Дерипаска потянул за БАЗом СУБР

В Североуральске создают комитет по спасению ресурсной базы «РУСАЛа»

На очередном предприятии «РУСАЛа» – Североуральском бокситовом руднике (СУБР, Североуральск) – может возникнуть критическая ситуация, грозящая массовыми акциями протеста. Общественники заявляют, что уже закрыта шахта «Черемуховская», на очереди следующая, а в условиях переориентирования поставок боксита СУБРа исключительно на сокращающий объемы производства Богословский алюминиевый завод (БАЗ, входит в ОК «РУСАЛ») – будущее предприятия обречено. Чтобы вывести СУБР из кризисного состояния, общественники намерены создать комитет «За спасение СУБРа» и организовывать массовые акции протеста. В «РУСАЛе» не видят причин для паники, объясняя, что временная остановка добычи на «Черемуховской» связана с пуском новой шахты. Эксперты допускают сворачивание производства на СУБРе в случае, если не будет разрешена ситуация на БАЗе. 

Как рассказал «Правде УРФО» экс-спикер думы Североуральского городского округа Александр Жуланов, ситуация на СУБРе близка к критической.

«По имеющейся достаточно достоверной информации из кругов, близких к «РУСАЛу», срок ввода шахты «Черемуховская-Глубокая» в очередной раз перенесен на середину 2013 года (в 2009 году гендиректор Махраков заверял всех, что он построит эту шахту за три года). Прекратили добычу на шахте «Черемуховская», на которой трудились 800 человек и которая давала до 600 тысяч тонн руды, объясняя это тем, что строится «Черемуховская-Глубокая». Часть людей перевели на строительство «Черемуховской-Глубокой», пенсионеров настойчиво выпроваживают, а молодежь не хочет идти на строительство шахты. Озабоченность вызывает и ситуация с сокращением запасов на «Красной Шапочке», – рассказывает Александр Жуланов, добавляя, что против развития СУБРа говорит и сама стратегия развития «РУСАЛа». 

«На IX конференции «РУСАЛа» в мае 2012 года руководством глиноземного дивизиона «Восток», куда  входит и СУБР, было заявлено, что боксит СУБРа будет поставляться только на БАЗ, а боксит Тимана – только на УАЗ. Но возникают вопрос – куда будет поставляться та часть боксита, которая раньше шла на УАЗ, а это около одного миллиона тонн или несколько меньше. Как известно, УАЗ находится в крупном городе Каменске-Уральском, развитию которого областные власти уделяют гораздо больше внимания, чем далекому Североуральску. Кроме того, УАЗ является достаточно модернизированным предприятием по сравнению с БАЗом, а тиманский боксит гораздо дешевле субровского. Риторический вопрос: у кого больше шансов выжить в жестокой рыночной экономике и в условиях кризисного сокращения выпуска алюминия и глинозема, провозглашенного «РУСАЛом», – у тандема Тиман-УАЗ или СУБР-БАЗ?» – задается вопросом Александр Жуланов, уточняя, что для спасения производства работники СУБРа готовы к акциям протеста. 

«С 2007 года сокращены объемы производства на СУБРе – предположительно, на один миллион тонн – с 3,5 миллиона тонн боксита в год до 2,4 миллиона. Предприятия обречены действовать вместе. Поскольку, если нет БАЗа – нет СУБРа. Нужно бороться, объединяться профсоюзным коллективам БАЗа и СУБРа, вместе работать думам Краноснотурьинска и Североуральска. Надо проводить митинги, акции, писать письма от думы, подкреплять мощным давлением движение снизу, направлять делегацию рабочих с СУБРа, чтобы они выступали на митинге в Краснотурьинске. Может, в городе нужно создавать комитет «За спасение СУБРа» либо создавать единую с комитетом «За спасение БАЗа» организацию», – считает Александр Жуланов.          

Напомним, как рассказывала «Правда УРФО», Краснотурьинск уже в течение почти года является социальной «миной замедленного действия» Свердловской области. Причина – в критической ситуации на БАЗе, которая возникла еще в середине ноября 2011 года. Тогда предприятие Олега Дерипаски заявило о закрытии части электролизного производства, сокращении персонала или переводе их на другие виды производства. Под угрозой увольнения остались более одной тысячи человек. Официально декларированная причина – в завышенной цене на электроэнергию, которая приводит к убыточности алюминиевого производства.

«С начала года цена электроэнергии для БАЗа выросла на треть (средний тариф электроэнергии составил 6,8 цента за кВт/ч), ее стоимость уже в два раза выше, чем для заводов в Сибири, и в полтора раза выше, чем для алюминиевого завода в Швеции», – пояснял тогда Роман Лукичев.

В ситуацию был вынужден вмешаться лично тогда еще премьер Владимир Путин, который провел 8 декабря 2011 года правительственную комиссию. По итогам мероприятия был принят ряд антикризисных мер для обеспечения безубыточности БАЗа – прямое подключение к сетям «ФСК», оно произошло 1 января 2012 года (минуя сети «МРСК Урала»), и продажа БТЭЦ «КЭС-Холдингом» Виктора Вексельберга. Однако из-за завышенной оценки теплостанции, предложенной компанией Ernst&Young, сделка по продаже была фактически сорвана. Стоимость актива достигла уровня трех миллиардов рублей из-за дорогостоящего ТЭО на строительство Новобогословской ТЭЦ, которую обязан возвести владелец БТЭЦ. В «РУСАЛе» с оценкой не согласились, предложив свою цену – около 900 миллионов рублей. В «КЭС-Холдинге» «Правде УРФО» пояснили, что компания была вынуждена прекратить переговоры по продаже Богословской ТЭЦ в связи с непринятием «РУСАЛом» оферты.  

К прочему, на совещании, прошедшем 16 мая в Краснотурьинске, стороны не только отреклись от предварительных решений по продаже БТЭЦ, принятых при Владимире Путине, но и разработали свой список антикризисных мер. Это строительство двух очередей Новобогословской ТЭЦ, одна из которых будет обеспечивать электроэнергией Краснотурьинск, другая – БАЗ. Помимо этого рассматривался вопрос о выступлении с предложением к российскому правительству снизить тариф на электроэнергию для завода на уровне не более четырех центов КвТ/ч.

В связи с критической ситуацией на предприятии, продолжающимся отключением электролизных ванн общественной организацией, комитетом «За спасение БАЗа», были направлены письма президенту РФ и полпреду президента в УрФО с просьбой разобраться в проблемах предприятия. Под документом поставили подписи 10 тысяч человек. Однако, не получив исчерпывающего ответа, общественники приняли решение приступить к организации митинга в Краснотурьинске.

Эксперты считают, что, учитывая ситуацию на рынке алюминия, опасения относительно судьбы СУБРа можно считать оправданными.   

«При таких ценах и переизбытке алюминия на рынке производителям приходится снижать объемы производства – не является исключением и «РУСАЛ». И если есть неэффективные мощности, то они закрываются – таковы правила рыночной экономики. Предпосылки к тому, что «РУСАЛ» будет закрывать некоторые свои мощности, действительно есть. Если акционеру предприятие приносит убытки, то им нет смысла ради рабочих сохранять производство. Мировые мощности превосходят существующий спрос. Скапливается огромное количество алюминия, что, безусловно, влияет на цены, тем более в условиях существующей макроэкономической ситуации. Единственное, что могут предпринять предприятия, – сокращать производства, чтобы цены выросли до уровня рентабельности. Это единственный метод, который рано или поздно будет применен», – указывает аналитик по металлургии ИК «Rye, Man & Gor Securities» Андрей Третельников.  

Бывший гендиректор БАЗа Анатолий Сысоев уверен, что судьба СУБРа полностью зависит от разрешения ситуации на БАЗе.

«Сейчас идут переговорные процессы – губернатор написал письмо на имя Путина, и нужно ждать реакцию со стороны президента РФ. СУБР, БАЗ находятся в одной связке, полиагломерации, работающей в одном ключе – Североуральск, Волчанка, Карпинск, Краснотурьинск, в конце этой технологической цепочки – БАЗ. Все, что будет плохо решаться по БАЗу, скажется на жителях всех городов. Потому что будет идти поставка боксита на БАЗ, если же будет производиться только глинозем – эффективность БАЗа упадет. Если что-то случится с БАЗом, то карпинцы, которые работают в том числе на БАЗе, почувствуют это на себе. Волчанка также пострадает, поскольку поставляет уголь. Это абсолютно взаимосвязанные технологической цепочкой города», – считает Анатолий Сысоев.

В областном министерстве промышленности опровергли информацию о закрытии шахт СУБРа. 

«Окончание строительства шахты «Черемуховская-Глубокая» запланировано на 2013 год. Эксплуатация шахты может начаться в 2013 году или в начале 2014 года, это соответствует утвержденному плану. Закрытия шахты «Черемуховская» не предполагается, в перспективе они вместе с «Черемуховской-Глубокой» будут работать как единый комплекс. Закрытие шахты «Красная шапочка» в ближайшее время не планируется. Предпосылок для акций протеста на СУБРе нет, рабочие получают достойную заработную плату, деньги выплачиваются в срок, предприятие работает стабильно», – перечисляет первый заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Валерий Турлаев. 

В «РУСАЛе» заявили, что шахты «Черемуховская» и «Красная шапочка» выводить из эксплуатации в ближайшее время не планируется.

«СУБР – стабильно работающее предприятие и одно из немногих в стране, ведущее капитальное строительство новых шахт и горизонтов, постоянно пополняющее штат самоходной техники и использующее последние разработки в области безопасности труда. Строительство шахты «Черемуховская-Глубокая» идет по плану, пуск ее намечается на 2013 год», – заявил управляющий директор СУБРа Иван Махраков.

Временную остановку шахты «Черемуховская» в «РУСАЛе» объясняют строительством новой.

«Для того чтобы подземные горизонты новой шахты были готовы к добыче руды ко времени пуска ее вертикального ствола, на шахте «Черемуховской» временно приостановлена добыча боксита, а все забойщики переведены на проходку и строительство новых горизонтов. Богословский и Уральский алюминиевые заводы готовы переработать весь добываемый СУБРом боксит. Так называемый комитет «За спасение БАЗа» состоит из нескольких политиков – членов ЛДПР. Компания «РУСАЛ» никак не комментирует чье-то желание присоединиться к ЛДПР», – пояснил Роман Лукичев.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием ситуации.

Справочно: Североуральский бокситовый рудник (входит в ОК «РУСАЛ», Североуральск, Свердловская область) мощностью 3,4 миллиона тонн руды в год добывает бокситы подземным способом. На предприятии работает 3,7 тысячи человек. Генеральный директор – Иван Васильевич Махраков.

Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале, на Дзене, в Одноклассниках и во ВКонтакте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости правды
Правда о спорте
Мнения о правде
Правда жизни