Реформа РЖД завела уральских промышленников в тупик

Железнодорожники убеждены, что их тарифы слишком низкие и гордятся ходом реформы отрасли

Свердловские парламентарии предприняли очередную попытку сломить железнодорожное лобби. В союзники привлечены крупнейшие промышленные предприятия Среднего Урала. Программа реформирования отрасли затянулась уже на 11 лет по всей территории страны. В областном Заксобре уверены, что проблемы, с которыми столкнулись на Свердловской железной дороге, – серьезные нарушения сроков поставок, длительный простой вагонов,  рост тарифов и увеличение краж — общие для всех регионов страны. Так и последствия проблемы тоже общие: рынок на железную дорогу так и не пришел, зато появились частные контрагенты, снимающие сливки с грузопотока и пользующиеся покровительством властей.

Сегодня в стенах областного Заксобрания прошли депутатские слушания — в комитете по развитию инфраструктуры решили разобраться, что происходит с реформированием железной дороги: бывшее МПС, превратившееся в акционерное общество, и допуск на рынок частных грузооператоров в результате привели к существенному снижению всех показателей. В УГМК уже посчитали – минимум на 10%

«По мнению УГМК сегодня основная проблема – снижение управляемости. Об этом свидетельствует системное ухудшение основных технологических параметров – участковой скорости, времени оборота вагонов, коэффициента порожнего пробега. Все эти показатели за последние годы ухудшились минимум на 10%», — заявил в ходе слушаний  советник генерального директора ООО «УГМК-Холдинг» Михаил Бочкарев.

Промышленники уверены, что на железной дороге царит глубокий кризис, их которого ОАО «РЖД» пытается выйти путем повышения тарифов. На Нижнетагильском металлургическом комбинате делают вывод: ОАО «РЖД» так и осталась нерыночной монополией, которая зарабатывает не с развития и освоения грузовой базы, а банально с роста тарифов. А клиенты заперты в роли доноров.

«Монополия МПС РФ после его превращения в ОАО «РЖД» сохранена. Процесс реформирования имеет лишь один источник – «за счет грузовладельца», — заявил в официальном обращении в Законодательное собрание управляющий директор ОАО «ЕВРАЗ-НТМК» Алексей Кушнарев.

По словам главного специалиста по транспорту НТМК Владимира Полюховича, единственный положительный результат реформы – то, что железнодорожный транспорт работает. При этом все показатели по грузоперевозкам провалены, резко возросло время простоя, увеличилось количество краж. Только в прошлом году НТМК не смог отправить более 260 тысяч тонн щебня, время простоя уже загруженных составов увеличилось в 4,5 раза (по сравнению с 2006 годом).

Для небольших предприятий, которые к тому же в силу специфики отрасли не могут позволить себе переход на автомобильный транспорт,  такая реформа железной дороги грозит полным банкротством.

«Невыполнение договоров, отсутствие новых контрактов приведет к полному банкротству небольших предприятий и к ухудшению обстановки на перерабатывающих предприятиях. Сегодня лесопромышленный комплекс  не вы состоянии самостоятельно справиться с  возникшими проблемами», — обратился  к областным депутатам исполнительный директор Уральского Союза лесопромышленников Сергей Басманов.

Интернет-газета «Правда УРФО» уже писала о ситуации в данном конфликте. По мнению депутатов, простои на железной дороге вызваны отнюдь не засильем частных компаний, на чем так настаивают в «РЖД», а зеленым светом для «своих» составов, которые арендует ООО «ТрансСибУрал». Компания, тесно связанная  с дочками ОАО «РЖД» — сначала с «Первой грузовой компанией», а затем и со «Второй грузовой компанией», — получила от них в аренду почти 80% подвижного состава.

Зарабатывали на возникшем  дефиците вагонов: субаренда  обходилась в 60-75% надбавки к базовому тарифу. Крупнейшие карьеры – ОАО «Ураласбест», ОАО «Первоуральское рудоуправление», ОАО «Уралнеруд» — несли существенные финансовые потери. Чтобы избежать взаимодействия с посредником, компании начали брать в аренду вагоны других собственников. Однако эти составы простаивали – вагоны, арендованные ООО «ТрансСибУрал» получали приоритет при движении.  Все это обернулось существенным ростом цен на строительные материалы в 2009-2011 годах. 

Эту схему уже оценили и в прокуратуре, и в антимонополной службе. Последняя усмотрела в деятельности ОАО «РЖД», «ОАО «ПГК», ОАО «ВГК» признаки нарушения антимонопольного законодательства.

По словам облдепутат Ионина, из-за деятельности компании-посредника, сама ВГК недополучала от 25 млн рублей прибыли ежемесячно. Убытки также несли ОАО «РЖД» и областной бюджет.

«ТрансСибУрал пользовался существенными льготами во взаимоотношениях с ПГК. Некоторые связывали это  с хорошими отношениями с Игорем Асатуровым, который ранее работал совместно с Мазуркевичем (генеральный директор ООО «ТрансСибУрал» — прим. ред) в ОАО «Новая Перевозочная компания», а на тот момент занимал должность первого заместителя  гендиректора ПГК», — добавляет депутат Дмитрий Ионин.

В этой цепочке связей были якобы задействованы первые лица области: экс-премьер Анатолий Гредин и бывший глава министерства транспорта Геннадий Маренков, которые всеми способами старались зафиксировать особое положение ООО «ТрансСибУрал» на рынке, присвоив ему звание базового регионального перевозчика. Однако сейчас, пока в правительстве продолжаются кадровые перестановки, ООО «ТрансСибУрал» формально остался без покровителя: главу нового ведомства, объединенного из минстроя и минтранса, до сих пор не утвердили.

В самом ОАО «РЖД» тем временем уверены, что никакого значительного  роста тарифов не произошло. По словам начальника Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Алексея Миронова, тарифы возросли «всего» в 99,6 раз, в то время как в топливной промышленности или электроэнергетике тарифы выросли в 300-500 раз.

Парламентарии намерены представить резолюцию прошедших слушаний в Госдуму и законодательные органы других субъектов федерации. Как рассказал «Правде УРФО» Дмитрий Ионин, в других областях проблемы на железной дороге те же.

«Реформа идет не туда, и все это прекрасно понимают. Планировалось, что в железную дорогу придут частные компании, которые будут зарабатывать деньги и модернизировать инфраструктуру. Но в итоге в каждом регионе присосалась какая-нибудь фирма-посредник. Если нас больше половины субъектов поддержит, то Москва должна инициировать пересмотр реформы», — заявил Ионин

Впрочем, насколько сильны позиции Свердловской области в этом вопросе, пока сказать трудно – приглашенные депутаты Госдумы слушания своим вниманием не почтили, в Екатеринбург приехали лишь парламентарии соседних Тюмени и Кургана.

«Правда УрФО» будет следить за развитием событий.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни