Юревич и Вербитский запретили медикам лечить ради спасения областного бюджета

Предвыборные обещания губернатора скажутся на каждом десятом пациенте

Уже полгода, как над здравоохранением и населением Челябинской области проводится эксперимент на способность выживания, а врачи работают вне закона. Теперь региональный Минздрав, совместно с ФОМС, выпустил предписание сократить объемы медицинской помощи населению на 10% – на нарушение ФЗ чиновники внимания не обращают. Более всех рискуют врачи: отказ лечить пациента чреват для специалиста уголовной ответственностью. Вместе с тем кризис прогрессирует и уже распространяется на службу Скорой медицинской помощи. Сегодня «неотложке» самой приходится бороться за выживание. 

«ФОМС делает все, что хочет, а Минздрав закрывает на это глаза!» – эмоционально описал причинно-следственную цепочку ситуации в здравоохранении замглавврача областной больницы №3 Ренат Талипов. Накануне медики собрались на круглом столе для обсуждения наболевшего.

В Скорой наблюдается недофинансирование по лекарственным поставкам – закуп обеспечен только на три четверти. Серьезно изношена материально-техническая база. Врачам закупили автомобили скорой помощи в 2006-2007 годах – в гаражах появились отечественные «Газели». Но время идет, а автопарк не улучшается. По оценкам Елены Ершовой, главврача МУЗ «Скорая медицинская помощь», в прошлом году удалось поменять лишь 12 машин. Сегодня стоит острая необходимость в обновлении и модернизации медоборудования для мобильных бригад СМП.

«Вот мы и размазываем средства, как кашу по тарелке», – пояснила главврач МУЗ «Скорая медицинская помощь» Елена Ершова

Кроме того, по заявлению врача, устарела радиовышка, установленная на здании больницы. «Она аналоговая, переговоры могут прослушивать радиолюбители», – признает Елена Ершова. Вокруг больницы, построенной в 70-е годы, выросло много высоток, которые стали помехой для радиоволн. Елена Ершова считает, что необходимо установить новые современные системы связи на самых высоких зданиях города.

Спецодежда для службы была закуплена шесть лет назад. Сейчас нужна новая форма. Цена вопроса — три миллиона рублей. Медики на круглом столе всерьез обсуждали вариант выхода с предложением выделить средства на закупку спецодежды к челябинским меценатам 

В тоже время, по оценкам экспертов, Челябинск вышел в лидеры в УрФО по количеству смертей от инфарктов миокарда и неотложных состояний. «Такой летальности от инфарктов, как в Челябинске, нет нигде, – констатировал Олег Лукин. – «Нам стыдно перед коллегами из других регионов». Нет необходимых средств на покупку качественных лекарственных средств для проведения тромболизиса – экстренной помощи при тромбозах аорты. Врачи перечисляют, что если в Екатеринбурге закуплено 500 ампул современного лекарства, в Тюмени – 350, то в Челябинске – лишь 56. Кардиобригады вынуждены пользоваться дешевыми аналогами белорусского производства, применение которых чревато серьезными побочными эффектами.

Нагрузка на врачей Скорой выше с каждым годом. В нынешнем году Челябинск побил рекорд: 365 звонков на тысячу жителей при норме 318 звонков. Дополнительные хлопоты, особенно зимой, доставляют врачам алкоголики и лица без определенного места жительства. Отсутствие качественной организации деятельности отрасли здравоохранения привело к тому, что станции Скорой помощи превратились в приюты для бездомных или буйных. 

«Алкоголиков просто свалили на нас, закрыв медвытрезвители. Порой они нападают на врачей, бичуют, а очнувшись, уползают из больницы. Или другой пример: 10 коек специализированного ожогового отделения одной из больниц долгое время были заняты бомжами. С такими ситуациями сталкиваются многие медучреждения, беря на себя роль и правоохранительных, и социальных служб», – рассказывает Ренат Талипов

Немалое количество заявок составляют необоснованные вызовы, без поводов для экстренной медицинской помощи. По мнению врачей, этот факт также является характерным и явно отражает отношение жителей Челябинска и области к изменениям, которые происходят в здравоохранении региона. Многочисленные скандалы с коррупционным оттенком в медицине, забастовки коллективов больниц и поликлиник, бунты против политики близких к ФОМСу главных врачей – это вызывает недоверие, отторжение у жителей, и они обращаются к тем, кто не имеет права отказать в помощи.

«Люди не хотят звонить в поликлинику, в скорую дозвониться проще», – поясняет главврач Скорой, и коллеги поддерживают ее, напоминая, что студенты уже не идут работать даже в экстренную медицину. 

«Ни одного заявления в интернатуру ЧГМА на специальность «Скорая помощь», – подвели итог на круглом столе. 

Напомним, «Правда УРФО» сообщала о том, что власти Челябинской области, после продолжительного игнорирования разрушительных процессов, предприняли попытку «спасения здравоохранения». В декабре 2011 года челябинский ФОМС на 20% снизил свои тарифы, по которым рассчитывается финансирование учреждений здравоохранения. По региону прокатилась волна забастовок. В ответ на них Михаил Вербитский, с молчаливого согласия губернатора Михаила Юревича, развернул войну с главврачами с обвинений в неумении эффективно распоряжаться финансовыми средствами. Впрочем, врачам удалось «додавить» чиновников и с 1 июня министр здравоохранения Виталий Тесленко подписал указ об увеличении тарифов ФОМС на 10%. Хотя это решение уже тогда выглядело не более чем формальностью. 

Как писала «Правда УРФО», уже в середине июня коллектив кардиохирургии Челябинской областной клинической больницы №1 во главе с Владимиром Приходько выразил вотум недоверия главврачу Марату Бавыкину и заявил, что руководитель целенаправленно ведет отделение к закрытию. Медики написали письмо на имя Владимира Путинаи, к неудовольствию областных чиновников, этот сигнал был замечен: стало известно, что в Челябинск едет проверка из федерального Минздрава. 

Как стало известно интернет-газете «Правда УРФО», одновременно с увеличением тарифов ФОМС областные власти провели еще одно «позитивное» решение. Минздрав придумал для агонизирующего регионального здравоохранения лекарство от всех болезней. Панацеей стало постановление об уменьшении нагрузки на специалистов и учреждения. Согласно протоколу заседания комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования профильный министр Виталий Теленко вышел с предложением о «снижении плановых объемов медицинской помощи, утвержденных муниципальных/государственных заданий с 01.06.2012 на 10% всем медицинским организациям» (ссылка на документ).

29.05.2012 г. комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования принято решение о снижении объёма медицинской помощи на 10 % по круглосуточному стационару, стационарзамещающим, амбулаторно-поликлиническим подразделениям с июня 2012г. 

Опрошенные «Правдой УРФО» юристы сошлись во мнении, что решение явно идет в разрез с ФЗ. В приложении № 7 к утверждённой Постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2011 г. № 391-П Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2012 год объём стационарной медицинской помощи (койко-дни), медицинской помощи в дневных стационарах (пациента-дни) остался неизменным.

«Правда УРФО» направила запрос прокурору Челябинской области, в котором редакция попросила Александра Войтовича дать правовую оценку решению чиновников. 

«Проще говоря, Тесленко, Вербитский и члены комиссии предписали врачам на 10% отказаться выполнять свои профессиональные обязанности. Кто, в конечном счете, попадет в эту «десятку», ясное дело, сказать невозможно: бабушка-сердечница, беременная женщина или травмированный ребенок», – комментирует документ один из известных в Челябинской области медицинских экспертов. 

Не упустил возможности показать свои менеджерские таланты директор ФОМС Михаил Вербитский. Он вышел с уточняющим предложением, что снижение произойдет за счет оптимизации потока больных, в частности исключения тех пациентов, которые, возможно, могут лечиться в амбулаторных условиях. По планам Минздрава и Вербитского это приведет к высвобождению части денежных средств, которые можно направить на повышение тарифов за оказанные услуги. 

Провести коррекцию муниципального задания по медпомощи комиссия поручила провести к своему следующему заседанию. 

«Очевидно, что положение вещей в челябинском здравоохранении, мягко говоря, почти безнадежное. Предписывая врачам отказывать населению в помощи, комиссия идет на прямое нарушение федерального законодательства. Это прецедентное решение, в России подобного еще не было», – тревожно отмечает собеседник издания после ознакомления с документами.

Кроме того, больницы попадут в тупиковую ситуацию. «Если в больницу привозят 10 человек, то учреждению предписано обслужить только 9. Если с ним что-то случится и будет нанесен ущерб здоровью в результате бездействия специалистов, то бывший пациент сразу обратится в правоохранительные органы. Но персонал больницы не имеет права выставить этого десятого за дверь. Поэтому на его обслуживание направят резервные расходные материалы, лекарственные средства и препараты, которые, в конечном счете, закончатся, а новых не будет, потому что их выделяют на 9 человек», – продолжает эксперт. 

«Последствия для медиков от реализации этой идеи могут быть самыми серьезными. Отказываясь госпитализировать больного, который проходит сверх плана, врач рискует попасть под уголовное преследование. Поэтому, не исключено, попытки принудительного сокращения объемов медпомощи приведет к тому, что коллективы больниц, работающие в нервной атмосфере нестабильности, безденежья и апатии, объединятся и откажутся выполнять решение комиссии», – поделился с «Правдой УРФО» один из челябинских главврачей. 

Медики отмечают, что всем известно, почему «трясет» отрасль. Челябинская область входила в 2012 год с бюджетным дефицитом порядка 4 млрд. рублей. Дыра образовалась за счет предвыборных обещаний губернатора Михаила Юревича, который – то ли в надежде на федеральный центр, то ли на высокие отчисления металлургов, то ли из самоуверенности – взвалил на бюджет непомерные расходы. Теперь нужно экономить на всем, включая врачей и их пациентов.  

Сегодня оппозиционные челябинские политологи уже не исключают, что выражение недовольства и акции протеста могут приобрести общеотраслевой характер. Заглушить известия о том, что целый субъект в УрФО остался без нормально функционирующего здравоохранения, – уже будет невозможно. В таком случае, очень вероятно, что на этот раз «врачи в мундирах» из федерального центра будут отправлены уже непосредственно к Михаилу Юревичу

 «Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий. 

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

5 комментариев к “Юревич и Вербитский запретили медикам лечить ради спасения областного бюджета”

  1. согласна полностью с предыдущим оратором, про скорую даже говорить стыдно, к ним относятся как к бесплатному транспорту, а у них еще и приказ возить всех с вызова в больницы, вот и не можем разгрести в приемнике кучу необоснованно привезенных. до абсурда ведь дело доходит: больного привезли, который заведомо не хочет госпитализироваться, без полиса с банальной люмбалгией, я спрашиваю: а для чего приехали? он: да я вызвал скорую, чтоб укол мне поставили, а они меня в больницу потащили, я ни за что не лягу. мы ему инъекцию сделали, и он через весь город домой пошел, ругаясь, что так далеко увезли (как всегда прописка с проживанием не совпадают)))уважаемая елена ершова, ну зачем такие приказы давать??? чтоб потом плакать, что нагрузка увеличилась??? так и будут к скорой как к бесплатному такси относиться!у вас же врачи разумные есть, которые сами на месте могут решить показана госпитализация или нет, доверяйте своим подчиненным!!!!!!!!

  2. Алексей Браилко

    Статья — констатация факта. Эта «правда» — не новость. Все медики в курсе всего, что происходит в здравоохранении города и области. Не в курсе только пациенты (что 1 из 10 вне сметы). Тянется это давно и края не видно. В конце концов страдают в этой ситуации двое — пациент и врач, оказывающй ему помощь. Что характерно — ни 1 человек из администрации или управления здравоохранения никогда не окажется на месте ни того ни другого. Поэтому можно предположить, что само по себе ничего не изменится. Нужно искать решения.

  3. Проблем в здравоохранении Чел. области действительно много. Но что касается объёмов оказания медицинской помощи, то это придумали не в Челябинске. Тогда уж возмущайтесь по поводу федерального законодательства. Это там существует такое понятие, из которого вытекает то самое о чем вы пишите — как быть с теми кто обратится сверх утверженных объемов оказания мед. помощи.Да всё очень просто. Эту помощь ФОМС будет обязан оплатить мед. учреждению. Вербитский сам, будучи глав. врачём выиграл суд у ФОМСа. Бабло отрабатываете а не «правду» пишите

    1. А чему удивляться, что молодые специалисты не идут в интернатуру по скорой помощи? Всем понятно, вплоть до абитуриентов, что пока там заправляет Ершова, там делать нечего. Я не по наслышке знаю, т.к. сам пару лет на скорой отработал, и ее приказы, высосанные из пальца, особенно с салфетками, вместо спиртовых шариков, которые через одну сухие и настолько маленькие, что даже область инъекции прикрыть не в состоянии. За чем идти молодым на скорую? За мизерными зарплатами? За скотским отношением людей, которые относятся к тебе как к прислуге? Люди вызывают скорую, чтобы их отвезли домой после гулянки, или убрались у них в квартире, или просто когда у них нет денег на такси. Я сам бывал на таких вызовах, так что это не очередные утрированные шутки. А кто защитит самих работников скорой помощи от вызывающих? Случаи драк, и нападений на выездные бригады нередки, просто широко не оглашаются. А жалобы? Доходит до абсурда, пришла жалоба на то, что врач: *снисходительно посмотрел на ребенка* конец цитаты, и в итоге? Врача лишили премии на месяц. Что это такое? Это же бред, а главврач это поддерживает. И бог с ним, что все звонки записываются, в любом случае виноват врач, чтобы не тратить время и деньги на разбирательства с пациентами, лучше удержать деньги с персонала. А когда приезжаешь на вызов, а вызывающие говорят, что просто позвонили спросить, к какому травмпункту они относятся, и вполне могли бы сами до него добраться, но в трубке услышали — ждите, бригада едет? Зачем? раньше 25 вызовов за сутки был казуистический случай, чуть ли не байки про этот *черный день* травили, а сейчас это норма… Про форму хочу сказать, что своими глазами видел полки, просто ломившиеся от новой формы любых размеров, но запечатанной на три печати, а выдавалась только ношенная, после увольнения кого-либо из сотрудников. Хорошо, назовем это бережливостью, но тогда на кой просить 3 млн на закупку новой формы? То же самое в травмпункте, люди приезжают в травмпункт ГКБ№3, под предлогом: *мы слышали у вас хорошо лечат, больше не знаем травмпунктов, туда-то туда-то ехать далеко*, и коронное вы обязаны мне помочь, не забывают! в итоге травмпункт тройки не спит ночами, зачем тогда участковое деление города? Давайте сделаем один травмпункт и несколько кабинетов первичного приема. В травмпункт пятой больницы попадешь, даже если не собирался, дорога не освещается, район, мало сказать, что неспокойный. Плюс травмпункт юридически относится к поликлинике, а следовательно доплату за работу с кровью не получает! действительно, какая вредность может быть в травмпункте, ведь не там роются в ранах и выходят из перевязочной по колено в крови? при этом контингент в травмпункте зачастую *сомнительный*… Так что какой может быть разговор о нормах и плане, если люди вызывают и идут по любым причинам и куда хотят? Рыба гниет с головы, а не с уменьшения плана на 10%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни