«Тюменьэнерго» и «МРСК» попали в Генпрокуратуру

Версия для печати

Спецкомиссия реанимировала проверку энергоактивов

Комиссия, созданная по поручению премьер-министра российского правительства Владимира Путина, закончила проверку тюменской дочки «Холдинга МРСК» «Тюменьэнерго». Документы, сформированные на основании отчета межведомственной комиссии, легли на стол заместителю генерального прокурора РФ Юрия Пономарева и полпреду президента в РФ Евгения Куйвашева. Сегодня редакция интернет газеты «Правда УРФО» публикует не купированный вариант рапорта членов спецкомиссии во избежание обвинений в ангажированности, или предвзятости суждений экспертов на тему «родства, кумовства и аффилированности» в энергетическом комплексе «тюменской матрешки». К прочему, во избежание обвинений участников комиссии в утечке информации со стороны руководства полпредства, генпрокуратуры, МВД и др. госструктур, рапорт публикуется в формате «word», без лицевых штрих-кодов ведомств.

Комиссия, созданная по поручению премьер-министра российского правительства Владимира Путина, закончила проверку тюменской дочки «Холдинга МРСК» «Тюменьэнерго». Документы, сформированные на основании отчета межведомственной комиссии, легли на стол заместителю генерального прокурора УРФО Юрия Пономарева и полпреду президента в РФ Евгения Куйвашева. Сегодня редакция интернет газеты «Правда УРФО» публикует не купированный вариант рапорта членов спецкомиссии во избежание обвинений в ангажированности, или предвзятости суждений экспертов на тему «родства, кумовства и аффилированности» в энергетическом комплексе «тюменской матрешки». К прочему, во избежание обвинений участников комиссии в утечке информации со стороны руководства полпредства, генпрокуратуры, МВД и др. госструктур, рапорт публикуется в формате «word», без лицевых штрих-кодов ведомств.       

РАПОРТ

«Комиссией управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Уральском федеральном округе на основании распоряжения заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Пономарева Ю.А. от 21.12.2011 № 437/33р с привлечением сотрудников прокуратуры Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, а также сотрудников главного управления МВД России по УрФО, специалистов управлений ФНС и ФАС России автономного округа и Североуральского управления Ростехнадзора проведена проверка соблюдения федерального законодательства в ОАО «Тюменьэнерго» с выездом в г.Сургут Ханты-Мансийского автономного округа.

Установлено, что открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (далее - «Тюменьэнерго») создано и является правопреемником государственного предприятия с аналогичным наименованием.

Устав предприятия утвержден решением единственного акционера – ОАО «Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний» (далее - ОАО «Холдинг МРСК»), расположенного в г.Москве.

ОАО «Холдинг МРСК» – одна из крупнейших электросетевых компаний в мире, объединяющая в своей структуре межрегиональные электросетевые компании, научно-исследовательские и проектно-конструкторские, строительные и сбытовые организации, имущественный комплекс которой включает пакеты акций 44 акционерных дочерних и зависимых обществ, в том числе «Тюменьэнерго» в размере 273,7 млн. обыкновенных именных акций номиналом 100 рублей каждая.

Контролирующим акционером ОАО «Холдинг МРСК» является Российская Федерация, владеющая 53,69% акций.

«Тюменьэнерго» зарегистрировано и фактически расположено в г.Сургуте, ул. Университетская, д. 4, состоит на налоговом учете в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №4 (г.Москва). Размер уставного капитала предприятия составляет 27,37 млрд. рублей.

Основным видом деятельности предприятия является передача электрической энергии, осуществление комплекса организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающему передачу электрической энергии через технические устройства на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Проверка показала, что «Тюменьэнерго» является крупнейшей межрегиональной распределительной сетевой компанией Уральского федерального округа и субъектом естественной монополии, доля которого на рынке услуг по передаче электроэнергии в целом по федеральному округу составляет 85%.

Балансовая стоимость активов на 31.12.2008 составляла 78,96 млрд. руб., на 31.12.2009 – 91,05 млрд. руб., на 31.12.2010 – 98,78 млрд. руб. По итогам 2010 года «Тюменьэнерго» получена чистая прибыль в сумме 5,5 млрд. рублей, что выше прибыли полученной за 2009 год более чем в 3 раза.

Общая протяженность воздушных сетей принадлежащих «Тюменьэнерго» составляет 44 971 км.

В 2010 году в сети «Тюменьэнерго» от производителей электрической энергии и смежных сетевых компаний было отпущено 72 908,1 млн. кВтч электроэнергии через передающие мощности.

В структуре энергопотребления преобладающее положение занимают промышленные потребители (71,1%), территориальные сетевые организации (25,7%), население (0,6%), сельское хозяйство (0,4%),бюджетные потребители (0,2%) и транспорт (0,2%).

Система органов управления «Тюменьэнерго» состоит из общего собрания акционеров, совета директоров, генерального директора и ревизионной комиссии.

Руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется генеральным директором.

С 09.01.2008 года на эту должность решением совета директоров от 27.12.2007 назначен Крючков Е.Е. 1969 года рождения.

На момент настоящей проверки обязанности генерального директора «Тюменьэнерго» решением ОАО «Холдинг МРСК» от 23.12.2011 № 19/11 с 24.12.2011 исполняет Михеев П.А., являющийся главным инженером предприятия. В соответствии с вышеупомянутым решением полномочия Крючкова Е.Е., как генерального директора досрочно прекращены и трудовой договор с ним 23.12.2011 по его инициативе в соответствии с пунктом 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации расторгнут.

В структуру управления «Тюменьэнерго» входят 7 заместителей генерального директора, 9 директоров филиалов, 12 начальников департаментов, 19 начальников управлений, начальника казначейства, начальника центра управления сетями.

Численность работающих на предприятии составляет 7 015 человек, в том числе руководящего состава – 1119, специалистов – 2297, служащих – 59, рабочих – 3540.

«Тюменьэнерго» имеет 2 дочерних зависимых общества ОАО «Тюменьэнергоавтотранс» (с долей участия материнского предприятия 99,99%), размер уставного капитала составляет 218 млн. рублей. Основные виды деятельности дочернего предприятия – эксплуатация и обслуживание автомобильного хозяйства, перевозка грузов и пассажиров, транспортно-экспедиционное обслуживание, торгово-закупочная деятельность;

ОАО «Энергосервисная компания» (с долей участия «Тюменьэнерго» 51%). Размер уставного капитала 20 млн. руб. Основные виды деятельности – энергоаудит, предоставление энергосервисных услуг, реализация мероприятий в области энергосбережения, энергоменеджмент.

С привлечением сотрудников прокуратуры Тюменской области в «Тюменьэнерго» и в региональной энергетической комиссии Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономных округов проведена проверка исполнения законодательства о государственном регулировании цен на электрическую энергию.

Проверка показала, что в 2009-2011 гг. «Тюменьэнерго» перечисляло колоссальные денежные средства в размере около 1,1 млрд. рублей своему учредителю ОАО «Холдинг МРСК» по договорам оказания услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России.

При этом указанные расходы руководством «Тюменьэнерго» необоснованно, вопреки требованиям Федерального закона «Об электроэнергетике» Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 включались предприятием в расчет тарифов на услуги по передачи электрической энергии, отпускаемой потребителям, что привело к значительному искусственному завышению указанных тарифов и причинению имущественного ущерба гражданам, организациям на сумму не менее 1 096 357 343 рублей, то есть тяжкие последствия.

Установлено так же, что руководством «Тюменьэнерго», его финансовыми подразделениями в течение 2010-2011 гг. при расчете затрат на оказание услуг по присоединению к электрическим сетям, произведенных предприятием, в нарушение требований статей 252, 253 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» пункта 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 №109 и Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам необоснованно включены в их состав подлежащие уплате суммы налога на прибыль, полученную «Тюменьэнерго» за оказанные услуги по присоединению к электрическим сетям потребителей.

За 2010-2011 гг. в расчет стоимости услуг включена сумма налогов в размере 1,16 млрд. рублей.

В результате включения «Тюменьэнерго» в состав затрат на оказание услуг по присоединению сумм налога на прибыль, подлежащего уплате, потребителям таких услуг причинен ущерб на сумму не менее 1,16 млрд. рублей.

С целью установления фактов участия генерального директора «Тюменьэнерго» руководителей его структурных подразделений и родственников указанных лиц в качестве учредителей, руководителей или главных бухгалтеров различных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации и за ее пределами опрошено 1220 граждан из числа руководителей предприятия его филиалов и их родственников, а также запрошены сведения в управлении ФНС России по ХМАО.

В результате участие указанных лиц в деятельности коммерческих предприятий подтвердилось в 47 случаях.

Вместе с тем наличие аффилированности присутствует только в одном случае. Установлено, что сын начальника службы информационных технологий филиала Сургутские электрические сети «Тюменьэнерго» Кислика А.Л. – Кислик Е.А. является руководителем дочернего предприятия «Тюменьэнерго» - ОАО «Тюменьэнергоавтотранс» и начальником отдела управления финансов головного предприятия.

Создание руководством «Тюменьэнерго» подконтрольных коммерческих структур привело к тому, что на предприятии создана схема по хищению принадлежащих ему денежных средств.

В 2010 году дирекцией «Тюменьэнерго» проведен конкурс на выбор организации на оказание транспортных услуг по перевозке персонала дирекции. Победителем конкурса признано ОАО «Тюменьэнергоавтотранс», с которым 01.01.2011 заключен договор об оказания автотранспортных услуг №17/182.

В ходе исполнения договора ОАО «Тюменьэнергоавтотранс» использовало автотранспортные средства Тайота Хайс государственный номер Т099РХ86, Автобус Мерседес-Бенц 0355 государственный номер P437ОВ86, Автобус Мерседес-Бенц 0355 государственный номер А073ОН86, Автобус Мерседес-Бенц 0355 государственный номер Н941ОМ86, Фолькцваген мультивен государственный номер Н669ХА86, являющиеся собственностью «Тюменьэнерго».

С целью придания видимости законности указанных действий по передаче указанных автомобилей в пользование ОАО «Тюменьэнергоавтотранс», с материнским предприятием был оформлен договор аренды, который, по сути, является ничтожным.

В результате в текущем году «Тюменьэнерго» неправомерно перечислило своему дочернему предприятию за услуги, оказанные на принадлежащем ему автотранспорте сумму в размере 3,004 млн. рублей.

Кроме того проверкой вскрыты факты хищения денежных средств в 2009-2011 гг. бывшим генеральным директором ОАО «Тюменьэнерго» Крючковым Е.Е. денежных средств при оплате ему командировочных расходов на общую сумму 170 тыс. рублей.

В ходе проверки также выявлены отдельные нарушения требований антимонопольного законодательства, допущенные руководством «Тюменьэнерго», которые содержат признаки административных правонарушений.

В результате рассмотрения управлением ФАС России по Ханты-Мансийскому автономному округу обращения ОАО «Городские электрические сети» (г.Нижневартовск) о неправомерном отказе «Тюменьэнерго» в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства выявлены нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (отказ в заключении публичного договора).

В целях устранения этих нарушений 01.08.2011 предприятию управлением ФАС России по ХМАО выдано предписание, которое на момент прокурорской проверки исполнено.

Вместе с тем в действиях «Тюменьэнерго» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП Российской Федерации (нарушение законодательства о защите конкуренции), за что оно подлежит привлечению к административной ответственности.

Однако прокурорская проверка показала, что антимонопольным органом дело об административном правонарушении в отношении «Тюменьэнерго» не возбуждено до сих пор.

В ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом проверки, в Главное управление МВД России по УрФО, УМВД по Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, Региональное управление ФСБ РФ по Тюменской области и его структурные подразделения в указанных выше субъектах направлены запросы о предоставлении информации о нарушениях закона в деятельности руководителей ОАО «Тюменьэнерго», его дочерних и зависимых обществ, а также о возможно совершенных ими либо членами семей преступных деяниях.

Согласно полученным ответам руководителей этих органов, каких-либо значимых оперативных разработок в отношении руководителя и топменеджеров указанного предприятия, в органах внутренних дел и федеральной службы безопасности не имеется.

Представленная информация сводилась к наличию сведений об уже проведенных проверках и уголовных делах, по которым приняты процессуальные решения, данные о которых имеются в информационных базах органов правоохраны и общедоступных источниках средств массовой информации.

В ходе проверки истребованы и изучены имеющиеся доследственные материалы по сообщениям о нарушениях закона в деятельности проверяемого предприятия, его дочерних компаний, руководителей и сотрудников.

Установлено, что в органах следствия и дознания Ханты-Мансийского автономного округа в период с 2009 по 2011 годы имелось 4 таких материала, касающихся исследуемых вопросов, по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовных дел.

Изучение доследственного материала №401 (КУСП УМВД РФ по г.Сургуту №3405 от 08.07.2011) по сообщению об обнаружении в действиях руководителей ОАО «Тюменьэнерго» признаков преступлений, предусмотренных ст.ст.159, 201 УК РФ показало, что в период 2008-2009 годов неустановленные лица из числа руководителей ОАО «Тюменьэнерго», действуя группой лиц по предварительному сговору, умышленно из корыстной заинтересованности, с целью хищения имущества ОАО «Тюменьэнерго», путем обмана, выразившегося в незаконной передаче основных средств Общества, используемых для проведения химических анализов и технического обслуживания оборудования во владение аффилированной организации ООО «ГлобалТестПлюс» с последующим заключением договоров на оказание услуг для нужд ОАО «Тюменьэнерго» по завышенной, стоимости и переводом на ООО «ГлобалТестПлюс » прибыли от оказания аналогичных услуг сторонними организациями, совершили хищение денежных средств на сумму свыше 1 млн. рублей, причинив предприятию материальный ущерб в особо крупном размере.

По данному факту УМВД РФ по г.Cуpгуту проведена проверка в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ и 07.10.2011 вынесено незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УК РФ, которое, по требованию комиссии, отменено и 27.12.2011 заместителем начальника СУ УМВД России по г.Сургуту Лазаревым Е.В. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ.

В ходе изучения материала проверки №64 (КУСП УМВД РФ по г.Сургуту №451 от 31.01.2011) о наличии в действиях руководителей ООО «Сургутские городские электрические сети» (далее ООО «СГЭС») признаков преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ установлено, что в 2010 году указанные лица совершили хищение имущества предприятия путем заключения договоров на капитальный ремонт и реконструкцию объектов без намерения их фактического исполнения.

19.12.2011 по результатам проверки вынесено незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, которое 26.12.2011 по требованию комиссии отменено, материал направлен для проведения дополнительной проверки, по результатам которой 28.12.2011 года возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК Российской Федерации.

Изучение доследственного материала №659 (КУСП УМВД РФ по г.Сургуту №3263 от 11.06.2009) по рапорту об обнаружении в действиях руководителей ОАО «Тюменьэнерго» признаков преступления, предусмотренного ст.201 УК РФ установлено, что в 2003 году при проведении ревизионной комиссией проверки ОАО «Тюменьэнерго» выявлены факты необоснованного завышения стоимости выполненных рядом фирм работ по ремонту электроустановок Сургутской ГРЭС-1, вследствие неправильного применения Обществом индекса удорожания к стоимости этих работ.

По данному факту ОБЭП УМВД РФ по г.Сургуту 29.10.2010 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием в действиях руководителей ОАО «Тюменьэнерго» признаков состава преступления, предусмотренного CT.201 УК РФ.

В ходе проверки законности принятого решения установлено, что постановление об отказе в возбуждении уголовного дела является незаконным я подлежит отмене в связи с неполнотой проверочных мероприятий. Так, не исследовано наличие аффилированности между руководством ОАО «Тюменьэнерго» и руководством фирм, осуществлявших ремонт электроустановок Сургутской ГРЭС-1, не проверена возможность умышленного применения руководством общества неверного индекса удорожания, с целью последующего присвоения разницы в оплате, не дана юридическая оценка действиям руководителей по ст.159 УК РФ.

В этой связи по указанию комиссии 26.12.2011 незаконное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменено прокуратурой г.Сургута, материал направлен для производства дополнительной проверки.

Изучение доследственного материала №1555 (КУСП УМВД РОССИИ ПО г.Сургуту №6647 от 29.03.2011) показало, что 29.03.2011 в органы внутренних дел поступило сообщение об использовании заместителем генерального директора по техническим вопросам ОАО «Тюменьэнерго» Дерягиным О.В. поддельного диплома о высшем образовании.

По данному факту проведена проверка в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ, по результатам которой 16.10.2011 в возбуждении уголовного дела отказано в связи с отсутствием в действиях Дерягина О.В. признаков состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.327 УК РФ.

Изучение материалов показало, что проверка проведена неполно, без выяснения всех необходимых обстоятельств, в связи с чем 26.12.2011 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по требованию комиссии отменено прокуратурой г.Сургута, а материалы направлены для организации дополнительных проверочных мероприятий.

Кроме того, установлено, что за исследуемый период в следственных органах ХМАО имелось уголовное дело №2007/00503/32, возбужденное 21.11.2000 Следственным комитетом при МВД России по п.«б» ч.3 ст.159 УК РФ, по факту хищения денежных средств ОАО «Тюменьэнерго» в сумме 18 миллионов рублей, руководителями ООО «Комглобал», под видом исполнения обязательств по договору о переуступке прав требования долга с дебиторов ОАО «Тюменьэнерго».

Расследование по делу неоднократно прекращалось и возобновлялось по требованию Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

13.11.2006 оно было передано для дальнейшего расследования в следственное управление при УВД по Ханты-Мансийскому автономному округу, где по нему также неоднократно принимались решения о прекращении и приостановлении, которые отменялись прокуратурой г.Сургута и начальником СУ при УВД по ХМАО.

29.12.2010 уголовное дело прекращено по п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ.

13.01.2011 принятое процессуальное решение признано законным прокуратурой г.Сургута. В настоящее время сроки давности привлечения к уголовной ответственности по делу истекли.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Курганской области находится уголовное дело №749685, возбужденное 21.09.2005 облпрокуратурой по факту покушения на мошенничество в особо крупном размере руководителями МУП «Городские электрические сети» г.Кургана при проведении сделок по отчуждению муниципального имущества, принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения на сумму 615 млн. рублей.

В ходе расследования на причастность к совершению данного преступления проверялся Биков А.Э., являвшийся членом совета директоров ОАО «Уральская энергетическая управляющая компания», а до этого, в период с 1999 по 2003 год, занимавший пост генерального директора ОАО «Тюменьэнерго».

07.12.2011 уголовное дело прекращено по п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Материалы дела по требованию комиссии истребованы прокуратурой Курганской области для проверки законности принятого решения.

Жалоб и обращений граждан о нарушениях закона в деятельности ОАО «Тюменьэнерго», его дочерних, зависимых обществ, руководителей и сотрудников, за проверяемый период 2009-2011 годов, по данным прокуратуры г.Сургута, не имеется.

Учитывая изложенное, предлагается информация о результатах проверки направить полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, а также рассмотреть вопрос о подготовке соответствующих актов прокурорского реагирования, о чем докладывается на Ваше решение».

Напомним, что проведенная проверка не единственная, которую предстоит претерпеть предприятиям сектора, в связи с поставленными Владимиром Путиным задачами. В частности, на вопросы о доходах родственников предстоит ответить руководителю «клановой компании», как ее называют эксперты, «МРСК-Урал» Валерию Родину. Напомним, что всеми закупками для «дочерних» «Свердловскэнерго», «Пермьэнерго, «Курганэнерго», «Челябэнерго» и «ЕЭСК» на «МРСК – Урала» заведует приемный сын Валерия Родина г-н Кондратьев. «Правда УРФО» подробно рассказывала об этом.

«Правда УРФО» будет следить за развитием ситуации в энергетическом комплексе РФ.

Теги: 

Регион: