«Челябэнергосбыт» создал партию протеста за 10 миллионов рублей

Экс-сотрудники пытаются взыскать с предприятия деньги и говорят о недовольстве властями

Гарантирующий поставщик Челябинской области – ОАО «Челябэнергосбыт» (ЧЭС) – втянут в судебные разбирательства со своими бывшими сотрудниками. Вышедшие  на пенсию работники возмущены тем, что их оставили без дополнительного пенсионного обеспечения, обещанного в коллективном договоре. В ЧЭСе заявили, что предупреждали работников об отказе из-за отсутствия «финансовых возможностей». Эксперты называют подобные споры с НПФ традиционными, по-разному оценивая судебные перспективы дела.

Как стало известно «Правде УРФО», 16 июля в Советском районном суде Челябинска начнется рассмотрение исков 24 экс-работников ОАО «Челябэнергосбыт» (ЧЭС), требующих взыскать с гарантирующего поставщика около 10 миллионов рублей выплат в рамках дополнительного пенсионного обеспечения.

Как рассказал «Правде УРФО» один из экс-работников ОАО «Челябэнергосбыт», в декабре 2011 года администрация и профком сбытовой компании пролонгировали коллективный договор, включающий положение «О негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО» (копия документа находится в распоряжении «Правды УРФО»).

«Это означает, что люди, достигшие пенсионного возраста и проработавшие в ОАО 10 лет, получали право на дополнительное пенсионное обеспечение. В январе 2012 года работодатель проявил инициативу, обратившись в профсоюзную организацию с просьбой внести изменения в положение, суть которых была в том, что в связи с необходимостью стимулирования кадрового омоложения были предложены следующие условия: если работник уходит на заслуженный отдых в течение трех месяцев с даты принятия положения, то выплаты по негосударственному пенсионному обеспечению составляют 100%; если остается работать после трех месяцев, то у него остается 50% от причитающейся суммы», – рассказал бывший сотрудник сбытовой компании, добавив, что ввиду того, что слухи о сокращении «витали в воздухе», большинство работников сделали выбор в пользу 100% получения выплат.

«То есть многие в обозначенный трехмесячный период подали заявление на увольнение с просьбой выплатить средства из негосударственного пенсионного фонда. Потом решением совета директоров действие положения было приостановлено в связи с тем, что ОАО якобы находится в тяжелом финансовом положении, хотя все отчеты говорят об обратном. Профсоюз отказался принимать норму, поскольку никакого документа, подтверждающего  «тяжелое финансовое положение предприятия», нам предоставлено не было», – пояснил еще один сотрудник ЧЭСа.

В связи с отказом от выплат сотрудники организации начали обращаться в различные инстанции: в прокуратуру Советского района Челябинска, трудовую инспекцию в Челябинской области, к уполномоченному по правам человека в Челябинской области Алексею Севастьянову.

«Прокуратуру не усмотрела нарушений законодательства в перечисленных нами фактах, в ответе было рекомендовано обратиться в суд. Трудовая инспекция зафиксировала ряд нарушений в связи с тем, что нам не выплатили своевременного расчета, не выдали трудовые книжки. В ответе уполномоченного по правам человека Алексея Севастьянова значилось, что положение о дополнительном пенсионном обеспечении можно изменить только по обоюдному согласию сторон», – рассказал сотрудник, добавив, что они также подписали коллективное заявление на имя гендиректора ЧЭСа Павла Кисилева, просили встречи с ним, но в июне во встрече им было отказано. Поэтому работники были вынуждены обратиться в суд.

«Работодатель никого не уведомил о решении совета директоров, об отказе в выплатах нам не сообщали, даже когда мы увольнялись. Наоборот, мы руководствовались уведомлением о том, что введена норма, дающая нам право уволиться в течение трех месяцев и получить выплаты (копия документа находится в распоряжении «Правды УРФО»). Мы видим в этом скрытое сокращение, поскольку нас таким образом фактическим заставили уволиться. Из ответа прокуратуры следует, что «крайним» решили оставить председателя профкома, который не поставил в известность работников об изменениях. Хотя это должен делать работодатель. Ущерб только одному работнику в среднем оценивается в 400 тысяч рублей, то есть общая сумма – около 10 миллионов рублей. Кроме того, есть еще работники, готовые обратиться в суд», – пояснили экс-работники сбытовой организации. 

«Если на нас плюют все: суды, прокуратура, власти города и области, – то мы не находим ничего для себя другого, как выйти на условные баррикады. Нас много, и мы пополним рабочее движение, и уж точно не движение «В защиту человека труда!», – заявил обозревателю «Правды УРФО» одни из пенсионеров.

В канцелярии прокуратуры Советского района Челябинска «Правде УРФО» подтвердили, что работники ОАО «Челябэнергосбыт» обращались к ним с жалобой, однако она была отклонена. В канцелярии государственной инспекции труда в Челябинской области «Правде УРФО» также подтвердили факт поступления заявления от бывших сотрудников сбытовой организации. 

Челябинский омбудсмен Алексей Севастьянов заявил «Правде УРФО», что считает требования работников справедливыми.

«Вопрос носит частный характер и не относится к компетенции уполномоченного по правам человека. Но материалы, изученные в процессе рассмотрения жалобы, позволяют сделать вывод, что требования работников справедливы, они могут победить в суде. Конечно, есть формальности, касающиеся того, что сотрудники были переведены из одной организации в другую, но думаю, что суд сможет их защитить (ЧЭС был образован в 2005 году в процессе реорганизации «Челябэнерго» )», – пояснил Алексей Севастьянов, добавив, что в связи с указанными нарушениями обращался в прокуратуру, трудовую инспекцию, к руководству ЧЭСа.

Между тем, в самом ЧЭСе не считают, что нарушили права работников, отказавшись от выплат.

«Согласно пункту 6.11 Коллективного договора, дополнительное пенсионное и медицинское страхование для работников обеспечивается за счет средств Общества при наличии соответствующей финансовой возможности. В соответствии с пунктами 5.1 Положения о НПО, размеры финансирования каждой из программ корпоративного плана и паритетного плана устанавливаются ежегодно в зависимости от финансового состояния, целей и задач, стоящих перед Обществом», – говорится в официальном ответе ЧЭСа на запрос «Правды УРФО».

В ЧЭСе утверждают, что о результатах совета директоров Общества от 27.02.2012, на котором было временно приостановлено финансирование негосударственного пенсионного обеспечения работников ЧЭСа, 29 февраля был извещен профсоюзный орган.

«При этом для приостановления финансирования издание отдельного локального нормативного акта не требуется, так как это не предусмотрено условиями Коллективного договора. Пунктом 6.16 Коллективного договора предусмотрен порядок финансирования путем принятия соответствующих решений советом директоров Общества. Так как ни коллективный договор, ни Положение о НПО не содержат конкретных сроков перечисления сумм пенсионного резерва в НПФ, а финансирование НПО определяется наличием финансовой возможности, отсутствие финансовой возможности в текущем периоде не может являться нарушением прав пенсионеров и неисполнением Коллективного договора»», – пояснили в пресс-службе компании.

К прочему, юристы указывают, что отказ от дополнительного социального обеспечения с формулировкой «в связи с финансовым положением предприятия» является распространенным.

«Выплаты из негосударственного пенсионного фонда являются составляющей социальной политики предприятий. Такая развитая социальная политика, как правило, проводится только в очень крупных организациях, существующих на рынке длительное время. В качестве правовой основы осуществления выплат выступает положение или иной локальный акт, принимаемый работодателем и предусматривающий соответствующий порядок и сроки таких выплат. Зачастую в таких положениях содержатся нормы, позволяющие работодателю при определенных условиях и обстоятельствах не производить выплаты (в частности, в связи с финансовым положением работодателя)», – говорит юрист компании ZettaLex Марина Вараксина.

Старший юрист юридической компании Vinder Law Office Анастасия Мышенко называет ситуацию, сложившуюся при взыскании выплат из негосударственного пенсионного фонда со своего бывшего работодателя, весьма распространенной.

«С учетом того факта, что Коллективный договор между работниками и работодателем был подписан и в него были включены условия о 100 % дополнительной выплате пенсионерам, а также с учетом условия о том, что работники, которые уволятся в течение трех месяцев, получат 100% выплаты, изменение условий коллективного договора, в частности изменение положений о дополнительных выплатах, может быть осуществлено только по соглашению работодателя и работников. Если сотрудники ЧЭСа обратятся с иском о признании недействительными изменений, внесенных в Коллективный договор в одностороннем порядке, и взыскании дополнительных выплат, то, скорее всего, с учетом того, что трудовое законодательство направлено на защиту интересов работников, такой иск будет удовлетворен судом», – считает Анастасия Мышенко. Она уточнила, что в суде работникам необходимо сконцентрироваться на обстоятельствах, подтверждающих факт подписания Коллективного договора на определенных условиях, а также свидетельствующих о несоблюдении процедуры внесения изменений в условия Коллективного договора уже после их увольнения.

Руководитель межрегионального профсоюза работников нефтегазогорнодобывающей и перерабатывающей промышленности, независимого профсоюза ОАО «Сургутнефтегаз» (ОАО «СНГ») Александр Захаркин отмечает, что для предприятий ТЭК подобные дела традиционными не являются.  

«Если в Коллективном договоре четко не прописано, что такое «финансовые состояние» ЧЭСа, значит стороны могут толковать этот термин как угодно, согласно ГПК, ГК. Стороны должны были обговорить общие понятия заранее. Конечно, подобные споры не являются традиционными, поскольку не каждый работодатель включает в трудовой договор такие нормы. Просто ранее, я думаю, ЧЭСу это было выгодно», – считает Александр Захаркин.

Справочно:

ОАО «Челябэнергосбыт» – гарантирующий поставщик электроэнергии на Южном Урале. Территория обслуживания составляет 87,9 тысячи квадратных километров. Основным видом деятельности является покупка электрической энергии на оптовом рынке с последующей реализацией потребителям. ОАО «Челябэнергосбыт» осуществляет обслуживание 1,2 миллиона физических и 39 тысяч юридических лиц.  87,20% уставного капитала ОАО «Челябэнергосбыт» принадлежат кипрской компании SVPROPERTYMANAGMENTLTD. Согласно отчету компании за первый квартал 2012 года, выручка ЧЭСа составила 8,3 миллиарда рублей, валовая прибыль – 497,3 миллиона рублей, чистая прибыль – 45,6 миллиона рублей. Председатель совета директоров компании – заместитель гендиректора  ОАО «Челябэнергосбыт» Евгений Ильин. По данным «Правды УРФО», ЧЭС подконтролен южноуральскому олигарху Марку Лейвикову.  

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

3 комментария к “«Челябэнергосбыт» создал партию протеста за 10 миллионов рублей”

  1. Молодцы!! Как деньги на Кипр выводить — так финансовое состояние позволяет. И неслабо так позволяет. А как с работниками расплачиваться — финансовое состояние неудовлетворительное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни