Банкротство «Аган-Бурения» окончится заявлением «Газпром нефти»

У буровой компании ХМАО-Югры не осталось шансов на сохранение производства

Надежда на спасение от банкротства нефтесервисной компании ЗАО «Аган-Бурение» (Нижневартовский район ХМАО-Югры) через погашение долга от ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» не оправдалась. Контрагент предоставил в 8-й арбитражный апелляционный суд, где продолжается рассмотрение дела о несостоятельности сервисной компании, платежное поручение всего на 1,5 млн руб. По мнению руководства подразделения «Газпром нефти» и властей округа, этих средств хватит лишь на выплату заработной платы уволенным сотрудникам, о возвращении компании к работе не может быть и речи. Эксперты считают, что причиной банкротства стал неэффективный менеджмент, а также система постоплаты, которая заставляет работать компании отрасли на грани выживания.

Сегодня фактически «ко дну» была отправлена первая из сервисных компаний, ранее известная принадлежностью к олигархическому капиталу за пределами Тюменского Севера. В 8-й арбитражный апелляционный суд поступило платежное поручение от ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в рамках дела о банкротстве ЗАО «Аган-Бурение».

Как пояснил корреспонденту «Правды УРФО» генеральный директор компании Павел Крюков, это поручение на 1,5 млн рублей. «Но данная сумма все равно не имеет влияния на дела сервисной компании. К тому же, «Аган-Бурение» сами должны нам почти 10 млн рублей. Это деньги за цемент, дизтопливо и другие материалы, которые были необходимы для работы. На данный момент они по этим средствам так и не отчитались и ничего не вернули, – рассказал он, посетовав, что надежды вернуть эти деньги нет. – Пока эта сумма висит. Наверное, мы тоже встанем в очередь за деньгами, но вряд ли что-то получим», – добавил Павел Крюков.

Генеральный директор компании «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» Павел Крюков

Напомним, в конце 2012 года в отношении ЗАО «Аган-Бурение» по решению арбитражного суда ХМАО-Югры была начата процедура банкротства – введено временное наблюдение. На данный момент заявителями по делу выступают 103 кредитора, среди которых такие гиганты, как ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «Ютэйр-Экспресс», ООО «УралЭнергоСервис» и ОАО «Сбербанк России». В процессе рассмотрения иска о банкротстве представители ЗАО «Аган-Бурение» заявляли о том, что рассчитаются с кредиторами сразу после того, как произойдет расчет с ними со стороны ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». Однако надежды компании не оправдались.

ЗАО «Аган-Бурение» было создано в 1996 году путем выделения из состава ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» на базе подразделений в п. Новоаганск Нижневартовского района ХМАО-Югры в структуру «Аганнефтегазгеология». Президентом компании стал ныне действующий сенатор Виктор Пичугов, который в 2005 году продал актив с тремя лицензионными участками за $250 млн (оценка экспертов) владельцу ОАО «НК «РуссНефть» Михаилу Гуцериеву. На деле компания дробилась и продавалась по частям, говорит участник тех событий. В середине 2000-х объем добычи нефти «Агана» составлял 2 млн тонн в год.

Экс-глава «Аганнефтегазгеологии» Виктор Пичугов

По признанию окружных чиновников, причиной банкротства нефтесервисной компании стал неэффективный менеджмент. Так, с 2007 года собственником предприятия являлось ЗАО «Геотек-холдинг» экс-вице-губернатора Коми Николая Левицкого. Однако в 2011 году было принято решение выделить буровой блок из состава компании, при этом собственником данного направления стало ЗАО «Инвестиционный альянс». Ранее губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова пыталась поддержать нефтесервисную компанию, поднимая проблему на заседании антикризисных штабов.

Кроме того, в отношении бывшего управляющего ЗАО «Аган-Бурение» было возбуждено уголовное дело. По мнению представителей прокуратуры ХМАО-Югры, руководитель, преследуя интересы управляющей компании ЗАО «Геотек-ВБК», заключил договор купли-продажи, в соответствии с которым часть основного имущества «Аган-Бурения» была продана. Это привело к тому, что у компании не оказалось собственности, за счет которой возможно было бы удовлетворить требования кредиторов на сумму более чем 200 млн рублей. Кроме того, перед сотрудниками предприятия образовалась задолженность по зарплате в размере 30 млн рублей.

Нефтеюганский район

Как признают в департаменте недропользования ХМАО-Югры, причиной разорения «Аган-Бурения» действительно могло стать неграмотное управление со стороны управляющих компаний и собственников. «Отчасти могло повлиять некое проседание отрасли геологоразведки, но главной причиной стало то, что компания вовремя не смогла получить заказы. Также нельзя сказать, что причиной проблем у «Аган-Бурения» стала работа по системе постоплаты. Она используется повсеместно всеми нефтегазосервисными компаниями и вполне успешно», – рассказали корреспонденту «Правды УРФО» в департаменте недропользования. Собеседник подчеркнул, что ведомство было больше обеспокоено положением бывших сотрудников: их трудоустройством и выплатой заработной платы. «В частности, сумма, полученная от «Газпром нефти», тоже пойдет на выплату заработных плат», – подытожили в департаменте.

Вице-президент Ассоциации нефтегазосервисных компаний Югры Виктор Хайков видит одну из причин банкротства «Агана» в 100% постоплатной системе взаиморасчетов с заказчиками. По его словам, эта специфика ведения бизнеса оказывает негативное влияние на развитие всей отрасли.

«Это проблема долгих и дорогих денег. Согласно сложившимся после 2008 года на рынке принципам, нефтегазосервисные компании должны сначала оказать весь комплекс услуг, а потом, в среднем через 60-90 дней, получить от заказчика деньги. В такой ситуации выходит, что у компании нет свободных денежных средств, которые она могла бы вкладывать в свое развитие – на приобретение новой техники и улучшение используемых технологий. Она просто существует, а не развивается», – объяснил Хайков. Он подчеркнул, что эту проблему нужно решать на федеральном уровне. Важно законодательно ограничить для заказчиков сроки оплаты.

«Да, это рынок, заказчику выгодно продолжать работать именно так. Сервисные компании в итоге не могут строить долгосрочные планы развития: помимо финансовой составляющей влияет то, что договоры заключаются на непродолжительной срок, тендеры на разработку могут объявляться достаточно внезапно – сервисная компания не может планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу. Также существует ряд других серьезных вопросов в отрасли, которые необходимо срочно решать. Из-за этого отечественный нефтегазосервис стоит на грани серьезной проблемы. В итоге мы можем просто потерять отрасль», – подытожил он.

Напомним, что решение проблем российского нефтесервиса, в том числе систем предоплаты, авансирования работ, на данный момент решается на федеральном уровне. Минэнерго РФ обещало рассмотреть в 4 квартале 2013 года ряд мер поддержки российского нефтесервиса, однако до сих пор вопрос так и висит в воздухе.

«Правда УРФО» продолжает следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни