Авиарынок УрФО подготовят к сентябрьскому банкротству

Версия для печати

Рост цен на керосин заставил авиаперевозчиков просить у государства субсидии

Нефтяники решили пополнить бюджеты за счет взвинчивания цен на авиационный керосин. Следствием этого уже стали многочисленные обращения авиакомпаний в Росавиацию с просьбой помочь субсидиями для выхода из сложной финситуации. Такое положение грозит возможным банкротством перевозчиков, которые из-за резкого скачка цен попадают на кассовый разрыв, перекрыть который будет просто не чем – к осени объемы перевозок и продаж билетов упадут. Цены на авиаГСМ в УрФО и вовсе бьют все рекорды, за летние месяцы в ряде аэропортов они выросли более чем на 5%. Чаще всего в сводках о повышении цен фигурируют «дочки» «ЛУКОЙЛ-Аэро». Эксперты говорят, что топливозаправщики в отдаленных региональных аэропортах пользуются монопольным положением, назначая свою цену, – больше поставлять керосин все равно не кому. Серьезнее всего от сложившейся на рынке ситуации пострадает «ЮТэйр».

Российские авиакомпании забили тревогу по поводу массового и практически повсеместного роста цен на авиационные горюче-смазочные материалы (ГСМ). Согласно данным Федерального агентства воздушного транспорта, в июне-августе текущего года в 30 российских аэропортах зафиксирован значительный рост стоимости 1 тонны авиационного керосина. В абсолютных величинах рост составил от 1 до 4 тыс. рублей или 6-7%.

Советник руководителя «Росавиации» Сергей Извольский рассказал «Правде УРФО», что в аэропортах региона самое значительное повышение тарифов на топливо отмечено в Салехарде – на 4,5 тыс. рублей за тонну (оператор ОАО «Аэропорт Салехард») и составило 36,1 тыс. рублей. Также цены выросли на 2,2 тыс. рублей в аэропорту Сургута, тюменском аэропорту Рощино и челябинском Баландино. В этих городах операторами выступают региональные компании «ЛУКОЙЛ-Аэро». Теперь цена одной тонны авиатоплива составляет в Сургуте – 35,6 тыс. рублей, в Рощино – 33,2 тыс. рублей, в Баландино – 33,6 тыс. рублей. В екатеринбургском аэропорту Кольцово стоимость керосина выросла на 600 рублей – до 31,75 тыс. рублей. Здесь функции топливозаправщика выполняет ОАО «ТЗК «Кольцово», которое входит в госкомпанию «Роснефть».

«Правда УРФО» попыталась выяснить у одного из крупнейших операторов Урала, осуществляющего топливозаправочные функции, ООО «ЛУКОЙЛ-Аэро», с чем связан такой существенный рост цент на ГСМ. Представители компании заявили, что не имеют компетенции общаться со СМИ, и перенаправили обозревателя в головную компанию. Заместитель генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» по связям с общественностью Сабиржан Юнусбаев и вовсе, услышав, что ему звонят журналисты, бросил трубку. Аналитики воздерживаются от ответов, с чем может быть связан такой резкий рост цена на авиакеросин.

«По всей видимости, нефтяным компаниям не хватает денег, а почему – я не знаю», – говорит главный редактор «Авиационного обозрения» Алексей Синицкий.

По его мнению, в связи с ростом стоимости авиационного керосина в скором времени «подскочат» цены на авиабилеты. В Росавиации также подчеркивают, что произошедшее летом внезапное повышение тарифов на топливо не было предусмотрено в программе деятельности авиакомпаний. Очевидно, что в ближайшей перспективе это ляжет финансовым бременем на основных потребителей услуг отечественной гражданской авиации – пассажиров.

«В связи с резким ростом цены на керосин в Росавиацию уже начали поступать предложения от ведущих авиакомпаний страны рассмотреть вопрос о принятии экстренных мер по государственной поддержке отрасли по примеру тех, что были приняты в кризисном 2009 году», – говорится на сайте ведомства.

Алексей Синицкий предостерег, что рост цен на авиабилеты – не самый страшный итог роста цен на керосин. «Если бы цена на топливо выросла плавно, авиакомпании заложили бы его в стоимости билетов. В нашей ситуации произошел резкий рост. В этом случае авиакомпании могут попасть на серьезный кассовый разрыв, потому что билеты они продавали по низким ценам, а топливо придется покупать по новым», – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что получение большого кассового разрыва опасно для перевозчиков в особенности в осенний период. «Это время само по себе опасно для авиакомпаний, потому что объемы перевозок снижаются, вернее, перевозки еще на летнем уровне, а продажи билетов на зимний период меньше. Большинство громких банкротств авиакомпаний как раз происходили в сентябре. В это время легче всего наткнуться на кассовый разрыв», – добавил он.

Источник «Правды УРФО», близкий к «Уральским авиалиниям», которые базируются в Екатеринбургском аэропорту Кольцово, а также совершают большое количество рейсов из челябинского аэропорта Баландино, сообщил, что компания ощутила скачек цен на авиакеросин. Но какие меры авиаторы планируют предпринять для того, чтобы это как можно меньше отразилось на деятельности перевозчика, он не сказал. В авиакомпании «ЮТэйр», которая совершает полеты из всех крупных аэропортов Урала и Западной Сибири (базовый аэропорт – Рощино, Тюмень), попросили у «Правды УРФО» официальный запрос информации на бланке СМИ, так как руководитель пресс-службы Елена Галанова находится в отпуске, а кроме нее ответить на вопрос никто не может. На момент написания текста авиакомпания не предоставила комментарий по теме материала.

Источники издания из авиационной сферы говорят о том, что как раз из крупных авиаперевозчиков сильнее всего пострадает «ЮТэйр», который специализируется на региональных перевозках и при этом в настоящее время переживает не самые лучшие финансовые времена. Ранее «Правда УРФО» подробно рассказывала о планах компании по оптимизации издержек, которая, в том числе, подразумевает сокращение части персонала. На начало 2014 года объем долгосрочных обязательств превышал 90 млрд рублей. «ЮТэйр» еще до скачка цен на керосин решил пойти на изменение структуры бизнеса с выделением вертолетного сегмента и на привлечение средств в уставный капитал в размере 14 млрд рублей за счет размещения допэмиссии акций.

Стоит отметить, что согласно квартальному отчету компании по РСБУ за первое полугодие 2014 года, «ЮТэйр» задолжал ООО «ЛУКОЙЛ-Аэро», являющемуся оператором ТЗК в большинстве аэропортов УрФО, порядка 1,5 млрд рублей. А затраты на топливо составляют 20,6% себестоимости деятельности авиакомпании. Стоит подчеркнуть, что за полгода работы авиаперевозчик существенно ухудшил свои финпоказатели, чистая прибыль упала в 50 раз – до 5 млн рублей (в сравнении с 278 млн рублей за аналогичный период 2013 года).

Алексей Синицкий подчеркнул, что сильнее всего пострадают от роста цен на керосин авиакомпании, занимающиеся региональными авиаперевозками. «Региональные перевозчики от скачка цен пострадают еще больше, у них по определению экономика хуже, чем у магистральных. А заправляться им придется в небольших аэропортах, где нет альтернативных поставщиков дешевого топлива. В столице сейчас ситуация получше, потому что около 80% полетов идет через московский авиаузел. Крупнейшие нефтяные компании стараются поставлять сюда свое топливо. Здесь есть хотя бы какое-то подобие конкуренции. А есть же огромные регионы, где исторически работает один нефтеперерабатывающий завод, который обслуживает регион и назначает свою монопольную цену на ГСМ. Другим компаниям просто не выгодно везти туда топливо, так как оно значительно подорожает из-за транспортных расходов», – отметил эксперт.

Стоит напомнить, что 20 августа Минфин опубликовал ряд поправок в налоговое законодательство, которые заставят керосин подорожать еще сильнее. АвиаГСМ власти планируют включить в перечень подакцизных товаров. В 2015 году, по планам министерства, акциз за тонну керосина составит 2,3 тыс. рублей, в 2016 году вырастет до 3 тыс. рублей, в 2017 году – до 3,6 тыс. рублей. По мнению экспертов, из-за появления акцизов цена на авиационный керосин в следующем году поползет вверх еще значительнее.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить мнение

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP_code

CAPTCHA
Вы точно не робот?