долгосрочных целевых программ социальной направленности.

В частности, челябинские чиновники решили сэкономить 2,5 млрд на детях – именно такой суммы недосчиталась программа поддержки и развития дошкольного  образования. Кроме того, без вмешательства контролирующего органа под угрозой могли бы оказаться приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

«Думаю, что бюджетный процесс в Челябинске войдет в историю как один из случаев, когда бюджет в самые последние дни проверяла прокуратура, которая выявила немало претензий, которые вдруг за полдня исправили. Это говорит о крайне некачественной  работе экономических ведомств, о крайнем непрофессионализме, когда чиновники даже не считают стоимость программ», – отмечает Александр Подопригора.

Экономисты связывают пробелы бюджета с крайне низким качеством социально-экономических прогнозов: финансовый документ абсолютно оторван от прогнозных показателей. Это также говорит о непрофессионализме профильных представителей исполнительной власти.

«Экономическая ситуация в Челябинской области достаточно противоречивая: нет прорывных экономических трендов, основной источник доходов бюджета – НДФЛ. И если в последний момент возникают вопросы у прокуратуры, то это свидетельствует о неэффективности именно экономического блока правительства, поскольку финансовое ведомство лишь фиксирует результаты. Бюджет оторван от прогноза социально-экономического развития, из-за этого были и проблемы с прокуратурой. Дальше пополнять бюджет за счет внешних заимствований не представляется возможным. При этом реальный дефицит бюджета будет значительно больше, поскольку он будет еще уточняться. Впрочем, также могут вырасти и доходы – возможно, будет оживление у наших промышленных гигантов», – полагает Сергей Гордеев.

 

Елена Мурзина, министр экономического развития Челябинской области

Впрочем, ссылаясь на мнение собеседников «Правды УРФО» в ЗСО, бюджет начнет наполняться реальными деньгами лишь в новом году, причем де-факто расходные и доходные статьи будет формировать ближайшее окружение губернатора.

«Крайне некачественно идет прогнозирование социально-экономического развития области. Согласно прогнозу, нас каждый год ожидает один и тот же рост в 9,3% – цифры взяты с потолка, они ни на чем не основаны, так как нет роста даже в 1%. И на основе подобного рода прогнозов делаются подобного рода бюджеты – это совершенная деквалификация и потеря ответственности представителей исполнительной власти. Некоторые чиновники воспринимают бюджет как простую бумажку, за которую депутаты проголосуют, и дальше можно будет в рабочем порядке корректировать доходы и расходы, главное, чтобы было обеспечено строительство дорог – самая коррупционная сфера. Вопрос бюджета не экономический, это вопрос политической состоятельности исполнительной власти Челябинской области», – резюмирует ситуацию один из депутатов ЗСО Челябниской области от «Единой России» на основаниях анонимности.

Отметим, что в челябинском Заксобрании большинство депутатов придерживаются полностью противоположного мнения: прогноз практически  совпадает с реальностью, погрешность – в пределах 1,5%, а при формировании бюджета за основу берется исключительно пессимистический прогноз.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.