«Альфа-Банк» присмотрелся к вертолетам «ЮТэйра» в суде

Версия для печати

Вертолетный сегмент авиакомпании может подтолкнуть ее к краху

Единственный сегмент бизнеса, до недавнего времени приносивший «ЮТэйру» прибыль, начал серьезно проседать. Помимо того, что авиакомпания потеряла часть контрактов на вертолетное обслуживание Организации Объединенных Наций (ООН), оператор «ЮТэйр – Вертолетные услуги» перестал платить кредиторам. «Альфа-Лизинг» обратилась в суд, чтобы принудить «дочку» перевозчика выплатить неустойку в рамках договора поставки вертолетов, а эксперты стали говорить о скором аресте вертолетного парка компании. Подобный поворот событий будет означать либо полный крах «ЮТэйра», либо очередную экстренную финансовую помощь со стороны «Сургутнефтегаза», который в недавнем прошлом уже направлял авиаперевозчику около 30 миллиардов рублей. Недовольны работой топ-менеджеров «ЮТэйра» не только его кредиторы, но и власти основного региона присутствия компании. Перевозчику пригрозили: если на имиджевых для Большой Тюмени рейсах не будут заменены «доисторические самолеты» на современные аналоги, власти подберут альтернативного, технически более оснащенного перевозчика.

Дочерняя структура «Альфа-Банка» ООО «Альфа-лизинг» подала в Арбитражный суд Москвы сразу два иска о взыскании долгов с «ЮТэйр – Вертолетные услуги». Согласно материалам суда, общая сумма требований превышает 10 миллионов рублей. Еще один иск на 16 миллионов рублей был подан чуть ранее, его предварительное рассмотрение намечено на 15 апреля. В московском арбитраже уточнили, что в данном случае речь идет о взыскании со стороны «Альфа-Лизинга» неустойки по трем договорам купли-продажи воздушных судов.

Эксперты авиаотрасли указывают, что в последнее время вертолетный бизнес группы «ЮТэйр» (основной акционер НПФ «Сургутнефтегаз») считался одним из самых перспективных, так как в ряде случаев компания выполняет эксклюзивные контракты по доставке вахтовиков и оборудования на нефтяные и газовые месторождения Крайнего Севера и облету магистральных трубопроводов «Транснефти» и кустовых трубопроводов нефтяных компаний. Кроме того, борты «ЮТэйра» работают по контрактам с ООН. Эксперты подчеркивают, что вертолетный сегмент, несмотря на удручающее положение дел в группе «ЮТэйр», продолжал приносить прибыль и рассчитываться по счетам. В арбитражах разных субъектов РФ за 2015 год находится лишь три иска, в которых «ЮТэйр – Вертолетные услуги» выступает в качестве ответчика. В 2014 году был зарегистрирован единственный иск, причем спор был закрыт по соглашению сторон-участниц конфликта.

Гендиректор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов

На фоне финансового благополучия вертолетного проекта гендиректор компании Андрей Мартиросов в середине 2014 года даже принял решение вывести его в отдельную бизнес-единицу и перевести все вертолеты с баланса авиакомпании «ЮТэйр» на созданную «дочку». В рамках этого процесса планировалось привлечь 14 млрд рублей дополнительных средств за счет размещения допэмиссии акций. Но допэмиссия тогда не состоялась.

Старший аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков рассказал «Правде УРФО», что в настоящее время вертолетная часть бизнеса по-прежнему имеет большое значение для группы «ЮТэйр». «У них сейчас самая большая доля рынка вертолетных услуг в России», – обрисовал масштабы собеседник. Все же он считает, что сумма иска не так велика и могла бы быть урегулирована до старта судебного процесса. Между тем Рожков не исключил возможности продолжения судебного разбирательства и принятия обеспечительных мер в качестве ареста имущества, тем более что «Альфа-Лизинг» как раз намерена взыскать неустойку в рамках договора купли-продажи вертолетов, а сам иск может стать крупным прецедентом.

Напомним, что еще в конце 2014 года у «ЮТэйра» начались трудности с контрактами ООН. В этой сфере он считался монополистом, а до поглощения конкурентов к выполнению международных заказов были допущены лишь «Нефтеюганский» и «Архангельский» объединенный авиаотряды. Но позже «ЮТэйр» выдавил их с этого рынка. «Эти контракты «ЮТэйр» получил после поглощения «Нефтеюганского авиаотряда». Тогда владельцу Мурату Галееву было сделано ультимативное предложение, от которого в силу особой риторики Мартиросова он не смог отказаться», – рассказал источник «Правды УРФО», знакомый с процессом «захвата» рынка вертолетных услуг «ЮТэйром».

Все же в конце прошлого года сама компания заявила, что объем вертолетных работ по контрактам с Организацией Объединенных Наций сократился в рамках долгосрочных контрактов по авиационному обеспечению миротворческих миссий ООН в Конго, Либерии, Кот-д’Ивуаре, Сьерра-Леоне, Афганистане, Мали, Сомали, Судане.

«Изменения связаны с сокращением объемов работ авиакомпании «ЮТэйр» по контрактам ООН вследствие перераспределения объемов работ по новым контрактам между обществами группы «ЮТэйр», а также по причине сокращения бюджета организации-заказчика. Последнее, в свою очередь, обусловлено влиянием геополитических факторов, в частности, сказались усугубление долгового кризиса в Еврозоне, замедление роста экономики в крупных азиатских странах (Китай, Япония), последствия финансового кризиса в США 2013 года», – оправдывали ситуацию со значительной потерей рынка в «ЮТэйре».

Эксперт в авиационной сфере рассказал «Праве УРФО», что ограничения в вертолетном сегменте «могут подтолкнуть к полной кончине авиакомпании. Либо есть второй вариант – «ЮТэйр» добьется очередной колоссальной инъекции от «Сургутнефтегаза».

В настоящее время предприятия группы «ЮТэйр» задолжали своим кредиторам порядка 170 миллиардов рублей. Один из крупнейших кредиторов перевозчика «Альфа-Банк» начал жесткую политику по выбиванию долгов. Напомним, 18 марта суд удовлетворил одно из самых крупных требований «Альфа-Банка», предписав «ЮТэйру» выплатить 11,7 миллиона долларов долгов. Истец исполнил обязательства авиакомпании перед иностранным лизингодателем, после чего обратился с иском о взыскании своих убытков с «ЮТэйра». Общая сумма требований «Альфа-Банка» к «ЮТэйру» в арбитраже Москвы составляла 58 млн долларов и 22 млн рублей.

В настоящее время «ЮТэйр» пытается договориться со своими кредиторами о реструктуризации долга. Только в случае положительного итога переговоров компании могут быть выделены государственные гарантии. Представители авиакомпании и власти ХМАО даже заявляли в середине марта, что стороны пришли к общему знаменателю. По информации издания, в рамках антикризисной программы договоренности были достигнуты со всеми банками. Речь шла о 2-3 этапах реструктуризации долга авиакомпании.

«Думаю, что в течение ближайшего времени ситуация с кредитным учреждением будет полностью урегулирована. Работа в этом направлении ведется. В текущих экономических условиях, думаю, стоит помнить и о многочисленных сотрудниках перевозчика, и принимать в расчет сложившиеся финансовые обстоятельства», – комментировал «Правде УРФО» первый заместитель губернатора ХМАО-Югры Александр Ким. Однако затем «Альфа-Банк», опровергая заявления Кима, подал новый иск о банкротстве «ЮТэйра».

В пресс-службе «Альфа-Банка» «Правде УРФО» сообщили, что окончательной договоренности с авиакомпанией «ЮТэйр» о реструктуризации задолженности не достигнуто, и продолжается осуществление юридических действий, направленных на взыскание просроченных долгов.

«12 марта 2015 года, по истечении 30-дневного срока, после направления в адрес кредиторов уведомлений о намерении подать заявление о банкротстве «ЮТэйра» «Альфа-Банк» подал еще 5 заявлений о банкротстве авиакомпании, в качестве основания были указаны кредиты ООО «ЮТэйр-Лизинг», по которым АК «ЮТэйр» является поручителем. «Альфа-Банк» по-прежнему настаивает на необходимости своих юридических действий в отношении задолженности компании «ЮТэйр», так как они направлены, прежде всего, на защиту интересов клиентов банка», – уточнили в пресс-службе банка.

Пресс-секретарь «ЮТэйра» Мария Разумова подчеркнула, что «Альфа-Банк» не является крупнейшим кредитором группы, «просто порой они себя так позиционируют и в настоящее время ведут довольно агрессивную политику». Представитель «ЮТэйра» пообещала дать более развернутый комментарий о положении дел в компании и в вертолетном сегменте в частности, но на момент сдачи материала ответа так и не последовало.

Между тем осведомленный источник, близкий к руководству Тюменской области, рассказал, что глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов в конце 2014 года обратился к губернаторам Большой Тюмени с просьбой совместно выделить средства на спасение перевозчика. «В итоге Тюменская область выкупила у «ЮТэйра» одну из дочек, которая занималась обеспечением деятельности в аэропорте Рощино. Причем власти отказались от покупки по предложенной Мартиросовым цене. Сделка прошла на рыночных условиях», – уточнил собеседник издания. Чиновник также добавил, что до проведения сделки Богданов сам был вынужден выделить на покрытие долгов «ЮТэйра» порядка 30 миллиардов рублей. Важно, что главы регионов не отказали в поддержке перевозчика.

«Мы готовы оказывать поддержку компании в секторе межрегиональных перевозок в рамках Большой Тюмени», – привел осведомленный источник ответ губернаторов на просьбу Богданова. Кроме того, руководство перевозчика было поставлено перед фактом, что если «ЮТэйр» продолжит использовать на тюменском направлении, дословно, доисторические самолеты, он и вовсе потеряет своего традиционного клиента.

Глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов

«Претензия заключалась в том, что все новые самолеты «ЮТэйр» перебросил на новые, как он считает, перспективные направления, а из городов Тюменской области в Москву летают немолодые «Боинги», в которые и садиться, наверное, небезопасно. Один из вице-губернаторов даже заявил Андрею Мартиросову, что такими темпами они вообще могут потерять бизнес в Тюменской области, если не пересмотрят приоритеты по использованию парка. Ведь на их место власти могут запустить технически более оснащенные авиакомпании», – подытожил источник, близкий к властям региона.

«Правда УРФО» будет следить за дальнейшим развитием событий.

Справочно:

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» входит в пятерку крупнейших в России авиаперевозчиков. В парке компании более 150 самолетов (часть бортов находится в лизинге). Основными авиахабами перевозчика являются аэропорты Внуково (Москва), Рощино (Тюмень) и аэропорт Сургута. Генеральный директор – Андрей Мартиросов. ОАО «Сургутнефтегаз» контролирует НПФ «Сургутнефтегаз», которому принадлежит 60,67% уставного капитала «ЮТэйра».

Автор: 

Теги: 

Регион: 



Добавить комментарий

Комментатор

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Разрешённые HTML-теги: p, br,em,strong,cite,code,blockquote,ul,ol,li,dl,dt,dd
  • Разрешённые HTML-теги: <blockquote> <br> <cite> <code> <dd> <dl> <dt> <em> <li> <ol> <p> <strong> <ul>

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

Обновить Введите символы, которые вы видите на этой картинке. Введите символы с изображения. Если вам их не видно, обновите картинку.