Свердловская область рискует испытать на себе санкции Минфина России

Министерства вкладывают в экономику региона медленнее, чем требует ситуация

В Свердловской области создан «задел» для возможного недовольства правительства РФ. За квартал до конца 2012 года, согласно данным об исполнении бюджета за семь месяцев 2012 года, расходные обязательства по важнейшим отраслям экономики – сельскому и лесному хозяйству – выполнены только на 37%, социальная политика была профинансирована на 55,3%. В областном минфине отмечают, что для борьбы с неэффективным расходованием средств будет вводиться оценка их освоения. Эксперты считают, что в отношении региона могут быть применены штрафные санкции со стороны федерального центра за нарушение сроков расходования средств.

Экономические итоги семи месяцев 2012 года выявили системную проблему в Свердловской области – неисполнение расходных обязательств по ряду жизненно важных статей. Как стало известно «Правде УРФО» из документа минфина об исполнении бюджета региона за семь месяцев 2012 года (копия документа находится в распоряжении издания), расходы региона составили 80,6 миллиарда рублей или 50,6%. Примечательно, что затраты на национальную экономику составили всего 37% – 7,4 миллиарда рублей. Причем расходы на сельское хозяйство и рыболовство выполнены только на 47,1% – 1,7 миллиарда рублей, водное хозяйство на 15,6% – 61,1 миллиона рублей, лесное хозяйство – 47,7%, 451,2 миллиона рублей, транспорт – 36,8%, 542,1 миллиона рублей, дорожное хозяйство (дорожные фонды) – 40,4%, 3,6 миллиарда рублей.

Расходы в ЖКХ выполнены только на 52,4%, на 1,8 миллиарда рублей. При этом меньше всего средств «освоено» в благоустройстве – всего 18,8%, 71,3 миллиона рублей, чуть больше в коммунальном хозяйстве –  32,1%, 311,5 миллиона рублей, другие вопросы в области ЖКХ профинансированы на 33,1% – 100,2 миллиона рублей, в свердловском ЖКХ средства расходованы более эффективно – на 72,1%, или 1,4 миллиарда рублей.

Нерадужная ситуация и во всей «социалке». В образовании за семь месяцев 2012 года израсходованы всего 22,1 миллиарда рублей, или 57,5%, здравоохранении – 48,3%, или 18,8 миллиарда рублей, социальной политике – 20,034 миллиарда рублей, или 55,3%.

Как следует из отчета минфина, чуть менее критично обстоит ситуация с доходами бюджета. Так, на 1 августа 2012 года в казну Свердловской области поступило 89,3 миллиарда рублей, или 61,7% от уточненного годового прогноза. Налоговые и неналоговые доходы составили 77,3 миллиарда рублей, или 59,8 %. Доходы от поступлений налога на прибыль – 54,6 миллиардов рублей (59,6%). Из них: поступления по основному источнику – налогу на прибыль организаций – составили 32,6 миллиарда рублей (64,5%) . В июле свердловское правительство выражало надежду, что утвержденный прогноз по налогу на прибыль будет выполнен в размере 50,6 миллиарда.

Поступления от НДФЛ составили 22,04 миллиарда рублей (53,4%). По состоянию за шесть месяцев 2012 года отмечался рост по данной статье на 15 %. Налоги на совокупный доход составил 4,3 миллиарда рублей (83%), налог на имущество – 9,028 миллиарда рублей (54,2%)

Поступления по налогу на имущество – 9, 28 миллиардоа рублей. По состоянию на шесть месяцев 2012 года отмечался незначительный, на общем фоне, рост поступлений: в сравнении с соответствующим периодом 2011 года – 2%. Это было связано с тем, что отдельные плательщики (СвЖД, Уральский филиал АО ФПК) уменьшили платежи за 2011 год в связи в с предоставлением «инвестиционной льготы».

В свердловском минфине пояснили, что бюджетные расходы контролируются главным распорядителем средств, то есть профильными министерствами и ведомствами. «Именно ими детально  планируется, какая сумма и куда будет направлена», – заявили «Правде УРФО» в министерстве.

Однако в отчете министра финансов Свердловской области Галины Кулаченко были отмечены низкие показатели освоения средств на капитальный ремонт и строительство. Для решения этой проблемы предлагалось активизировать работу главных распорядителей средств, в том числе в муниципальных образованиях, по проведению конкурсных процедур.

«Контроль за подрядчиками необходим в течение всего периода исполнения государственных и муниципальных контрактов», – говорилось в отчете Галины Кулаченко.

Кроме того, были отмечены многочисленные финансовые нарушения, низкая эффективность расходов.

«В систему ведомственного финансового контроля необходимо ввести обязательную оценку эффективности бюджетных расходов. Перейти к формированию государственных программ по каждому министерству и ведомству. Нами совместно с министерством экономики подготовлен проект нормативного акта о порядке разработки и утверждения таких программ. В ближайшее время он будет вынесен на рассмотрение правительства. Всем главным распорядителям средств областного бюджета необходимо провести увязку всех выделяемых им бюджетных ассигнований с конкретными результатами деятельности в курируемых отраслях», – говорится в отчете.

«Причин допускаемых нарушений является отсутствие должного контроля со стороны первых лиц учреждений, должностных лиц муниципальных образований, отраслевых органов исполнительной власти», – уточняется ведомством Галины Кулаченко.

Между тем, эксперты называют подобные невыполнения расходных обязательств некритичными, но чреватыми наказаниями со стороны федеральных ведомств. 

«Ситуация, на самом деле, достаточно стандартная, и оставшиеся суммы просто будут более активно выбирать в последние четыре месяца. Такая ситуация складывается во многих регионах, да и в России в целом. Социальные статьи – это не только социальные выплаты, но и другие статьи расходов, поэтому они необязательно должны быть равномерно распределены по году. Отмечу, что пока о каких-либо негативных последствиях говорить рано, так как с очень высокой вероятностью к концу года уровень расходов приблизится к 100%», – проанализировал бюджетную ситуацию для «Правды УРФО» эксперт Инвесткафе Антон Сафонов

Аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко уверен, что в отношении Свердловской области за подобные нарушения могут быть применены штрафные санкции.

«Отставание может быть связано с тем, что обычно во второй половине года осуществляется большая часть расходов бюджета. Срабатывает и обычное бюрократическое трение, вызывающее задержку начала осуществления проектов, и то, что многие платы производятся по окончании работ. Вероятно, это отставание к концу года будет нивелировано. Однако в случаях, когда финансирование производится совместно федеральным и региональным бюджетом, а как раз по разделам национальной экономики, здравоохранению так обычно и бывает, федеральное правительство может применить санкции, сократив в следующие годы свое финансирование», – полагает Анатолий Вакуленко.

«Правда УРФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни