Токсичный полигон в Югре выявит скрытые нефтяниками аварии

Новые правила утилизации нефтеотходов заставят добывающие компании соблюдать природоохранное законодательство

Токсичные отходы со всей России будут свозить на специальный полигон в Ханты-Мансийском автономном округе – под Нижневартовском. Заявляется, что при реализации проекта будут применяться самые совершенные технологии экологической безопасности. Однако социально активные югорчане уже строят планы по обращению в органы госвласти и проведению митингов несогласия. Жители считают, что в появлении опасного объекта заинтересованы нефтяные компании, не желающие тратиться на самостоятельную нейтрализацию ядовитых отходов бурения. Вместе с тем наблюдатели отмечают, что государство внедряет эффективный инструмент контроля за деятельностью добытчиков ресурсов: нефтяники после строительства полигона не смогут избежать жесткого исполнения природоохранного законодательства. 

Первый в России полигон для переработки нефтесодержащих отходов инновационными методами планируется построить на Самотлорском месторождении в 35 километрах от Нижневартовска: его статус – объект государственного значения, финансирование – из бюджета Российской Федерации. Строительство и закупка оборудования будет вестись в рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в России до 2015 года». Заказчиком объекта выступает МЧС России. 

«Всех испугало озвученное в СМИ название «полигон токсичных отходов». На самом деле имелись в виду обычные для нашего региона отходы нефтяного производства. А объект правильнее было бы назвать «Полигон переработки отходов нефтяной промышленности». Проектом не предусмотрен завоз отходов из других регионов России, и я понимаю почему. Ведь даже для решения проблемы нефтешламов в Нижневартовском районе здесь надо построить не один такой полигон, а несколько. У нефтяников сейчас есть разные накопители отходов нефтедобычи. Но только часть из них соответствуют всем требованиям, которые государство предъявляет к таким объектам», – отметил в беседе с журналистом «Правды УРФО» генеральный директор ООО «СибНИПИРП» Константин Лопатин.

В окружном МЧС поясняют, что наиболее актуальная проблема для Югры – это не токсичные отходы производства, а аварийные разливы нефти, прочно загрязняющие землю. Так, «Правда УРФО» неоднократно сообщала о данных происшествиях, связанных с деятельностью компании ТНК-ВР.  

«На полигоне будут апробированы инновационные технологии по утилизации и переработке нефтешламовых и других нефтесодержащих отходов. На нём разместится аварийно-спасательное формирование по ликвидации аварийных разливов нефти и лабораторный комплекс. Этот полигон как раз и снимет проблему нефтезагрязнения окружающей среды. Правительство Югры ещё несколько лет назад инициировало вопрос по созданию полигона на уровне МЧС РФ для сбора и переработки нефтезагрязнённых земель, чтобы вернуть их в оборот, очистить эти участки, ликвидировать их попадание в окружающую среду. Для этого и осуществляется комплексный подход по строительству полигона», – говорит начальник ГУ МЧС Александр Тиртока.

Согласно проекту строительство полигона в Нижневартовском районе пройдёт в 2 этапа. Первый – сооружение основного комплекса лабораторных зданий, аварийно-спасательного формирования. Реализация – до 2015 года. На этот период выделены средства из федерального бюджета – около 310 миллионов рублей. На втором этапе, который пройдет с 2015 по 2017 год, будут использованы инновационные методы переработки, утилизации нефтешламовых, нефтезагрязнённых земель. К их ликвидации станут привлекать аварийно-спасательные формирования.

«Это будет предприятие, общая численность которого составит около 100 человек. В целом на строительство полигона предполагается затратить почти 1 миллиард рублей федеральных средств», – резюмировал главный спасатель Югры, добавив, что в перспективе такие полигоны планируется построить в Сургутском, Ханты-Мансийском и Октябрьском районах.

По мнению экологов, впрочем, и четыре подобных полигона – это мало для Югры. Ведь только в прошлом году в нефтедобывающей отрасли региона произошло 3 624 аварии. Более 4 700 гектаров окружных земель в общей сложности, учитывая разливы предыдущих лет, загрязнены и требуют рекультивации. Кроме того, на территории месторождений находится сегодня, с учётом 2011 года, более 1 600 так называемых шламовых амбаров – мест, куда сливают отходы нефтедобычи.

По мнению экспертов, не случайно местом строительства первого нового полигона выбрано Самотлорское месторождение в Нижневартовском районе Югры. Здесь в прошлом году зафиксирована 1 420 аварий с выбросом нефти. Общее количество нефтезагрязненных земель составило 2 396 га (из них образовалось в 2011 году – 14,8 га). Общее количество шламовых амбаров зафиксировано в количестве 558 шт. (из них в 2011 году образовалось 91 шт.).

При этом известно, что нефтяники сообщают в контролирующие органы об аварии, когда ее невозможно скрыть. Зачастую мелкие разливы просто забрасывают песком и забывают о произошедшем. Охотники и рыболовы рассказывают, что на Самотлорском месторождении, примерно там, где планируют строить государственный полигон, они часто по колено проваливаются в нефтяную жижу, замаскированную песком и дерном.

Напомним, критическая экоситуация на Самотлоре не осталась незамеченной и на федеральном уровне. Как рассказывала «Правда УРФО», три месяца назад экс-министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев специально посетил лицензионные участки ТНК-ВР и назвал деятельность этой компании в ХМАО «неудовлетворительной». По словам Трутнева, суммарная площадь загрязнения на Самотлоре превышает 1 000 га. ТНК-ВР получила предписание представить план природоохранных мероприятий, включающий в себя работы по ликвидации загрязнений и модернизации системы трубопроводов. При этом стоимость работ он оценил более чем в 20 миллиардов рублей. 

Отметим, что в свою очередь действующее природоохранное законодательство чрезвычайно жестко к нарушителям. Штрафы существенны даже для нефтяных компаний. По оценкам экологов, каждый год в результате деятельности нефтяных компаний в Югре образуется 8–10 миллионов тонн нефтешламов. При этом за утилизацию одного кубометра нефтяники платят по 2–4 тысячи рублей. 

«Несложно подсчитать. В общей сложности нефтехолдинги тратят на закрытие нарушений природоохранного законодательства десятки миллиардов рублей», – подводят итог экологи.

Отраслевые эксперты отмечают, что жесткое законодательство вынудило нефтяников искать обходные пути. 

«Стандартная схема работы с отходами нефтепромышленности на данный момент выглядит следующим образом: нефтяная компания объявляет тендер и выбирает самого дешевого подрядчика. Далее буровыми и нефтяными шламами занимается только он. Юридические риски также передаются подрядчику. Заплатив минимальную цену, нефтяники снимают с себя всякую ответственность за то, насколько качественно выполняется утилизация. Для нефтехолдингов гораздо важнее дешевле заказать обязательные очистные работы, чем все остальное. Поэтому зачастую шлам на самом деле даже и не думают перерабатывать, так как все прекрасно понимают: если заниматься утилизацией с применением действительно эффективных технологий очистки почвы от продуктов нефтедобычи, то это будет стоить в разы дороже и подрядчики сработают себе в убыток», – считает эксперт. 

«Сегодня нефтяники и недропользователи заключают договоры со сторонними организациями, которые планируют ликвидацию этих нефтезагрязнённых отходов, шламов, но фактически только небольшая часть из них способна комплексно решить эту проблему, у многих из них часто нет своих баз, где можно складировать, хранить, перерабатывать отходы. Получается, что нефтяники избавляются от шламовых загрязнений, но из региона они никуда не вывозятся», – комментирует ситуацию начальник главного управления МЧС России по Югре Александр Тиртока.  

Создание полигона с учетом внедренных технологий повысит цену утилизации в разы. Это вряд ли поспособствует появлению желания у нефтяников начать добросовестно избавляться от отходов производства. В тендерах начнут выигрывать компании-«пустышки», предлагающие минимальную цену. Ситуация, по мнению природоохранных специалистов и чиновников, должна исправиться после включения в процесс МЧС. Новый полигон необходимо сделать подконтрольным ведомству. 

На данном этапе в природоохранном законодательстве нет критериев отбора по принципу наличия или отсутствия современных технологий. В начале этого года был одобрен проект указа президента «Об основах госполитики в области экологического развития РФ до 2030 года». Документ декларирует возвращение в повестку дня необходимости разработки и обновления обязательных инструментов природоохранной политики и одновременно переориентацию экономики к «зеленому росту» в соответствии с требованиями Организации экономического сотрудничества и развития. На протяжении строительства полигона в Правительстве РФ будет разработана новая система нормирования нагрузки бизнеса на окружающую среду на основе наилучших доступных технологий. В ее основе – переход от установления платы за загрязнения сверх нормативов к разработке и внедрению инновационных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий в рамках конкретных технологических платформ. Эти технологии будут описаны в специальном документе. 

«После появления новых правил и регламентов все изменится. Нефтяные компании не смогут выбирать подрядчиков по утилизации ядовитых отходов своей деятельности только по критерию ценообразования. Если у подрядчика не будет эффективного оборудования, если это оборудование не будет включено в разрешительный список «наилучших доступных технологий», то он не сможет победить в тендере. Очень скоро будет сформирован новый рынок услуг по утилизации отходов нефтяной промышленности, в котором не останется место жуликам. Да, нефтяным компаниям придется платить справедливую цену за обеззараживание их отходов. Да, они будут возмущаться, так как их расходы на экологию увеличатся в разы. Но в результате всех нынешних мер выиграют жители тех территорий, где сейчас ведется нефтедобыча и где пока ядовитые отходы просто закапываются в землю», – уверен источник «Правды УРФО» в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.

Первые общественные слушания о судьбе полигона прошли 24 июня 2012 года в Излучинске. Однако это мероприятие нельзя назвать успешным: по какой-то причине в слушаниях принял участие всего один житель поселка и несколько чиновников. 

«Что касается технологий, которые предусмотрены в проекте государственного полигона, то тут есть повод для дискуссий. Я считаю, что первый полигон такого уровня должен применять наилучшие на данный момент технологии утилизации нефтешламов. Я ознакомился с предварительным проектом полигона. Например, в нем говорится о технологии сжигания отходов в специальной печи. Это не самый лучший подход к экологии на сегодняшний день. Кроме того, авторы проекта явно не продумали некоторые детали. Например, они предлагают из нефтешлама после его обработки в печах делать строительные блоки. Но рынок этой продукции в регионе неизвестен. Будут ли покупать стройматериал, который раньше был нефтешламом? Таким образом, я могу сказать, что задумка у авторов проекта неплохая. Но сами технологии надо обязательно обсуждать на публичных слушаниях», – считает господин Лопатин.

«Несомненно, полигоны по утилизации отходов нефтедобычи на территории автономного округа, где ведут работы крупнейшие нефтяные компании России, нужны. Да, безусловно, необходима тщательная экологическая экспертиза проекта – и она будет проведена специалистами департамента экологии ХМАО-Югры, как только в наше распоряжение поступят соответствующие документы. В частности, сам проект полигона. Полигон должен обеспечивать эффективную, экологически безопасную переработку накопленных и вновь образующихся в результате промышленной деятельности НСО – вот главная задача, которую должен решить этот объект», – отметил директор департамента экологии ХМАО-Югры Борис Костюхин.

«Правда УРФО» продолжит следить за экологической ситуацией в ХМАО-Югре. 

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

10 комментариев к “Токсичный полигон в Югре выявит скрытые нефтяниками аварии”

  1. Почему нельзя купаться в Комсомольском озере? Работы по очистке были завершены еще в 2011 году! Получается озеро «почистили», деньги попилили, а людям ничего? Приходите сегодня в 19.00 на озеро для встречи с зам.губернатора Югры Бахтиным Г.Ф., Бадиной А.А. и «профессиональным очистителем бюджета от денег» Лопатиным К.И.

  2. Историк

    Мсье Лопатин напрасно пытается обрядится в белые одежды и тычет пальчиком кому и как следует утилизировать отходы.
    Сам он принимал активное участие наряду с бандой товарищей в «строительстве» полигона на Вахе, а затем разбежавшись с товарищами стал против них активно воевать, привлекая Силивончика и его несовершеннолетнее воинство.
    Я уж не говорю про печальную историю, связанную с его институтом, который пытался завысить объемы загрязнений для нефтяников, чтобы побольше денег получили его же подрядчики.
    Чего стоит история и по озеру Мертвых Комсомольцев, которое чистили-чистили, чистили-чистили, а теперь в озере купаться нельзя и озеро мелеть начало из-за нарушения экосистемы водоснабжения.
    А как же ваша собственная технология переработки опасных отходов СПС, что -то она такая же как у всех. В чем же ваша инновация, которая стоит больше чем сколько платят вам?
    И этот человек поучает всех как надо и как не надо обращаться с «особо опасными» отходами 4 класса?

  3. Специалист - Знающему

    Поддерживаю знающего. Действительно порядок в данной области наводить надо. Но только надо его наводить госорганам и в самих госорганах Объясню почему.
    Никто и никогда не юудет выбирать дорогостоящую технологию взамен более бюджетной. Это аксиома! Но, даже самая низкобюджетная получает экологическое заключение на продукт переработки. Вот его-то и быть не должно. И тогда все проблемы снимутся. И опять же, не так страшен черт как его малюют. Главная проблема шлама нефтяников высокие затраты на его переработку. Не было бы их — не было бы шумихи и конкурентной борьбы вокруг.

  4. «Создание полигона, впрочем, с учетом внедренных технологий повысит цену утилизации в разы…… Новый полигон необходимо сделать подконтрольным ведомству (МЧС).» Вот как нужно подгребать под себя! Это ж сколько МЧСовских чиновников наживется 🙂

  5. Аналитик

    В очередной раз нам пытаются рассказать об очень опасных отходах буровой промышленности. Придется опять провести ликбез.
    Буровые отходы — отход 4 класса опасности, по классификации малоопасный отход, при небольшом разбавлении получаем 5 класс. Зайдите на кухню, вот там под раковиной у вас и есть отход 5 класса — бытовой мусор. Цемент при проведении анализа покажет 4 или 3 класс. Песок — 4 класс. Не понятно? Объясню.
    Мистер Лопатин строит свой полигон на Самотлоре и ему не нужны конкуренты.
    Кроме того, он основной подрядчик нефтяников по переработке отходов.
    Вывод сами сможете сделать?
    Поясню: Лопатин: нам платят 2 000 рублей за куб, мне мало денег!
    Конкурентов я оценю, все ли они правильно делают. Все кроме я негодяи и воры, только закапывают отходы и все, а я молодец. Покупайте наших слонов! ТО есть наши услуги.
    Отрадно, что автор честно признается нефтяники тратят колосальные деньги на переработку отходов. Поэтому и такой живой интерес к малоопасным отходам, даже со стороны государства.
    Никто ведь не вопит про ртутные лампы из садиков и школ, правильно там нет таких денег. А это самые опасные отходы 1 класса.

  6. Экс-министр природных ресурсов приобрел приставу «экс» именно за счет своей профнепригодности и ссылаться на его слова — это поставить большой знак вопроса на всю статью.

  7. Читатель желтой прессы

    Вы подтверждаете свою желтизну и отсутствие профессионализма. Слабо сами придумать новость — надо стянут у другой желтой газетенки «Мангазея» 🙂

  8. Знаток

    Эксперт — господин ЛОпатин. Забавно.
    А он не хочет рассказать как сам строит на Самотлоре полигон с вопиющими нарушениями и рядом с водной артерией?
    А то брать на себя роль третейского судьи, несколько странно при такой биографии.
    И кроме того, он сам один из основных переработчиков отходов у нефтяников. То есть он же и есть закополог отходов?
    А если нет, тогда видимо применяет самые современные технологии?
    Знаем, читали, торф, песок, шлам — получает отличный продукт.
    Посмотрите остальных переработчиков. Нашли отличия? Их просто нет.
    Эксперт выбран крайне неудачно.

  9. В статье имеется ряд неточностей:
    1. Никто не собирается строить полигон для всей России. Об этом нет и речи. Полигон региональный. Ажиотаж разжигается конкурентами.
    2. Цифры привеленные по разливам приведены тенденциозно, то есть не в системе, а вырваны из статистики. Загрязнений более 4 000 Га, из них текущих 4 Га. Правда немного по другому звучит?
    3. Трутнев явно заблудился, в это же время в ЯНАО произошли ряд крупных разливов, по которым возбуждено 14 уголовных дел. Маршрут видимо не уточнил.
    4. Цифры привелены региональные, а потом вывод — ТНК. Жонглер просто!

  10. Знающий тему

    Господа, не надо врать людям, а тем более самим себе. Все, что сегодня делается в природоохранной сфере — теснейшим образом связано с коррупцией не только местного, но и федерального масштаба, а этот проект особенно. И не только потому, что во всех контрольно-надзорных органах окопались одни мздоимцы, а в руководстве природопользователей — подлецы и предателей интересов государства — главное в системе организации природоохранной деятельности. Кто такой Тиртока и на кого он работает — всем известно. Кто такой Нам (он же Н.О.С.) и на кого работает — тоже.. О каких изменениях и федеральных проектах тут может идти речь. РАЗВОРУЮТ ВСЕ МОЛДОВАНЕ и К .. Да, ПОЛИГОН НУЖЕН и не один, но сам принцип природоохранной деятельности, существующий сегодня — НЕ ГОДИТСЯ. Неправильно доверять чистоту Природы человеческому продукту. Правильно сказал экс-президент Медведев, что Будущее наших детей зависит от того, какую Природу мы им оставим… Он сказал, но ничего не сделал для того, чтобы это сказанное претворилось в реальность. И Вы, Константин Иванович, сказали очень правильно, но не до конца. А ведь Вам, как никому другому известно, где тут собака зарыта .. Негоже такому известному и порядочному руководителю как Вы недоговаривать. А ведь все м участникам природоохранной деятельности известно где эта собака зарыта и что с ней надо делать, что бы слова Президента не остались просто набором слов, а превратились в фактическую, настоящую, пылевлагонепроницаемую, железобетонную природоохранительную практику применения НАЙЛУЧШИХ (не НАЙЛУЧШИХ допустимых, как хочется разным там НОСатым и гугнявым), а именно НАЙЛУЧШИХ технологий рециклинга отходов промпроизводства, но ведь никто об этом ни слова .. Ни автор, ни, так называемые, «источники из МПР». А что так? Разъясните мне, убогому и сирому .. Что, все таки, надо сделать, что бы и «молдоване» были не в накладе и Природа очищалась не на словах, а на деле и самое главное, чтобы Слава Антипов не потерял в «бабках» и женщинах с социально пониженной ответственностью и даже Женя Слюсарь и Степан Пыталев — остались довольнехеньки .. ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни